Ф-ии финансов. Финансовые ресурсы

25.10.2022 Брюки

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы - это совокупность всех норм, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала , так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы .

Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, т. е. управления их формированием, использованием и движением денежных потоков .

Наличие в достаточном объёме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платёжеспособность , финансовую устойчивость, ликвидность . В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство .

Литература

  • А. Ф. Черненко, Н. Н. Илышева, А. В. Башарина. Финансовое положение и эффективность использования ресурсов предприятия.М.: Юнити-Дана, 2009. ISBN 978-5-238-01610-8

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Финансовые ресурсы" в других словарях:

    Государства, региона, предприятия, фирмы совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодей ствия поступления … Экономический словарь

    Финансовые ресурсы - см. Финансовые активы … Экономико-математический словарь

    Денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд… … Финансовый словарь

    Денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    финансовые ресурсы - Фонды денежных средств, которые могут вложены в развитие производства или для достижения экономической или социальной целей … Словарь по географии

    Финансовые ресурсы - – денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

    ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ - (англ. financial resources) – денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности, в процессе создания и распределения валового национального продукта. Аккумулируются гос вом и хозяйствующими субъектами и… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, находящихся в распоряжении экономического субъекта. Ф.р. являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования … Энциклопедический словарь экономики и права

    финансовые ресурсы (государства, региона, предприятия, фирмы) - совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных… … Словарь экономических терминов

    Финансовые ресурсы, привлекаемые предприятием: новые займы, выручка от продажи новых выпусков акций. Внешние финансовые ресурсы не создаются предприятием. По английски: External finance См. также: Структура капитала Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Книги

  • Экономика и менеджмент информационных систем , Н. В. Галиева. В учебнике рассмотрено основное содержание ресурсов (основные средства, оборотные средства, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы), составиздержек производства, цена… электронная книга

Ресурсы финансов , по определению, это совокупность абсолютно всех денежных средств, которые имеются в государстве. Оценивая финансовые ресурсы, следует учитывать активы, имеющиеся не только у государственных структур и государственных предприятий, но и те средства, которые имеют предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, работающие на территории этой страны, а также денежные средства, находящиеся на руках у населения. Финансовые ресурсы зачастую рассматриваются в первую очередь как запасы или скорее как источники целевого назначения.

Особенность финансовых ресурсов в том, что они постоянно находятся в зоне интересов, как субъектов хозяйствования, так и государства, поскольку развитие промышленности, сельского хозяйства, да и общества в целом напрямую зависит от их наличия и количества, а также эффективности их использования.

Составляющие элементы финансовых ресурсов

В соответствии с современной классификацией все средства, образующие финансовые ресурсы, можно разделить на две большие структурные составляющие. Это:

  • централизованные фонды;
  • а также децентрализованные ресурсы.

Под централизованными фондами подразумеваются ресурсы финансов, которые находятся в государственном бюджете, а также различных государственных не бюджетных фондов и внебюджетных фондов органов самоуправления на местах. Кроме того, в формировании финансовых ресурсов централизованного фонда принимают участие ресурсы Национального банка, страховых организаций с государственной формой собственности, а также кредитные государственные учреждения.

Ресурсы финансовой системы включают в себя и денежные фонды работающих предприятий - эта группа финансов составляет децентрализованный . В экономической системе очень важно соотношение между величиной соотношения объемов этих двух составляющих финансовых ресурсов, которое складывается на микро-уровне (то есть, на уровне ресурсов внутри предприятия) и макро-уровне (сумма отчислений в бюджет и т.п.) В экономической системе административно-командного типа высока централизация финансовых ресурсов, в зависимости от которых, в рыночных условиях усиливаются и становятся более значимыми источники наполнения ресурсов, относящиеся к ресурсам децентрализационных фондов. Однако, в любом случае источник финансовых ресурсов, как централизованных и децентрализованных, - это чистый доход субъектов хозяйствования всех форм собственности, именно эти средства, так или иначе, формируют и бюджет государства, и бюджет самого субъекта хозяйствования. Более того, самым важным в формировании финансовых ресурсов является то, насколько эффективно происходит управление капиталом.

Тем не менее, следует различать структуру финансовых ресурсов и структуру общегосударственного продукта, поскольку основные компоненты не идентичны элементам ресурсам всего общества. В общей сложности можно выделить основные финансовые ресурсы в виде трех основных составляющих.

  • В первую группу входят сборы в , фонды занятости и социального страхования, в различные внебюджетные фонды, имеющиеся при органах местного самоуправления, а также доходы, которые получает от внешнеэкономической деятельности.
  • Во вторую группу включаются финансовые ресурсы, являющиеся на самом деле частью фонда потребления, и выражают в денежном эквиваленте стоимость чистого дохода, который удалось создать в стране. Сюда включаются как прямые, так и косвенные налоги с работающих граждан. Это , на промысел, акциз, плата за землю, налог, взимаемый с собственников транспортных средств, группа налогов и сборов местного значения.
  • Третья группа - это те ресурсы, которые включаются в производимых товаров и услуг. Это отчисления на амортизацию, плата за использование недр (например, воды), отчисления на геологические исследование и т.п.

Предназначение финансовых ресурсов

Расчет финансовых ресурсов - это не праздное занятие. Фактически ресурсы финансовой системы имеют строгое предназначение и используются в следующих целях.

  • Выполнение общегосударственных потребностей. Под потребностями государственного уровня понимают защиту окружающей среды, оборону, науку, медицину внешнеэкономическую деятельность, формирование необходимых резервов, социальную защиту населения, развитие сельского хозяйства и тому подобное.
  • Поддержка и стимулирование, а также расширение и развитие производства. Под этим понимают не только приобретение новых средств производства, оборудования и технологий, но и выплату заработной платы.
  • Выполнения обязательств финансового плана. Это различные кредитные и страховые платежи, оплата товаров и услуг, выплата дивидендов, ренты, .
  • Финансирование затрат различного типа в том числе и непредвиденных.

Проблемы и пути увеличения финансовых ресурсов

Ресурсы финансовой системы не безграничны. Поскольку формирование, а также увеличения финансовых ресурсов относятся к жизненно важным проблемам, как государства, так и отдельного предприятия, они являются приоритетными, особенно, в кризисный период. В экономической теории принято выделять три основных подхода по увеличению финансовых ресурсов:

  • Внешние займы.
  • Денежная эмиссия.
  • Продажа части имущества, принадлежащего государству.

На практике в современных условиях применяются все три способа, каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны. В первом и втором случае, государство, по сути, обкладывает своих граждан дополнительным налогом, идущем в первом случае на выплату процентов по кредиту, а во втором - налог приходит к гражданам в виде инфляции. Третий вариант, он является наиболее приемлемым, однако он возможен лишь в том случае, когда в государственной собственности перебывает значительная часть активов государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы , которые являются материальными носителями финансовых отношений .

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был примененпри составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребностей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом, можно сделать первый вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме .

Однако финансовые ресурсы - это не вся сумма денежных средств, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствования. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычленить из общего объема денежных средств.

В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам.

Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Отсюда вытекает следующий признак финансовых ресурсов - они всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей .

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей 1 .

К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов - это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения . Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п .

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования будут оказывать влияние сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), организационно-правовая форма, отраслевые особенности и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации - это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих .

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:
выручка от реализации продукции, работ и услуг;
выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.);
внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.);
бюджетные средства;
средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально-интегрированных структур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и вне бюджетные фонды, уплата процентов за пользование кредитом, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов), материальное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации - это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации . Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будут оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:
взносы учредителей и членские взносы;
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
бюджетные средства;
безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
прочие источники.

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреждений) и т.п.

С 2007 г. в Российской Федерации часть денежных средств, которые некоммерческие организации получают в виде безвозмездных перечислений физических и юридических лиц (пожертвований), принимает форму целевого капитала 2 .

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Кроме субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и индивидуальные предприниматели, у которых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают личные сбережения и доходы, полученные ими в результате осуществления хозяйственной деятельности. Кроме того, предприниматели могут привлекать для осуществления своей деятельности заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы по оплате труда наемных работников, благотворительные взносы и пожертвования и т.п.

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления , выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются :
налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);
неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов
(бюджетных ссуд) и т.п.);
безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);
другие доходы.
Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления , непосредственно связано с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме . Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют следующие черты :
это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;
в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;
всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;
имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой.

Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Однако если ранее фондовая форма была основной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды . Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

1 См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - С. 10, 35.
2 См. статью 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы являются материально - вещественным воплощением самих финансовых отношений. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.

Преимущества аккумулирования средств виде денежных фондов:

1) Возможности увязываются с потребностями,

2) Ресурсы концентрируются на определенных направлениях,

3) Общественные, коллективные и личные потребности согласуются друг с другом.

Направления использования финансовых ресурсов:

1) расширенное воспроизводство,

2) материальное стимулирование,

3) удовлетворение потребностей общества.

Субъекты финансовых ресурсов:

1) домохозяйства;

2) предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами;

3) государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.

Соотношение между ними определяется степенью самостоятельности каждого из них и устанавливается государством.

Объекты финансовых ресурсов:

1) децентрализованные финансовые ресурсы создаются на микроуровне в процессе образования фондов прибыли, оплаты труда, амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др.

2) централизованные финансовые ресурсы создаются на макроуровне и включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

Состав финансовых ресурсов:

1) собственные средства: а) на уровне предприятий и домохо- зяйств - прибыль, зарплата, доходы домохозяйств; б) на уровне государства - доходы от госпредприятий, приватизации, от внешнеэкономической деятельности;

2) мобилизованные на рынке: а) на уровне предприятий и домохозяйств - продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит; б) на уровне государства - эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения: а) на уровне предприятий и домохозяйств - проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; б) на уровне государства - обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Источниками финансовых ресурсов выступают все три элемента стоимости общественного продукта (M, V, C), но степень участия каждого из них различна. Для расширения производства (увеличения элемента “C ”) надо привлекать дополнительные ресурсы.

Финансовые источники делятся на:

1) источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства);

2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).

Самый важный источник финансовых ресурсов - стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль).

V + M - основные источники финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент V , являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по 3-ем направлениям:

1) налоги (из зарплаты должны выплачиваться);

2) страховые платежи;

3) прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.)

Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент М - прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1. ВВП (первая группа финансовых источников).

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности (сейчас наши статистические органы переходят к системе национальных счетов (СНС), которая помогает найти ВВП, НД и т.п.).

3. Национальное богатство.

4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне:

I. Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка.

II. Налоги.

III. Отчисления во внебюджетные фонды.

IV. Платежи населения в местный бюджет.

V. Прочие.

Основные виды финансовых ресурсов на микроуровне:

I. Прибыль.

II. Амортизация.

III. Кредитные инвестиции.

IV. Страховые возмещения.

V. Выручка от реализации выбывшего имущества.

VI. Устойчивые пассивы.

VII. Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

VIII. Паевые и другие взносы членов товариществ и кооперативов.

IX. Доходы от продажи собственных ценных бумаг.

X. Финансовые ресурсы по перечислению от вышестоящих структур.

XI. Бюджетные субсидии.

XII. Прочие.

Они направляются на следующие цели:

a) капиталовложения;

b) увеличение оборотных средств;

c) финансирование НТП;

d) проведение природоохранных мероприятий;

e) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры);

f) прочие аналогичные цели.

Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям. Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не хватает на выплаты.


5. Финансовая система, её сферы и звенья.

Наличие у финансовых отношений специфических признаков, особых форм образования и использования денежных фондов позволяет выделить финансовые отношения в сферы и звенья - финансовую систему.

Термин «финансовая система» имеет два значения:

· совокупность финансовых отношений между хозяйствующими субъектами, домохозяйствами и государством,

· совокупность учреждений, участвующих в финансовых отношениях или занимающихся их регулированием и контролем.

Финансовая система состоит из трех сфер, а те, в свою очередь, - из звеньев:

1) Государственные финансы (централизованные фонды):

· Федеральный бюджет,

· Региональные бюджеты,

· Местные бюджеты,

· Внебюджетные фонды,

· Финансы государственных предприятий

2) Финансы предприятий и учреждений (децентрализованные фонды):

· Финансы предприятий,

· Финансы домашнего хозяйства

3) Страхование (специфические фонды, включающие в т.ч. технические резервы).

Сферы децентрализованных и централизованных финансов различаются методами формирования и использования фондов денежных средств. Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства (вторая подсистема). Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных фондов. Децентрализованные фонды предприятий образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.

Децентрализованные финансы , особенно финансы предприятий, являются основой финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. Их состояние определяет степень обеспеченности централизованных денежных средств финансовыми ресурсами .

В условиях рынка предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия покрываются за счет собственных доходов, обладают финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, распоряжаются прибылью, формируют фонды, изыскивают средства, используя ресурсы финансового рынка - кредиты банков, эмиссию, облигации депозитные сертификаты и прочие его инструменты.

Финансы домашнего хозяйства (отношения по формированию и использованию семейного бюджета) имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.

Централизованная сфера находится в собственности государства и включает бюджетную систему и внебюджетно-социальные фонды.

Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части госбюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

1) федеральный бюджет,

2) региональные бюджеты (в т.ч. республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга),

3) местные бюджеты (в т.ч. районные, городские, поселковые, сельские).

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет - статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

Государственные финансы должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и рост жизненного уровня населения. За счет централизованных фондов обеспечивается расширение производства на макроуровне.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

К социальным фондам относятся

1) Пенсионный фонд,

2) Фонд социального страхования,

3) Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Страхование - это особая экономическая деятельность, где объектом купли-продажи выступает страховая защищенность, поскольку все хозяйствующие субъекты работают в условиях риска. Фонды страхования обеспечивают возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Функции страхования:

1) Распределительная

· Рисковая

· Предупредительная

· Сберегательная

2) Контрольная

Основные виды страхования:

1. Социальное страхование. Речь идет о системе денежных отношений по формированию Пенсионного фонда, установлению различного рода льгот и т.д. Отношения эти возникают между государством и хозяйствующими субъектами, между государством и гражданами, между федеральными властями и субъектами Федерации.

2. Имущественное страхование. В соответствии с ним страхуется практически все имущество: дома, автомобили, урожаи, животные и т.д.

3. Личное страхование. Это наиболее распространенный вид страхования, когда осуществляется страхование жизни.

4. Международное страхование. Получают распространение международные страховые полисы, когда, оплатив такой полис, можно отправиться на лечение за границу.

5. Страхование вкладов граждан.

6. Страхование ответственности.

7. Страхование экономических рисков.

В процессе распределения стоимости СОП у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Совокупность фондов денежных ср-в, находящихся в распоряжении хоз.субъектов, гос-ва, домашних хоз-в, наз –ся финансовыми ресурсами.

Источниками фин.ресурсов выступают:

· на уровне хоз.субъектов (п/п)- прибыль, амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банк.кредит, проценты, дивиденды по цен.бумагам, выпускаемым др.эмитентами.

· На уровне населения – з/пл, премии, надбавки к з/пл., социальн.выплаты, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деят-ти, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии, потребит.кредит.

· На уровне гос-ва – доходы от гос. и муниципальных п/п, доходы от приватизации имущества, доходы от внешнеэкономич.деят-ти, налоговые доходы, гос. кредит, эмиссия денег, доходы от эмиссии цен.бумаг.

Объем фин.ресурсов зависит от вел-ны ВВП и НД, т.е. чем выше ВВП, а, след-но НД, тем выше налог.отчисления хоз.субъектов.

ÞСубъектами фин.ресурсов выступают :

1. домохозяйства

2. предприятия, орг-ции, компании, т.е.юр.лица, владеющими фин.ресурсами

3. гос-во в форме бюджетных и внебюджетных фондов

Чем больше самостоятельности у физ. и юр.лиц, тем больше возможности у них формирования фин.ресурсов. А это обеспечивает увеличение поступлений фин.ресурсов гос-ву.

ÞОбъектами фин.ресурсов явл-ся фин.отношения, в рез-те действия которых образуются целевые ден.фонды. Они концентрируются в 2-х блоках:

1. Децентрализованные фин.ресурсы , которые созд-ся на микроуровне. На п/п идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизац.фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хоз-ве также происходит обособление конкретных целевых фондов- для потребления, для отдыха, для товаров длительного пользования.

Источники финансовых ресурсов на микроуровне:

· Источники собственных финансовых ресурсов (например, выручка дает возможность формировать ресурсы предприятия): внешняя экономическая деятельность предприятия; богатство предприятия (станки и пр., т.е. все, что можно продать).

· Средства предприятия, которые приравниваются к собственным (это средства предприятия, которые ему не принадлежат, но находятся в его распоряжении): зарплата(выступает в форме устойчивых пассивов); отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении предприятия).

· Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке - рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.): заемные средства; путем продажи акций и облигаций.


· Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения средств: от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).

2. Централизованные фин.ресурсы , создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и доходов внебюджетных фондов.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1. ВВП (первая группа финансовых источников).

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности (сейчас наши статистические органы переходят к системе национальных счетов (СНС), которая помогает найти ВВП, НД и т.п.).

3. Национальное богатство.

4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне:

I. Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка.

II. Налоги.

III. Отчисления во внебюджетные фонды.

IV. Платежи населения в местный бюджет.

V. Прочие.