Электронное портфолио как эффективный инструмент оценки цифровой грамотности педагога. Цифровая грамотность педагога Цифровая грамотность педагога

25.10.2022 Костюмы

эффективно использовать коммуникации, обрабатывать информацию, работать в команде, использовать информационные технологии и производить новые знания.

Этим навыкам редко учат в школе (веб-сайт «Партнерства во имя навыков XXI века» – www.21stcenturyskills.org ). Сегодня новым вызовом для традиционной системы образования становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех уровнях образования, а это требует профессионального развития преподавателей и учителей. Вопросы формирования цифровой грамотности в системе общего образования решаются на основе обзора опыта принятия решений по данной проблеме в разных странах, в том числе по развитию интеграции ИКТ в образовательные программы, в информационную образовательную среду сетевого взаимодействия школ и управления школами на основе использования ИКТ.

Цифровая грамотностькак компонент жизненных навыков

Современные практические навыки – это сложная система знаний, умений, навыков и мотивационных факторов, которые необходимо развивать в соответствии с конкретными областями деятельности. Наиболее важна цифровая грамотность для пользователей ИКТ, профессионалов электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ.

Навыки пользователя ИКТ должны быть освоены всеми гражданами общества, основанного на знаниях, они включают умение:

эффективно выбирать и применять информационные системы и ИКТ устройства;

использовать общедоступное программное обеспечение в повседневной жизни;

использовать специализированные ИКТ средства и инструменты для работы;

гибко адаптироваться к изменениям инфраструктуры и прикладных ИКТ инструментов.

Навыки профессионала в сфере электронного бизнеса представляют собой способности, необходимые для использования возможностей этого вида деятельности на базе Интернета. Среди наиболее важных навыков можно выделить следующие:

рационализация управления;

продвижение наиболее эффективных и результативных способов организации бизнеса;

освоение новых путей управления уже существующим бизнесом;

выстраивание нового бизнеса.

Навыки специалиста в области ИКТ требуют высокого уровня специальных знаний, необходимых для того, чтобы:

исследовать, развивать и совершенствовать инструменты ИКТ;

управлять, производить, обеспечивать маркетинг и продавать ИКТ инструменты и услуги;

консультировать, внедрять и устанавливать прикладные программы на основе ИКТ;

обеспечивать работу, администрирование и поддержку, оказывать сервисные услуги при применении ИКТ.

Цифровая грамотность и базовые компетенции

Цифровую грамотность следует развивать в связи с общими задачами образования: если использование ИКТ является базовым навыком, оно должно быть включено в школьную программу. Представляется, что цифровая грамотность оказывает благотворное воздействие на формирование других базовых навыков и компетентностей учащихся. Постоянно растет объем национальных и международных свидетельств позитивного влияния цифровых технологий на общие измеряемые результаты обучения.

Цифровая грамотность способствует успешному обучению: учащиеся легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом цифровой грамотно-

сти является и управленческая информация , предоставляемая учащимся и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн сообщества и работают с различными сетями. С другой стороны, интегрированная и оценочная информация становится частью навыков, осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке информации, показывая ученикам различия между надежными и бесполезными цифровыми ресурсами.

Наиболее важны компоненты цифровой грамотности общие для будущих пользователей компьютера и профессионалов в области ИКТ – доступ, управление, оценка, интеграция, создание и коммуникационный обмен информацией в индивидуальной или коллективной работе в сети, поддержка компьютерных технологий, веб-среда для обучения, работы и досуга. Эти навыки напрямую связаны с базовыми компетенциями; следовательно, цифровая грамотность так же насущна, как и традиционная грамотность

– чтение и письмо, математические навыки и управление социальным поведением. Ниже показано соотношение компонентов цифровой грамотности и базовых компетенций.

Доступ к информации определяется как идентификация информационных источников, а также освоение способов сбора и получения информации, что является одним из базовых компонентов грамотности. Цифровая среда значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний. Однако поиск информации в этой среде требует более изощренных навыков по управлению информацией . При использовании Интернета не всегда возможно применить существующие традиционные организационные или классификационные схемы для оценки содержания источника. Например, книги и журналы могут оцениваться по репутации их издателя, но большинство веб-сайтов не имеет указаний на то, что они созданы уважаемым учреждением, заслуживающим доверия. Оценка информации (вынесение суждений о ее адекватности, актуальности, пользе, качестве, релевантности или эффективности) играет здесь особую роль. Способность определить авторитетность или время создания источника информации, полученного онлайн, предполагает наличие навыков цифровой грамотности, которые человек может приобрести лишь в результате обучения и практического опыта. Таким образом, управление информацией стало насущной частью программ формирования цифровой грамотности, которая, в свою очередь, опирается на другие виды грамотности и обеспечивает учащихся инструментарием для их развития.

Интеграция – еще один навык, связанный с базовыми компетенциями. В случае цифровой грамотности этот навык предполагает интерпретацию и репрезентацию информации с использованием инструментов ИКТ. Самая трудная задача – научиться синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников. Интеграция требует решения определенных технических задач: зачастую разные типы данных должны обрабатываться одновременно. Следовательно, для процесса интеграции необходима и визуальная, и вербальная грамотность, чтобы сопоставлять и увязывать друг с другом тексты, таблицы и изображения. Учебные программы, сформированные с встраиванием ИКТ в конкретные учебные дисциплины, приобретают в этом контексте особую ценность и ориентированы на междисциплинарный подход.

Создание новых знаний – ключевая задача всех основных видов грамотности. Аналогичным образом построение новой цифровой информации путем адаптации, применения компьютерных программ, дизайна, изобретения или разработки авторских материалов также составляет ядро цифровой грамотности. Владение ИКТ входит в число первейших технических навыков, способных поддерживать процесс творчества. ИКТ стимулируют формирование новых методов творчества и жанров в науке и искусстве.

Наконец, коммуникации представляют собой важный компонент основных видов грамотности, который радикально изменился в цифровую эпоху. ИКТ обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые прежние средства коммуникаций. Цифровая грамотность может поддерживать другие виды грамотности, предоставляя наиболее адекватный и удобный канал коммуникации с целью адаптации и предоставления информации во множестве социокультурных контекстов.

Для того чтобы развить у учащихся навыки, адекватные XXI веку, работники образования должны научиться уверенно использовать ИКТ и интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными компетентностями в жизни. Молодые преподаватели, родившиеся уже в цифровую эру, могут стать хорошим примером таких специалистов, активно использующих ИКТ, но пока не обязательно обладающих достаточ-

Медийная и информационная грамотность в условиях развития цифровых технологий

ной грамотностью для применения ИКТ в учебном процессе. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя знания и навыки в области образовательной политики и этики применения ИКТ, они должны следить за темпом инноваций в цифровом образовании. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя способность эффективно использовать ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной деятельности, разнообразные комплексы навыков, необходимых в этих сферах.

Стратегические подходы к цифровой грамотности в образовании

Во многих странах политика в области образования учитывает необходимость развития цифровой грамотности, но изначально акцент делался на формировании и совершенствовании инфраструктуры, а не на подготовке и мотивации учителей к ее эффективному использованию. Таким образом, революция в цифровом образовании приходит лишь десятки лет спустя бума компьютеризации в 1980-х гг. К концу ХХ века ИКТ включены в стандарты в большинстве развитых стран и широко применялись для преподавания, обучения, получения доступа к данным, управления и коммуникационного взаимодействия школ. Компьютеры стали катализаторами инновационных процессов в образовании.

В Ежегодном отчете ЮНЕСКО за 2009 год «Политика информационного общества» отражен основной вызов, с которым столкнулись те, кто определяет политику в области образования: расширение цифрового разрыва или недостаточное развитие в сфере цифровой грамотности в развивающихся странах. Все чаще цифровая грамотность становится национальным приоритетом развивающихся стран. Основные точки отсчета для оценки результатов образования почти всегда связаны с видами образовательной деятельности, основанными на применении ИКТ, а методика обучения с использованием ИКТ получает все большее распространение. Например, вклад цифровой грамотности в общую грамотность (умение читать) и навыки непрерывного обучения на протяжении жизни не вызывает ни малейших сомнений. Однако некоторые исследователи подчеркивают важность чтения и письма при поддержке компьютера, а другие видят «издержки» цифровых текстов, которые становятся, на их взгляд, препятствием к чтению книг. Но в области непрерывного обучения роль электронного чтения велика, так как оно предоставляет доступ широчайшей взрослой аудитории к многочисленным источникам.

Управление образованием и цифровая грамотность

Органы, осуществляющие управление образованием, должны создать благоприятные условия для интеграции ИКТ в ключевые сферы школьной культуры:

Управление и видение: Приобретение навыков планирования и развития стратегий ИКТ, подходящей инфраструктуры и подготовка персонала.

Обучение и преподавание: Формирование мотивации, навыков и компетенций, необходимых для успешного внедрения стратегии ИКТ в школьную программу.

Продуктивность и профессиональная практика: Качество обучения зависит от реализации стратегии ИКТ.

Поддержка, управление и деятельность: Качество реализации стратегии ИКТ в школе и обеспечение технической, профессиональной и моральной поддержки персонала.

Оценка: Оценка качества образовательного процесса и роли стратегии ИКТ в школьной культуре.

Социальные, этические и правовые аспекты: Качество стратегии ИКТ затрагивает права отдельных личностей и групп – а это вопросы, которые регулируются на правовом уровне или решаются индивидуально руководством и персоналом школы.

Развитие стратегий формирования цифровой грамотности может быть ускорено благодаря проработке этих кластеров навыков.

Оценка уровня цифровой грамотности

Цифровые инструменты наиболее пригодны для оценки цифровой грамотности, наиболее распространенным является электронное или цифровое портфолио – собрание электронных свидетельств, со-

бранных и определяемых пользователем, обычно с использованием Web. Каждое электронное свидетельство может включать электронный текст, файлы с изображениями, мультимедиа, данные из блогов

и платформой для самовыражения, а также, если они размещены в Интернете, ими можно динамично управлять на протяжении необходимого времени. Некоторые электронные портфолио имеют установки, позволяющие варьировать степень доступа аудитории, так что их можно использовать для разных целей. Вот три основных типа электронных портфолио, хотя о них можно говорить и в других контекстах:

направленное на развитие (например, рабочее);

рефлексивное (например, учебное);

презентационное (например, пакет образцов работы).

Портфолио, направленное на развитие, – это регистрация того, что автор сделал за определенный период времени, оно может быть структурировано в связи с результатами пользователя. Рефлексивное портфолио включает личные размышления по поводу контента и оценки того, что он означает для развития владельца портфолио. Презентационное портфолио показывает достижения владельца в плане конкретной работы или в отношении поставленных целей, следовательно, оно составлено избирательно. Когда оно используется для заявки на получение работы, его можно назвать «карьерным портфолио». Три основных типа могут соединяться для достижения определенных учебных, личных или деловых целей; владелец электронного портфолио обычно сам определяет уровень доступа к нему.

Более гибкий инструмент доступа к цифровой грамотности «в действии» – компьютер в работе, или компьютер в онлайн тестировании. В 2006 г. Программа Организации экономического сотрудничества и развития по Международной оценке учащихся (PISA) применяла методы оценки на основе компьютеров в специальном научном исследовании (CBAS). Результаты показали, что онлайн оценка является равноценной альтернативой «бумажных» методов. Однако ее итоги намного легче анализировать, а данные анализа быстрее поступают преподавателям и руководителям системы образования.

К созданию новых параметров цифровой грамотности

Содержание и формы развития цифровой грамотности должны в XXI веке отличаться от существовавших прежде, на сцену выходят компьютерные пользователи – дети «сетевого поколения» 1980-х. В интересах детей, чьи родители появились на свет уже в цифровую эру, должны быть пересмотрены приоритеты в развитии навыков ИКТ. Модели и установки ХХ века описывают базовые компьютерные навыки, которые уже стали повседневной деятельностью множества людей, возникают новые задачи. Обучение цифровой грамотности готовит и к новым вызовам XXI века: использованию социальных сетей, созданию экосистемы участия во взаимодействии, побуждающем к сотрудничеству в области построения знаний и творчества . Эти понятия должны находиться в центре дискуссии о цифровой грамотности будущего. Цифровая грамотность может стимулировать творческое самовыражение только в том случае, если образование охватывает широкий спектр творческих опций, которые предлагают ИКТ.

Детям и молодежи цифровой эпохи нужна новая модель развития, основанная на применении ИКТ для формирования визуального языка обучения, естественного для поколения, вырастающего изначально среди ИКТ; это побуждает нас пересматривать традиционные представления о художественном развитии детей и молодежи. Аналогичным образом, обучение музыке или дизайну ведет к новым, ориентированным на творчество видам цифровой грамотности. Творчество как основной компонент цифровой грамотности, вероятно, станет главной характеристикой применения ИКТ в XXI веке, точно так же, как потребление информации определяло последние десятилетия ХХ века. Если цифровая грамотность будет включать развитие творческих способностей, то образовательные методики должны будут изменяться.

Влияние социальных сетей на то, как мы учимся в школе и вне ее, может также пролить новый свет на содержание цифровой грамотности. Формы использования Web 2.0 – блоги, вики, сайты социальных сетей, микроблоги или социальные ссылки – оказывают все более заметное воздействие на способ построения и получения нами знаний. Влияние этих каналов информации на нашу жизнь широко освещалось, но даже сегодня эти инструменты пока редко используются в системе образования.

Медийная и информационная грамотность в условиях развития цифровых технологий

3.2. Медийная грамотность и новый гуманизм

Осознанность и новый гуманизм

Живущему в цифровую эпоху человеку, окруженному ИКТ, важно развивать осознанное восприятие технологического прогресса. Для принятия информированных решений он должен учитывать положительные и отрицательные последствия любых изменений и понимать, что при выборе технологических альтернатив прогресс является лишь одним из нескольких возможных вариантов. Успешное развитие ИКТ и медиа технологий будет зависеть от нашей способности осознанно принимать решения, предвидя их потенциальное воздействие. Общество глобальных коммуникаций несет в себе огромный потенциал, но и таит определенные риски. Данный потенциал может быть реализован в интересах общества при условии непрерывного укрепления сознательности и ответственности каждого человека и общества в целом. Эта осознанность должна иметь гуманистический характер, быть медиа ориентированной и способствовать реализации принципов нового гуманизма:

человеческая личность должна находиться в центре медиацивилизации, нового мира телекоммуникаций;

критическое отношение к гипертехнологичной среде и способность к осознанному выбору между необходимостью изменений и неизменности;

создание благоприятных условий для индивидуальной свободы в рамках коммуникаций, которые способны вызвать зависимость и другие формы интеллектуального порабощения;

уважение к многообразию культур и содействие развитию медийной среды в интересах консолидации новой культуры гармоничного мира;

возрождение классического понятия гражданина-космополита, заинтересованного в поддержании контактов с другими народами и имеющего четкое представление о своих правах и обязанностях.

Простота и глобальный характер современных коммуникаций – условия, необходимые для изучения других культур и возможности транслировать особенности собственной культуры. Медиа должны способствовать облегчению взаимопонимания между различными народами, организациями и сообществами, а люди должны иметь способность критиковать и разрушать собственные предрассудки и стереотипы, препятствующие межкультурному диалогу. Для достижения этой цели потребуются систематические усилия в сфере образования (медиа образования), а также системное преобразование мышления и формирование осознанного подхода (медиа грамотность), подразумевающего осознанную независимость суждений и способность мыслить непредвзято и принимать аргументированные решения на основе реализации права на доступ к информации и информационную открытость, на свободное выражение мнений и передачу информации, свободу творчества и взаимодействия с себе подобными, использование всех доступных средств обмена информацией и уважение к многообразию культур.

Новая система ценностей

Первое место в новой системе ценностей, опирающейся на медийную и информационную грамотность, занимает защита свободы личности. Вторым по значимости является конструктивный открытый диалог: способность организованных и неорганизованных групп людей генерировать качественную информацию, критически оценивать эту информацию и управлять принятием решений. Далее следует понятие личного и коллективного творческого потенциала, творческого подхода как основного метода решения проблем, внедрения новшеств и достижения социального и экономического прогресса. Следующая в ряду ценностей - идея активной, коммуникативной демократии, на которую опирается демократия в политике. Без свободы самовыражения и поиска информации демократическим путем, без реального равенства в возможности участвовать в жизни общества и осуществлять обмен мнениями демократическая реализация власти невозможна. Наконец, немаловажным фактором в системе ценностей, связанных с медийной грамотностью, является приятие культурного разнообразия и готовность к межкультурному диалогу, способствующему взаимопониманию и кропотливому выстраиванию общих ценностей.

Разнообразие медиа контекстов

Личный медиа контекст проявляется в ходе ежедневного взаимодействия человека с медиа. Таким образом человек приобретает знания и формирует собственное индивидуальное отношение или же развивает свои познания и установки, приобретенные ранее.

Контекст семьи оказывает ежедневное воздействие на модель потребления медийных продуктов детьми. Семья с раннего возраста формирует задатки медийной грамотности детей. В рамках семьи может планироваться деятельность, связанная с приобретением медийных навыков, но она, как правило, носит контролирующий, обучающий или даже регулирующий характер, но не носит систематического образовательного характера.

Образовательный медиа контекст реализуется в рамках формализованного медиа образования, в рамках которого педагоги осуществляют обучение, используя медийные средства и обучая использованию медиа.

Собственно медийный контекст имеет общественный характер и охватывает медийные средства, общественность, специалистов и учреждения или компании. Все они могут быть использованы для развития новых аспектов медийной грамотности и стимулировать новые виды деятельности в медиа среде.

Наконец, под гражданским контекстом мы подразумеваем контекст, связанный с гражданской позицией, общественной и политической сферой.

Все контексты взаимодействуют друг с другом. Личный контекст находится в тесной связи с семейным медиа контекстом и с образовательным медиа контекстом. Медийный медиа контекст влияет на все другие медиа контексты, в то время как контекст цивилизации включает в себя все остальные.

Новая стратегия медиа образования

Наиболее значительным событием в последние годы в продвижении медийной грамотности, стало массовое, активное вовлечение новых участников, что повлекло за собой ряд изменений:

Постепенное внедрение медиа образования и медийной грамотности в государственные образовательные программы.

Содействие образовательным мероприятиям, направленным на развитие медийной грамотности, как в школах, так и в культурных и молодежных центрах.

Повышенное внимание со стороны родителей к медиа образованию детей.

Усиление вовлеченности законодателей в вопросы защиты несовершеннолетних и предотвращения рисков при использовании медиаустройств.

Растущее внимание неправительственных организаций и ассоциаций, работающих с детьми, к вопросам медиа образования.

Расширение участия медиаиндустрии в медиа образовании.

Включение элементов, связанных с цифровой и медийной грамотностью, в профессиональную подготовку.

Официальное признание значения навыков и умений в сфере медиа во всех областях профессиональной деятельности.

Осознание важности формирования медийной грамотности у граждан для стабильного развития общества.

Признание факта, что в глобализированном мире успех межкультурного взаимообмена и образования для достижения мира во многом зависит от уровня медиа образования и медийной грамотности.

Основные тенденции движения, направленного на развитие медийной грамотности, можно сформулировать следующим образом:

Создание практических концептуальных основ медийной грамотности.

Обновление образовательных программ с учетом медиа образования и его внедрения в текущие образовательные реформы в качестве ключевого целевого навыка. Это подразумевает составление конкреных программ медиа образования, смену образовательных стратегий, введение в

действие новых систем оценивания этих навыков и акцентирование роли преподавателей. Кроме

Медийная и информационная грамотность в условиях развития цифровых технологий

того, появляются новые стратегии, направленные на становление информационной грамотности как части непрерывного обучения.

Медийная грамотность становится ключевым элементом в современном гражданском обществе, неотъемлемой частью глобального общества. Таким образом, медийная грамотность рассматривается как право и обязанность всех граждан. Содействие развитию активного, здорового общества, в котором культурная коммуникация играет важную роль в рамках новой культуры, направленной на укрепление мира, во многом зависит от уровня медиа грамотности.

Концептуальные основы медийной грамотности

Понятие медийной грамотности охватывает три основных направления:

Способность к критическому мышлению и творчеству;

Способность решать задачи;

Способность к творческой деятельности и коммуникации. Способность к критическому мышлению и творчеству можно

рассматривать как способ использования интеллектуальных способностей для анализа и оценки информации, а также создания

новых концепций, новых идей, аргументов и гипотез. Критическое мышление способствует выработке моделей для понимания окружающего мира, среды и моделей действия. Медийная грамотность призвана формировать новые понятия, правила и навыки, чтобы помочь людям правильно использовать информацию, распространяемую СМИ. Таким образом, медийная грамотность облегчает решение следующих задач: поиск и получение доступа к наиболее качественным информационным ресурсам, используя надёжные источники, содержащие разностороннюю информацию; проверка надежности и ценности источника; оценка информации с использованием строгих критериев; согласование данных с определенной обстановкой и восприятие информации в соответствии с источником, из которого она появилась и распространилась, что, в свою очередь, подразумевает знание особенностей медийной среды, ее информативной грани, а также идеологических и культурных ориентаций, распространению которых она способствует, и, наконец, синтез новой информации с ранее имевшейся.

Способности решать задачи – еще один аспект медиа грамотности. Медийная грамотность должна стать залогом того, что медиасредства и их использование гражданами будут способствовать эффективному решению задач. Существует много областей, в которых методы решения задач связаны с использованием медиа, таких, в частности, как межкультурные или политические конфликты, борьба со стереотипами и предрассудками, внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование и общественную жизнь, создание сообществ и сетей, участие граждан в политическом диалоге, сохранение культурной самобытности, неприкосновенность частной жизни и защита личной информации, контролирование институтов власти, прозрачность рыночных процессов и потребления, право на свободу выражения мнений и доступ к информации, политические дебаты и многое другое.

Способность к творческой деятельности и коммуникации включает в себя следующие навыки:

Практические навыки, охватывающие весь набор технических навыков, необходимых для использования технологий и медиасредств.

Способность к творчеству, оригинальности и новаторству в творческой деятельности.

Коммуникативные навыки охватывают социальные навыки, способность к взаимодействию, умение оценивать актуальность определенных сообщений для определенных адресатов и реагировать с учетом ответов собеседника.

Семиотические и культурные навыки проявляются в умении действовать с использованием особенностей языка общения и культурных традиций.

Медиа образование и его новые цели

Навыки критического мышления, творческие и коммуникативные навыки, как правило, присущи отдельным индивидам, однако, медиа образования затрагивает все процессы, в которых задействованы медиа. Таким образом, мы отделяем виды деятельности в области медиа образования, которые могут быть реализованы в условиях школы, от действий, осуществляемых в свободное время или в рамках социального контекста. Применительно к образовательной деятельности чрезвычайно важен вопрос о подготовке учителей, а в сфере внеурочной деятельности для развития компетенций, необходимых для «обитания в медиасреде», определяющими являются возможности доступа к ней. С другой стороны, в рамках медиа образования мы также рассматриваем семейную медиасреду, поскольку именно в семье дети и молодежь приобретают свои первые навыки обращения с медиа.

Сегодня медийная грамотность признана необходимым навыком. Без обучения медийной грамотности развитие информационного общества зайдет в тупик. Она также важна для развития гражданского общества. Глобальному обществу необходимы граждане, имеющие соответствующие глобальные и демократические убеждения. Без медийной грамотности новое гражданское общество останется недостижимой целью. Таким образом, глобальные гражданское общество является универсальным синонимом медийной грамотности.

Кроме того, ценности, связанные с грамотностью, объединяются с некоторыми ценностями прошлых времен, но в новом контексте. Это уже не вопрос таких ценностей, как право голоса в выборах государственной власти, а вопрос участия в глобальном процессе принятия решений планетарного масштаба. Это не просто вопрос поощрения национального патриотизма, но ощущение мирового гражданства, присущее космополитическому патриотизму. Это уже не только вопрос о достоинстве отдельного гражданина, а о достоинстве человечества в целом. Медийная грамотность, следовательно, обусловливает культивирование новых ценностей.

На первый план выходят следующие аспекты: а) способность слушать, понимать и вести разговор; б) толерантность; в) уважение к многообразию; г) этика. Несомненно, что именно эти ценности, помещенные в рамки идеи глобального гражданства, являются теми ценностями, которые связаны с формированием медийной грамотности.

Значение межкультурного диалога

Межкультурный диалог сам по себе имеет решающее значение для выживания и устойчивого развития нашей планеты. Инициативы ООН и ЮНЕСКО в сфере межкультурного диалога и медийной грамотности базируются на признании того факта, что медийная грамотность и глобальное образование могут способствовать взаимопониманию между культурами и цивилизациями. В настоящее время средства коммуникации активно формируют мнение членов человеческого сообщества о себе и о других. Они также представляют собой коммуникационный мост между сообществами и группами, особенно в условиях массового распространения ИКТ. Таким образом, они могут способствовать созданию конфликтов и разногласий, или, наоборот, содействовать диалогу и взаимопониманию. Если граждане усовершенствуют свои медийные навыки, они смогут выдвигать требования СМИ - предоставлять информацию, соответствующую развитию мирных и гармоничных международных отношений. Однако, если это требование не будет выполнено, возникнет угроза сползания в сторону популизма и сектантства. С другой стороны, если люди усовершенствуют свои коммуникативные способности, их способность к самовыражению в глобальном масштабе будет способствовать уважению к разнообразию, а также восприятию себе подобных как равноправных собеседников.

Современные глобальные проблемы требуют немедленного внимания и принятия срочных мер в целях обеспечения мирного сосуществования, гармонии и взаимодействия людьми разных культурных традиций путем межкультурного диалога. В этом контексте, когда речь идет о продвижении масштабного международного диалога, средствам коммуникации отведена стратегическая роль, при условии, что им будет предоставлена независимость и свобода действий. СМИ влияют на формирование отношения к иным культурам и религиям и, следовательно, на них возложена уникальная ответственность за утверждение толерантности в мире.

Медийная и информационная грамотность в условиях развития цифровых технологий

Перед медийной грамотностью ставятся новые цели и новые задачи. Основная цель состоит в создании мирного общества, являющегося комфортным местом обитания для всех его членов. Создание глобальной идентичности должно быть гармонизировано с идеями культурного разнообразия. Следовательно, для создания подлинного общества знаний необходимо уделить особое внимание гармонизации всех этих аспектов. Медийная грамотность граждан глобального информационного общества может сделать вклад в продвижение этих ценностей.

Задачи межкультурного диалога

Рассмотрим потенциальный вклад медийной грамотности в построение мирного и гармоничного глобального общества. Программа действий должна быть основана на следующих принципах:

Устранение разрыва между цифровыми технологиями и когнитивными навыками – равные условия доступа и возможность участвовать в глобальной общественной сфере имеют существенное значение. Тем не менее, сейчас важнее делать упор не на доступности технологий, а на сбалансированности когнитивных навыков, необходимых для использования этих технологий.

Стимулирование международного сотрудничества: усилия по преодолению цифрового неравенства должны сопровождаться усиленным содействием творческой деятельности, общению и взаимодействию в рамках глобальных коммуникативных сетей.

В современной ситуации необходимо прилагать усилия к созданию систематического международного сотрудничества с последующим обменом ресурсами и опытом.

Глобальное образование – это не просто достижение глобального признания медийной грамотности, а соответствующие действия в рамках разработанных международных стратегий сотрудничества. Система образования, которая пока еще чрезмерно зависима от национального контекста, должна стать мостом между странами и народами. Для этого потребуется изменить устаревшую модель образования, в рамках которой обучающиеся были пассивными получателями знаний.

Образование должно быть открытым к глобальным взаимодействиям. Образовательные программы должны быть плодом сотрудничества и общения между народами. Современные технологии будут способствовать реализации этой концепции, и именно глобальная медийная грамотность может помочь в достижении этой цели.

Становление глобальной общественной сферы: интернационализм и признание культурного разнообразия возможны, если граждан интересует всё, что происходит в мире, и они осознают глобальные масштабы мировых проблем. Только медиа ориентированная общественная сфера, которая задает направление человеческой деятельности, может содействовать появлению гражданского общества нового типа. Для этого необходимы глубокие реформы в организации существующих коммуникационных сетей и потоков информации. Верно также и то, что воплощение этих реформ возможно только в условиях содействия глобальному сотрудничеству.

Распространение системы коммуникативных ценностей: новая глобальная медийнаяграмотность потребует нового баланса между ценностями, связанными с коммуникациями, и новой этической системой, подразумевающей глобальную ответственность. Таким образом, новая медийная грамотность должна быть основана на следующих принципах:

ο Баланс между свободой выражения мнений и доступа к информации и правом на информацию и открытость.

ο Баланс между различными доминирующими коммуникационными потоками в развитии информационного наполнения и технологий. Этот языковой, культурный и географический баланс потребует новых правил, уважения к культурному разнообразию и создания новых мостов для межкультурного сотрудничества.

ο Баланс между интеллектуальными и материальными ценностями, между частными и групповыми или общественными интересами. Новая глобальная общественная сфера должна быть основана на гармоничном взаимодействии всех компонентов.

Формирование культуры мира и мирного взаимопонимания между людьми и сообществами

должно стать наивысшей ценностью медийной грамотности, это означает принятие ключевого принципа: нельзя определить, кто прав, если нет диалога, и не может быть мира без свободы и справедливости.

Вызовы XXI века ставят в один ряд специалистов в области распространения информации, учителей, политиков, ученых, представителей власти, индустрию высоких технологий, СМИ и гражданское общество. Глобальные задачи медийной грамотности воспринимаются как часть образования глобального масштаба. Это отражается в ведущей роли медийной грамотности в мире глобальных коммуникаций и в понимании, как использовать потенциал ИКТ в целях улучшения мира. Однако поставленные цели не могут быть достигнуты, если не будет признана необходимость руководствоваться ценностями и практикой нового гуманизма.

Обязательные и дополнительные учебные программы

Описанные выше тенденции дают импульс новым подходам к подготовке и переподготовке учителей. Использование компьютеров и глобальных сетей, а также знание инструментов работы с ними требуют больше знаний и их постоянного обновления. Общество должно быть постоянно предрасположено к обучению и развитию навыков функционирования в новой технологической среде, не выделяя для этого специально время или место. С другой стороны, учитывая сложность освоения новой технологической среды, становится ясно, что без согласования с системой образования, попытки достичь компетентности, к которой мы стремимся, будут бесполезными. В отношении новых технологий, особенно ИКТ, общество не может упускать возможность учиться и обучать. Оно должно использовать любую возможность обучения и почти все методы, разработанные для освоения навыков использования медийных средств. Большая часть этого обучения не встроена в обязательные программы и носит опосредованный характер.

Дети и молодежь, пользователи средств массовой информации старшего поколения в основном приобретают навыки использования медийных средств самостоятельно, без четкой учебной программы, практическим, индуктивным методом, и, возможно, консультируются со сверстниками или повторяют действия других. Очень редко они получают знания из руководств по эксплуатации или инструкций. Это происходит как спонтанное, естественное явление, без четко определенной учебной программы. Движение, направленное на развитие медийной грамотности, ставит перед собой две основные цели:

построить четкие, управляемые и предварительно рассчитываемые учебные программы;

определять, выявлять и анализировать обязательные и дополнительные учебные программы. Достижение этих целей возможно двумя путями. Первый заключается в проведении широкой кампании

по реформе образования, в которой медиа образование по праву займет важное место. Второй путь – активизация общественности, которая поставит медийную грамотность во главу социального прогресса.

Изменения в сфере образования

Новая технологическая и культурная среда XXI века ставит новые задачи: «Чтобы быть на одном уровне с революцией в области ИКТ и следовать темпам научно-технического прогресса в ближайшие годы, необходимо основательно пересмотреть системы образования и обучения. Нам нужны новые пути взаимодействия между работой и обучением, вместо прежней связи между работой и досугом, которые дают человеку возможность развивать свою квалификацию и компетенцию, идя в ногу с непрерывной эволюцией квалификационных требований, неотъемлемой частью которых является использование ИКТ» (Delors et al., 1996).

В последние годы в основе этого пересмотра лежит медийная грамотность.

Информационное общество требует новых методов обработки и получения информации, которые будут открыты с помощью так называемого коллективного разума и коммуникативного общества, и новых языков, которые появятся в результате взаимодействия технологий и коммуникации.

Эти процессы наблюдаются в философском контексте, который сфокусирован на новых ценностях, таких как коммуникационные сети, мировое сотрудничество, введение правил посредством диалога, консенсуса и переговоров.

Все эти изменения могут произойти при одновременном глубоком культурном сдвиге.

Информация о курсе

Курс “Электронное портфолио как эффективный инструмент оценки цифровой грамотности педагога” – это объяснение того, как цифровые технологии и интернет ресурсы могут изменить принципы организации мониторинга и учета индивидуальных достижений.

Цель курса - формирование профессиональных навыков разработки электронного портфолио как основного инструментария оценки индивидуальных и профессиональных достижений педагогах, основанного на грамотном использовании основного потенциала информационных технологий для решения практико-ориентированных задач профессиональной деятельности.

Ориентируя педагогов на развитие ИКТ-компетентности, мы подробно расписываем возможности компьютерных технологий при учете индивидуальных достижений и педагогических разработок.

Курс поможет слушателям сформировать навыки грамотной организации электронного портфолио, включая технологии учета и мониторинга индивидуальных достижений и организации онлайн хранилища учебных контентов.

Массовые открытые онлайн курсы (МООК) – это живой инструмент общения, познания и повышения профессионализма учителей, поэтому мы пригашаем приглашаем участников педагогического сообщества обязательно пройти этот курс и принять участие в дальнейшем его развитии.

Дополнительная траектория обучения, включающая более полное использование инструментов онлайн взаимодействия, позволит слушателям, имеющим высшее образование, получить удостоверение о повышении квалификации.

Курс разработан при поддержке УДПО Тольяттинского государственного университета.

Формат

Курс реализован на платформе массовых открытых онлайн-курсов Canvas.

Материалы курса автоматически открываются системой по мере выполнения запланированных заданий. Для прохождения последующего материала нужно завершить изучение предыдущего. Слушатель выполняет задания в свободном режиме (в любое свободное время).

Курс содержит большое количество иллюстративного и видео материала, практических заданий, которые выполняются факультативно и не влияют на итоговую оценку за курс.

Темы сопровождаются тестовыми и творческими заданиями на обработку полученных знаний.

В конце курса слушатели выполняют итоговый тест, включающий вопросы по всем изученным темам.

Информационные ресурсы

1. Онлайн-платформа «Canvas canvas.instructure.com

2. Педагогическое интернет-сообщество УчПортфолио.ру www.uchportfolio.ru

Программа курса

Модуль 1. Цифровая грамотность современного педагога

  • Цифровая грамотность педагога и ее компоненты.
  • Цифровое потребление для учителя.
  • Цифровая компетенция и ее виды.
  • Цифровая безопасность и ее структура.
  • Дорожная карта цифровой грамотности учителя.
  • Инструменты оценки цифровой грамотности педагога.


Модуль 2. Электронное портфолио как способ отражения индивидуальности и профессиональных достижений педагога

  • Электронное портфолио для педагога.
  • Кому и зачем нужно портфолио учителя?
  • Структура электронного портфолио.
  • Инструментальные средства создания электронного портфолио педагога.
  • Технология создания электронного портфолио педагога.
  • Оценка электронного портфолио педагога.
  • Преимущества и недостатки электронного портфолио педагога.
  • Цифровая грамотность в создании электронного портфолио педагога.

Результаты обучения

В результате обучения на курсе «Электронное портфолио как эффективный инструмент оценки цифровой грамотности педагога» обучающийся получит следующие умения и опыт:


Умения:

  • ориентироваться в многообразии цифровых технологий и интернет ресурсов для профессиональной деятельности педагога;
  • использовать цифровые технологии и интернет ресурсы для организации учета индивидуальных достижений;
  • применять инструменты создания электронного портфолио для организации мониторинга и оценки рейтинговой оценки педагога.

Опыт:

  • работы с электронными и интернет ресурсами образовательных контентов;
  • создания элементов электронного портфолио педагога для мониторинга и оценки рейтинга инструментами цифровых технологий.


Формируемые компетенции (результат)

  • готовность применять концептуальные основы формирования цифровой грамотности в профессиональной деятельности педагога;
  • способность разрабатывать электронное портфолио инструментальными средствами.

Цифровая грамотность педагога как основа создания единого информационного - образовательного пространства

Н.В. Свирина, Кемеровская область, город Полысаево

В XXI веке обучение без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) немыслимо. Важную роль играет цифровая грамотность педагога - качество, которое включает в себя: уверенное пользование персональным компьютером; наличие электронного адреса и обмен как с коллегами по работе, так и с обучающимися; использование в своей преподавательской деятельности технологий электронного обучения; систему заданий по каждому предмету, которые обучающиеся выполняют в электронном виде; наличие и постоянное обновление преподавателем своего электронного ресурса по каждому предмету, который он ведёт; ведение электронного журнала учета результатов выполнения заданий, который всегда доступен для студентов; использование облачных и, по возможности, мобильных технологий.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью.

Современные практические навыки – это сложная система знаний, умений, навыков и мотивационных факторов, которые необходимо развивать в соответствии с конкретными областями деятельности. Наиболее важна цифровая грамотность для пользователей ИКТ, профессионалов электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ.

Навыки пользователя ИКТ должны быть освоены всеми гражданами общества, основанного на знаниях, они включают умение:

Эффективно выбирать и применять информационные системы и ИКТ устройства;

Использовать общедоступное программное обеспечение в повседневной жизни;

Использовать специализированные ИКТ средства и инструменты для работы;

Гибко адаптироваться к изменениям инфраструктуры и прикладных ИКТ инструментов.

Навыки профессионала в сфере электронного бизнеса представляют собой способности, необходимые для использования возможностей этого вида деятельности на базе Интернета.

Навыки специалиста в области ИКТ требуют высокого уровня специальных знаний, необходимых для того, чтобы:

Исследовать, развивать и совершенствовать инструменты ИКТ;

Управлять, производить, обеспечивать маркетинг и продавать ИКТ инструменты и услуги;

Консультировать, внедрять и устанавливать прикладные программы на основе ИКТ;

Обеспечивать работу, администрирование и поддержку, оказывать сервисные услуги при применении ИКТ.

Уровень медийной грамотности педагогов может заметно варьироваться в зависимости от наличия возможностей использования медиасреды..

Стартовый уровень МИГ можно классифицировать следующим образом:

Элементарный уровень: навыки чтения и письма отсутствуют, языковые навыки очень слабо развиты, как и базовые знания в области технологий использования медиа; ограниченные возможности или полное отсутствие возможностей для использования медиа дома.

Базовый уровень: умеренно развитые навыки чтения и письма; наличие опыта использования медиа технологий (электронной почты, навигация в Интернете, общение онлайн); возможность использования медиаресурсов дома.

Продвинутый уровень: развиты навыки чтения и письма, опыт самостоятельного использования медиа (видео, телевидение, радио); обширная практика использования разнообразных технических устройств; возможность использовать разнообразные медиаресурсы дома.

Информационная грамотность педагогов и учащихся красной нитью проходит через концепцию новых образовательных стандартов. "Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и другие".

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.

Под термином "информационная грамотность" понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.

Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий.

Таким образом, от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся. Для решения этой задачи возможно применение методов и приёмов проектно-исследовательской деятельности, уже прочно вошедшей в современный учебно-воспитательный процесс. Обладая широкими интеграционными возможностями, проектно-исследовательская деятельность способствует также формированию универсальных учебных действий, определённых новыми образовательными стандартами. "Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности".

Формирование вышеперечисленных умений, связанных с информационной грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса, воспитательных мероприятий и дополнительного образования.

Для того чтобы соответствовать всем требованиям современного мира каждому педагогу необходимо внедрить в работу ОУ программный продукт, который будет включает в себя:

    модуль коммуникации (сайт, почта, форум, доска объявлений);

    электронное расписание;

    модуль тестирования;

    возможность создания коллекций электронных ресурсов;

    модуль дистанционного обучения;

    электронные журналы, отражающие не только выставление оценок, но и учет посещаемости;

    модуль информационного контроля питания учащихся;

    модуль библиотеки;

    модуль дополнительных образовательных услуг.

Кроме того все участники учебно-воспитательного процесса получат единую среду обмена информацией в рамках ОУ (доска объявлений, каталог школьных ресурсов, механизм портфолио, внутренняя электронная почта, форум, список именинников и т.п.), что улучшает взаимопонимание и сотрудничество, создаёт открытую, комфортную атмосферу.

Плюсы при использовании данной информационной среды и как следствие создания единого информационного пространства в ОУ очевидны:

    Информационная пропаганда деятельности школы затрагивает все основные аспекты деятельности школы и управляема нами.

    Значительно повышается самооценка учителя.

    Открытость образовательной системы для родителей значительно повышает доверие их к школе и статус самой школы.

    Возможность ежедневного контроля за ребёнком со стороны родителя в системе on-line повышает их ответственность за воспитание и обучение ребёнка.

    Создание единой информационной среды позволяет анализировать, прогнозировать, корректировать процессы жизнедеятельности школы в ускоренном темпе. Время принятия решений значительно сокращается.

Основными результатами информатизации системы школьного образования должны стать:

    Повышение показателей обученности учащихся

    Более полная реализация концепции личностно-ориентированного образования

    Осуществление учителями обучения учащихся на основе современных педтехнологий.

    Повышение информационной и общей культуры учащихся и педагогов.

    Свободное общение учащихся и педагогического коллектива на специализированных сайтах в Интернете, с помощью электронной почты.

    Появление, закрепление и развитие общественной потребности в непрерывном образовании, адаптирующейся к изменениям социально-экономической ситуации, поддерживаемой ресурсами информационно-образовательного пространства.

Уверены, что успешному и скорому достижению данных результатов будет способствовать создание и развитие единого информационного пространства образовательного учреждения.

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

Тимофеева Наталья Михайловна
ФГБОУ ВПО "Смоленский государственный университет"
кандидат педагогических наук, доцент


Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования цифровой грамотности у людей пожилого возраста с целью адаптации их к новым современным условиям, улучшения качества их жизни. Раскрываются базовые навыки для взаимодействия с цифровой средой, формируемые в рамках программы "Основы компьютерной грамотности".

DIGITAL LITERACY AS A COMPONENT OF LIFE SKILLS

Timofeeva Natalia Mikhailovna
Smolensk State University
Ph.D., assistant professor of informatics


Abstract
The article deals with development of digital literacy among the elderly with the purpose of adapting them to new conditions, improving their quality of life. Describes the basic skills to interact with a digital environment, formed in the framework of the program "bases of computer literacy".

Грамотность, традиционно определявшаяся как умение читать и писать, в настоящее время стала учитывать стремительный рост распространения и использования цифровых устройств, ресурсов и услуг. Появилось понятие «цифровая грамотность », которое стало базовым компонентом образования и научно-технического прогресса и определяется как совокупность важнейших жизненных навыков . Как инструмент информационной деятельности оно включает в себя важные для современного человека группы навыков:

- компьютерную грамотность , сочетающую в себе пользовательские и технические навыки в области использования компьютерной техники;

- ИКТ грамотность , объединяющую в себе коммуникационную составляющую (навыки для использования сервисов и культурных приложений, поддерживаемых и распространяемых через Интернет), и информационную составляющую, под которой подразумевается способность оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать и использовать цифровую информацию.

Характерной проблемой современного мира является, то, что приобретение перечисленных навыков для людей более старшего поколения не всегда доступно и легко.

С 2012 года при Смоленском государственном университете на базе Социально-психологического центра открыто социальное отделение «Мудрость» для пожилых людей (Институт третьего возраста), где людям старшего поколения предоставляются дополнительные образовательные услуги по программе «Основы компьютерной грамотности». Основные содержательные разделы данной программы , :

Основы работы с персональным компьютером и архитектура компьютера;

Операционная система;

Текстовый редактор Word;

Возможности редактора Microsoft PowerPoint;

Приемы записи информации на внешние носители;

Возможности сети Интернет;

Система государственных структур.

В рамках указанной программы у пожилых людей формируются следующие базовые навыки цифровой грамотности:

1) навыки использования информации:

  • понимание значения информации в XXI веке;
  • знание, как выбрать источник информации в зависимости от вида деятельности и специфики задачи;
  • владение методами поиска информации;
  • умение критически оценивать информацию;

2) навыки отношений в информационной среде:

  • умение присоединиться к выбранному сообществу и участвовать в его жизни, например, участие в сообществах по интересам;
  • умение создавать аккаунты в социальных сетях;
  • способность взаимодействовать с людьми, живущими в различных частях планеты, например, по средствам электронной почты, социальных сетей, Skype;

3) владение языком медиа:

  • способность создавать корректные, ясные и последовательные информационные сообщения, например, с помощью электронной почты;

4) навыки творческого использования ИКТ:

  • умение подбирать необходимый контент;
  • умение создавать простые тексты и мультимедийные презентации с помощью специальных программных средств;

5) навыки в области этики в информационной среде:

  • знание о праве на доступ к информации и ограничениях, связанных с этим;
  • понимание обязательности соблюдения законов в отношении авторского права, права на неприкосновенность частной жизни;

6) навыки безопасности в информационной среде :

  • знание о необходимости защиты личной информации;
  • знание о рисках работы в компьютерных сетях.

Открытие подобных геронтологических структур призвано значительно улучшить качество жизни пожилых людей за счет их адаптации к новым современным условиям.

1. Цифровая грамотность служит катализатором развития, содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных и профессиональных навыков.

Цифровая грамотность учителя объединяет важные группы навыков: компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров, ИКТ грамотность (набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений), информационная составляющая (способность находить оптимальные решения, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию), что чаще всего используют учителя в своей профессиональной деятельности.

Цифровая грамотность дает возможность педагогу продолжать обучение в удаленном режиме, уделять время не только рутинному, зачастую монотонному изучению материала, но и самостоятельное, более гибкое, интегрированное обучение.

2. Оценка цифровой грамотности педагогического состава нашего учебного заведения находится на достаточно высоком уровне.

Я работаю в МБОУ СОШ №14 г. Пушкино,Московской области. В тесном сотрудничестве с Московской областной библиотекой, которая находится рядом со школой и так как открытие новой школы было осуществлено в ноябре 2014 года, в которой все классы оснащены компьютерами и мультимедийными досками, что способствует успешному обучению учащихся.

Обучающиеся легче получают доступ к информации по мере того,как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступно сравнению с традиционными, бумажными ресурсами обучения.Компонентом цифровой грамотности является и управленческая информация, предоставляемая обучающимся и используемая ими в частой жизни, когда они вступают в онлайн сообщества и работают с различными сетями.

С другой стороны, интегрированная и оценочная информация становится частью навыков, осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке информации, показывая обучающимся различия между надежными и бесполезными цифровыми ресурсами. Самая трудная задача- научить обучающихся синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников.

3. Характеризуя принципы становления новой школы, можно выделить несколько основных векторов изменений в учительско-ученических отношениях.

  • увеличение самостоятельности и ответственности учеников за результат образовательной деятельности;
  • расширение круга источников знаний и учебной информации;
  • индивидуальный труд превращается в совместную деятельность;
  • образовательное пространство расширяется, выходит за пределы классной комнаты;
  • учитель не знает и не должен знать всех ответов;
  • оценка учителя все в большей степени сменяется самооценкой школьников, их взаимной, а также автоматизированной оценкой.
  • уходят в прошлое традиционные инструменты учебной работы;
  • учителя начинают связывать свой профессиональный рост не с углублением и расширением знаний по школьному предмету, а с совершенствованием общепедагогических навыков, знаний и умений.

4. Факторы, сдерживающие развитие цифровой грамотности учителя (в сравнении).

Преимущества: систематический характер воздействия на учащихся; знание психолого- педагогических особенностей возрастных групп учащихся, владение широким спектром современных форм и методов обучения; владение инновационными педагогическими технологиями.

Недостатки: отсутствие представления о многообразии информационных ресурсов; слабое владение алгоритмами информационного поиска; незнание методов аналитико- синтетической переработки информации; слабое владение технологией подготовки информационных продуктов.