Философия римский клуб о глобальных проблемах. Философское осмысление глобальных проблем современности

08.02.2023 Джинсы

Цели Римского клуба

Весной 1968г. итальянский экономист, общественный деятель и бизнесмен, член руководства фирмы “Фиат” и вице-призедент компании “Оливетти” Аурелио Печчеи разослал приглашение 30-ти видным европейским ученым и представителям делового мира для участия в обсуждении назревших проблем. 6-7 апреля того же года в Риме, в старой Национальной академии деи Линчеи состоялась встреча приглашенных, на которой развернулись дискуссии по наиболее актуальным проблемам современности. Те участники встречи, которые поддержали идею о создании международной организации объединились в Римский клуб. Организация приняла статус неправительственной, не связанной с политическими партиями, классами, идеологиями. Свою работу Римский клуб строит в форме организации собраний, симпозиумов, семинаров, встреч с известными учеными, политическими лидерами, влиятельными бизнесменами. Вот основные цели, которые поставили перед собой деятели "Римского Клуба":

* дать обществу методику, с помощью которой можно было бы научно анализировать "затруднения человечества", связанные с физической ограниченностью ресурсов Земли, бурным ростом производства и потребления - этими "принципиальными пределами роста";

* донести до человечества тревогу представителей Клуба относительно критической ситуации, которая сложилась в мире по ряду аспектов;

* "подсказать" обществу, какие меры оно должно предпринять, чтобы "разумно вести дела" и достичь "глобального равновесия".

По инициативе Римского клуба осуществлен целый ряд исследовательских проектов, результаты которых публикуются в форме докладов. Наиболее известные из них, вызвавшие бурные научные дискуссии - “Пределы роста”, 1972г. (руководитель Д. Медоуз), “Стратегия выживания”, 1974г. (рук. М.Месарович и Э.Пестель), “Пересмотр международного порядка”, 1976 (рук. Я.Тинберген), “Цели для человечества”, 1977г. (рук. Э.Ласло), “Нет пределов обучению”, 1979г. (рук. Дж.Боткин, М.Эльманджра, М.Малица), “Маршруты, ведущие в будущее”, 1980г. (Б.Гаврилишин), “Микроэлектроника и общество”, 1982г. (рук. Г.Фридрихс, А.Шафф), “Революция босоногих”, 1985г. (Б.Шнейдер) и др.

Целью этих докладов является стремление добиться понимания трудностей, названных Римским клубом “глобальными проблемами”, возникающих на пути развития человечества, оказать влияние на общественное мнение по поводу этих проблем.

Сущность и типология глобальных проблем

Явления, которые принято называть «глобальными проблемами», возникли в середине XX в., были осознаны научной общественностью спустя 20 лет. Глобальные проблемы - это проблемы, касающиеся (в той или иной степени) всех стран и народов, решение которых возможно лишь объединенными усилиями всего мирового сообщества. С решением этих проблем связано само существование земной цивилизации или, по крайней мере, ее дальнейшее развитие. Глобальные проблемы имеют комплексный характер, плотно переплетаясь друг с другом. С известной долей условности можно выделить два основных блока (см. рисунок 1.) :

Рисунок 1. Типология глобальных проблем современности.


1) проблемы, связанные с противоречием между обществом и окружающей средой (система «общество - природа»);

2) социальные проблемы, связанные с противоречиями внутри общества (система «человек - общество»).

Перечисленные проблемы вызревали асинхронно. Английский экономист Т. Мальтус еще в начале XIX в. сделал вывод об опасности чрезмерного роста населения. После 1945 стала очевидна угроза развития оружия массового уничтожения. Разрыв мира на передовой «богатый Север» и отсталый «бедный Юг» был осознан как проблема только в последней трети XX в. Проблема международной организованной преступности стала острой лишь в конце XX в.

Тем не менее, корректно считать моментом рождения глобальных проблем середину XX в. Именно в этот период развертываются два процесса, которые представляются основными первопричинами современных глобальных проблем. Первый процесс - глобализация социально-экономической и политической жизни, основанная на формировании относительно единого мирового хозяйства. Второй - развертывание научно-технической революции (НТР), которая многократно умножила все возможности человека, в том числе и по самоуничтожению. Именно по мере действия этих процессов проблемы, ранее остававшиеся локальными, превращаются в глобальные. Например, опасность перенаселения затронула все страны тогда, когда в развитые государства хлынули волны мигрантов из развивающихся стран, а правительства этих стран стали требовать «нового международного порядка» - безвозмездной помощи как платы за «грехи» колониального прошлого.

Для осознания глобальных проблем и поиска путей их решения первостепенную роль сыграл Римский клуб.


Цели и задачи Римского клуба

Глобальные проблемы тесно связаны друг с другом и имеют общие источники возникновения и развития, поэтому важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены обществом.

Отмеченные факты теории глобальных проблем – исчерпаемость природных ресурсов, опасность самоуничтожения человечества – легли в основу метода изучения глобальных проблем, получившего название глобального моделирования. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу – организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, озабоченных выработкой мер по предотвращению глобальных угроз. Римский клуб был создан в 1968 г. С тех пор при моральной и материальной поддержке этой организации была проведена целая серия исследований глобальной проблематики. Многие из них получили широкую известность и нашли отклик в кругах мировой общественности, в руководстве стран Запада.

Римский клуб организует крупномасштабные исследования по широкому кругу вопросов, но в основном в социально-экономической области.

Теоретическая деятельность Римского клуба неоднозначна: она включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок, послуживших толчком к возникновению такого нового направления научных исследований, как глобальное моделирование и общефилософских рассуждений о бытии человека в современном мире, ценностях жизни и перспективах развития человечества. Работы в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций западной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, поиск путей гуманизации человека и мира, осуждение гонки вооружений, призыв к мировой общественности объединить усилия, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить качество жизни – все это составляет позитивные стороны деятельности Римского клуба, привлекшие к себе внимание прогрессивных ученых, политиков, государственных деятелей.

Теоретические исследования представителей Римского клуба так же, как и методология исследований, используются в различных науках.

Метод глобального моделирования состоит в теоретической имитации динамики глобальных процессов с помощью математических моделей и компьютерной техники. Очевидно, что возможности современной вычислительной техники позволяют учесть огромное число параметров мирового развития и на этой основе выявить отдаленные последствия современных тенденций. Именно на стремлении спрогнозировать характер отдаленных последствий тех процессов, которые сегодня хорошо известны, был построен первый доклад Римскому клубу, опубликованный в 1972 г. Он получил название «Пределы роста». Авторский коллектив, во главе которого стоял Д. Медоуз, поставил задачу выявить пределы роста мировой цивилизации, обусловленные конечностью размеров планеты и ограниченностью ее возможностей выносить нагрузки антропогенного характера. За основу были взяты пять параметров: загрязнение окружающей среды, использование невозобновимых ресурсов, объем капиталовложений, рост народонаселения, обеспеченность его продовольствием. Динамика изменения данных параметров с учетом их взаимного влияния была распространена на будущее. Исследование привело к выводу, что при сохранении существующих тенденций уже в первой четверти III тысячелетия человечество может прийти ко всеобщей катастрофе. Авторы доклада сделали вывод, что необходимо ограничить развитие производства, а также значительно замедлить рост численности населения планеты. Доклад привлек к себе огромное внимание, поскольку показал, какие угрозы поджидают человечество в случае сохранения имеющихся тенденций.

Аурелио Печчеи и его теория истоков глобальных проблем

Особый интерес представляет концепция по решению глобальных экологических проблем, выдвинутая Римским клубом – представительной всемирной организацией, объединяющей в своих рядах известных ученых, деятелей культуры, предпринимателей, государственных деятелей из разных стран. В течение ряда лет ее возглавлял крупный итальянский предприниматель и экономист Аурелио Печчеи (1908–1984 гг.). В своей известной книге «Человеческие качества» А. Печчеи констатирует сложившуюся к началу 70-х годов экологическую ситуацию в мире как кризисную. Он подчеркивает, что человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, что уже оборачивается экологической катастрофой. Человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей. Многообразный искусственный мир, создаваемый человеком все более теснит природу.

А. Печчеи отмечает, что человек тысячами нитей связан с другими людьми, его настоящее предопределяет будущее, нет и не может существовать экологической независимости. Данную мысль подчеркнем особо, ибо как бы та или иная страна не осуществляла защиту своей природной среды, какие бы изощренные мероприятия в этом отношении она не проводила, нельзя исключить разрушения этой среды со стороны соседних стран. Чернобыльская авария – убедительное доказательство этому.

А. Печчеи делает вывод о том, что конечность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспансии в отношении природы Такой вывод шел вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на безудержный рост производственных показателей и превращался в символ нового стиля мышления человека в его отношении к природе В результате складывался новый тип ценностного отношения человека к природе ответственное, соизмеренное отношение потребностей общества и возможностей природы.

Концепция переориентации ценностной парадигмы современного человека с его возвышения над средой в принцип гармоничного соединения со средой на оптимальных условиях для человека и для природной среды, была тщательно обоснована А. Печчеи на основе анализа внешних и внутренних пределов роста человеческой экспансии на природу. Внешними пределами этой экспансии являются физические – невозобновляемые природные ресурсы геологические запасы минерального сырья воздух, вода, экологические – отбросы, отрава, мусор, биологические – нарушение естественного равновесия между отдельными видами живых организмов. Внутренними пределами экспансии выступают различного рода ограничения (стрессы, напряжения, шоковая терапия). свойственные психическим и умственным способностям человека. Однако, с точки зрения А. Печчеи, проблема пределов человеческому росту и человеческому развитию является по сути проблемой, главным образом, культурной.

Человечество переживает период небывалой по размаху материальной экспансии, – пишет А. Печчеи, – и приобретая уже возможность оказывать решающее воздействие на условия своего собственного обитания, оно в то же самое время не знает еще тех пределов, в которых эта его активная деятельность может представлять опасность для собственных биофизических способностей и способна нанести непоправимый урон всей планете в целом. Это представляет грубейший просчет в его культурной эволюции. Отсюда А. Печчеи делает вывод о том, что материальный рост в обществе не может продолжаться до бесконечности, а поэтому необходим сбалансированный или, точнее говоря, ограниченный рост путем постепенного перехода от общества потребления к обществу сохранения. А. Печчеи считал, что ограниченный (но отнюдь не нулевой, как думали некоторые его комментаторы) рост промышленного развития стран, особенно тех, которые значительно опередили в этом движении остальные, необходим и возможен. Главное, при этом, уменьшить разрыв между наиболее высоким доходом богатых стран и самым низким для беднейших. Для этого следует направить все усилия на то чтобы изменить человека и тем самым поменять цивилизацию.

С точки зрения А. Печчеи, необходим новый гуманизм, основанный и направленный на существенное улучшение человеческих качеств всех жителей планеты. Иначе говоря, А. Печчеи предлагает сделать центром внимания человека, способ его существования и образ жизни, ибо судьба нового мирового порядка будет зависеть от его качеств и способностей. Прогрессивное развитие человека, полагает А. Печчеи, и параллельное улучшение его человеческих качеств принесет с собой радикальный пересмотр восприятия человеком самого себя и человека вообще, его роли и ответственности И это единственный способ не только удовлетворить растущие потребности человечества, но и дать человеку определенную возможность разумно планировать свое будущее.

Решение глобальных проблем

Разработкой динамической модели мира Римский клуб определил особый способ эластичного решения глобальных проблем в условиях существования у человечества экономически разноразвитых частей. Другими словами, по мнению теоретиков Римского клуба экспоненциальный рост экономики, производства в мире можно достигать благодаря взаимодействию различных стран, используя в том числе и механизм балансов и задержек. В этом случае предлагается развитым странам стать ролевой моделью для действий остального человечества, полагая, что остальные будут следовать их примеру. Такой действенный пример, а не одни лишь слова-призывы, по мнению Римской) клуба, большей мере будет способствовать эластичному способу решения глобальных проблем мировым сообществом. В арсенале предлагаемых Римским клубом путей решения глобальных экологических проблем есть варианты и политического характера. Естественно, в основе предлагаемых ими путей решения проблем экологии лежат идеологические концепции космополитизма. Так, Римский клуб полагает, что единое мировое государство или единое мировое правительство были бы способны взять на себя ответственность решать и контролировать все современные глобальные проблемы.

Теоретики Римского клуба основной акцент по решению глобальных проблем делают на укреплении международного сотрудничества всех стран. Естественно, следование по пути развития и укрепления международного сотрудничества – наиболее реальный способ практической реализации, решения задач, стоящих перед современным человечеством. Однако, такое международное сотрудничество должно исключать имперскую политику более развитых стран по отношению к менее развитым. Не секрет, что и в наши дни международная торговля так перераспределяет всемирные ресурсы, что первенство стран становится особенно заметным Нередко в менее развитые страны под видом помощи переводятся убыточные производства, из них выкачиваются энергетические ресурсы, а взамен предлагаются вооружения за очень высокую цену. Практикуется и такая форма эксплуатации отстающих стран, как захоронение опасных отходов химической и ядерной промышленности на их территории в обмен на финансовую помощь.

Отталкиваясь от разработок Римского клуба по решению современных глобальных экологических проблем, необходимо вести постоянный целенаправленный поиск новых вариантов гармонического развития человека и биосферы Нужно точно знать, что обществу запрещено природой, что может нарушить стабильность природного мира, разрушать условия, при которых люди уверенно могут жить и строить свою цивилизацию. Надо понять, какой должна быть эта цивилизация – реальность, отвечающая растущим потребностям человека и ограниченным возможностям природы.

Решая вопрос о гармонизации отношения общества с природой, люди должны осознать, что человек, как и все живое на Земле, неотделим от ее биосферы. Биосфера – необходимые естественные провесы существования человека, его жизни и здоровья. Поэтому настоятельной потребностью становится не только производство и воспроизводство непосредственной жизни людей, но и производство и воспроизводство самой природной среды, сознательное управление естественными процессами и природными комплексами. Должны быть максимально исключены любые нарушения основных процессов в экосистеме. С этой целью уже сейчас предлагается создавать замкнутые производственные циклы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях с тем, чтобы можно было использовать отходы человеческих агломераций в качестве вторичного сырья производства материальных жизненных средств. Такие производственные комплексы позволят контролировать и регулировать процесс воссоздания условий существования и развития живой природы, обеспечивать наиболее рациональные формы обмена веществ общества с окружающей природой во всех сферах жизнедеятельности.

Свидетельством того, что происходит широкое осознание насущных экологических задач, является развернувшееся экологическое движение (партий зеленых), ставшее по существу мощным потоком социального протеста против всех несообразностей в проведении государственной природоохранной политики. Характерно, что движение зеленых сейчас строит свою деятельность в соответствии с тремя важнейшими принципами:

– от концепции неисчерпаемости следует перейти к концепции конечности природных ресурсов;

– темпы развития природы в общества должны быть сопоставимы;

– люди должны ориентироваться не на искусственные, а на естественные условия своего существования.



проблем

Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действиями. Глобальными могут быть названы следующие проблемы:

♦ надвигающаяся экологическая катастрофа, связанная с загрязнением окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов, появлением озоновых дыр, парниковым эффектом, вырубкой лесов, кислотными осадками;

♦ демографический кризис, который способен привести к перенаселению планеты;

♦ экономический кризис, заключающийся во все возрастающем разрыве между богатыми и бедными странами;

♦ военная опасность.

Глобальные проблемы привлекли внимание ученых в 60–70-е гг. XX в., когда был создан Римский клуб – неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследованию социально-экологических процессов. Доклады Римскому клубу, представлявшие собой разнообразные сценарии мирового развития, положили начало футурологии и глобалистике. Президентом Римского клуба стал крупный итальянский бизнесмен и выдающийся гуманист Аурелио Печчеи, который решил построить прогностические модели на основе использования лучших ЭВМ того времени. В 1968 г. он собрал авторитетных исследователей, назвал это собрание Римским клубом и обратился к спонсорам с просьбой профинансировать исследования. Программу исследования разработал в книге «Мировая динамика» американский экономист Дж. Форрестер, считающийся основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа. Именно его заслугой является попытка использовать математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов – численности населения и загрязнения среды. Первый доклад Римскому клубу носил название «Пределы роста». Была построена динамичная модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения, земное пространство, использование природных ресурсов и загрязнение. Прогноз стал своего рода шоком: если сохранятся существующие на конец 60-х гг. тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, то человечество неминуемо придет к глобальной экологической катастрофе уже в конце XXI в. Тщательный, многократно проверенный расчет на ЭВМ показал, что если продолжить в будущем наблюдаемые тенденции по всем показателям, то на протяжении уже первой половины XXI в. минеральные ресурсы, начиная с нефти, газа, угля, будут иссякать, загрязнение окружающей среды станет необратимым, начнется упадок промышленного и сельскохозяйственного производства. Проступали контуры близкого конца света и гибели человечества. Так появилась глобалистика как новое направление, охватывающее глобальные проблемы современности.

Следующая модель М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество у поворотного пункта» была более конкретна. Авторы попытались посмотреть на мир как на систему отличающихся друг от друга, но взаимодействующих регионов. Отвергая неизбежность единой глобальной экологической катастрофы, будущее человечества они увидели в разнообразных и длительных кризисах, таких как энергетический, сырьевой, продовольственный, демографический и, конечно, экологический. Модели становились все более конкретными. Методологические принципы, техника и методика глобального прогнозирования усложнились. Авторы разделили мир на десять крупных регионов – пять развитых и пять развивающихся – и сделали вывод о том, что в обозримом будущем самых ближайших десятилетий катастрофа вначале произойдет в развивающихся регионах, а затем уже и в развитых странах. В третьем докладе Римскому клубу «Пересмотр международного порядка» (1976) перечислялись все основные глобальные проблемы (ограниченность продовольствия, деградация окружающей среды, минеральных ресурсов и энергии, загрязнение океана, рост населения и урбанизация, бедность развивающихся стран, гонка вооружений) и были высказаны рекомендации по стабилизации положения. Четвертый доклад был выполнен под руководством Эрвина Ласло и назывался «Цели человечества» (1977). Рекомендации заключались в том, что необходимо свести к нулю рост народонаселения и производства. Выход виделся в нулевом промышленном и демографическом росте, что было признано нереальным, поскольку ни одна страна не была подготовлена к таким действиям.

Ученые Римского клуба сформулировали понятие «пределы роста» – уровень жизни развитых стран оказался недостижим для развивающихся вследствие экологических ограничений. Пути выхода виделись в следующих мерах: создание всемирного правительства, решения которого были бы обязательными для выполнения, а главное, изменение менталитета, отказ от идеологии потребительства, формирование новых ценностей и стандартов. (Прочитайте: Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.)

Какие же факты приводились в докладах Римскому клубу и какие делались выводы? Почему они произвели такое впечатление?

Рассмотрим подробнее каждую из глобальных проблем.

Экологическая проблема . Западная цивилизация реализовала тот путь научно-технического развития, по которому устремилось подавляющее большинство современных народов и стран. Но техническая цивилизация, основанная на промышленном производстве, приводит к хищническому использованию и истощению всех природных возможностей планеты. Пока большая доля затрат падает на развитые богатые страны, но с учетом стремления всех государств к повышению жизненного уровня своего населения эти затраты будут все более и более увеличиваться. Их непомерный рост ограничен ресурсами планеты. Так, специалисты посчитали, что в США потребление энергии в 6 раз превосходит мировой уровень и в 30 раз – уровень развивающихся стран. Если бы развивающиеся страны сумели добиться роста потребления минеральных ресурсов до уровня Соединенных Штатов, то известные запасы нефти истощились бы через 7 лет, природного газа – через 5 лет, угля – через 18 лет. При современных темпах развития техники производство энергии на Земле через 240 лет превысит количество солнечной энергии, падающей на нашу планету, через 800 лет – всю энергию, выделяемую Солнцем, а через 1300 лет – полное излучение всей нашей галактики. Такого, конечно же, не может случиться, поскольку это запрещает природа. Следовательно, существующие темпы экономического роста должны сократиться, человечество должно развиваться по иному, альтернативному пути. За последнее столетие промышленное производство увеличилось более, чем в 50 раз, и 4 / 5 этого роста приходится на период с 1950 г. Идет широкомасштабная урбанизация, в настоящее время половина населения живет в городах.

Более трети лесов, покрывавших Землю, уже уничтожены. «Облысение» планеты – одна из главных причин нарушения экологического равновесия. Деревья дают не только необходимую энергию для приготовления пищи и отопления, но и поглощают двуокись углерода, 200 млрд. т которого мы ежегодно выбрасываем в атмосферу. Остановить уничтожение лесов отнюдь не просто. Вырубка лесов напрямую связана с энергетическими потребностями растущего населения Земли (более 2 млрд. людей все еще используют дрова для отопления и приготовления пищи). Если существующие ныне тенденции сохранятся, то живущие в бедности доведут до истощения мировые запасы древесины, а более состоятельное население модернизированных стран израсходует первичные запасы нефти к середине нынешнего столетия. Настоятельной необходимостью является смещение акцента на возобновляемые или избыточные источники энергии. Ухудшение состояния окружающей среды усугубляет положение бедной части народонаселения мира, начинаются массовые миграции. Больше всего страдают от нищеты женщины и дети.

Среди проявлений надвигающейся экологической катастрофы исследователи называют также дефицит пресной воды, риск нарушения озонового слоя, загрязнение Мирового океана, деградацию почвы и опустынивание, закисление природных сред, их химическое загрязнение искусственными неперерабатываемыми веществами. Существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные и транспорт. Парниковый эффект приводит к повышению температуры в атмосфере и к повышению уровня Мирового океана, а более 2 млрд. людей живут не далее 60 км от побережья. За последние полвека было разрушено 11% плодородной поверхности Земли, что больше, чем общая площадь Индии и Китая. Катастрофически сокращается богатство биосферы: к 2010 г. необратимые потери могут достичь "/ 3 всех биологических видов.

До сих пор все усилия по охране окружающей среды предпринимаются в рамках общепринятой парадигмы о неправильном ведении хозяйства и возможности технологического решения возникающих проблем. Часто исходят из предположения, будто деформация окружающей среды есть некий постепенный процесс, в то время как могут наблюдаться обвальные процессы разрушения. В последние десятилетия на экологизацию производства были затрачены огромные средства, но глобальные изменения продолжаются, и темпы их нарастают. Только американские автомобили (не включая промышленность) сжигают ровно столько кислорода, сколько его образуется на территории США.

Для улучшения состояния среды требуются гигантские суммы. Например, чтобы в США, которые гораздо больше других поставляют в атмосферу углекислого газа, сократить его выбросы на 50 %, заместив угольные станции на атомные, потребуется 50 млрд. долларов.

Никакого другого источника, кроме биосферы и ее ресурсов, для поддержания жизни не существует. Сейчас человек взял на себя лишь функции синтеза, занимаясь производством, а функции разложения предоставил природе, надеясь на ее возможности. Но значительная часть производимых веществ не поддается разложению, к тому же буферные возможности биосферы исчерпываются. На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными катастрофами, но в XX в. появились опасные техногенные катастрофы. Избавившись от угрозы быть съеденным волком, человек может попасть под колеса автомобиля. По подсчетам специалистов, в техногенных катастрофах и авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместе взятых.

Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточно основательным для выделения группы философско-методологических проблем экологического прогнозирования.

Демографическая проблема. С возникновением глобальной демографической проблемы вспомнили имя Мальтуса, который еще 200 лет назад заявил, что возможности Земли растут в арифметической прогрессии, а численность человечества – в геометрической, поэтому войны необходимы и спасительны. Темпы роста мирового населения таковы, что оно может удваиваться каждые 35 лет. Если предположить, что такие темпы сохранятся и в будущем, то уже к 2400 г. человечество плечом к плечу заполнит всю поверхность суши.

Число людей на Земле составляло около 800 млн. человек к середине XVIII в.Затем наступил период все большего ускорения прироста населения. Примерно в 1820 г. численность населения достигла 1 млрд., в 1927 г. это число удвоилось. Третий миллиард был зафиксирован в 1959 г., четвертый – уже через 15 лет. В 1987 г. население достигло 5 млрд., а XXI в. встретили более 6 млрд. человек. Сейчас на планете проживает более 6,5 млрд. человек. Самые сложные с демографической точки зрения страны – это Китай, где уже сейчас 1,3 млрд. населения, и Индия, в которой будет около 1,5 млрд. населения к 2050 г. Ежедневный прирост населения сейчас превышает 240 тыс. человек, годовой прирост – 100 млн.

Рост народонаселения не может быть бесконечным. Стабилизация численности населения в мире – одно из важнейших условий перехода к устойчивому эколого-экономическому развитию. Современная численность людей, по всей вероятности, удвоится и стабилизируется на уровне 12–15 млрд. человек к концу XXI в. Хотя темпы роста населения в мире понемногу снижаются, абсолютные величины прироста быстро увеличиваются. Каждые сутки в мире становится на четверть миллиона людей больше. Существенная особенность современной демографической картины мира состоит в том, что 90 % прироста населения приходится на развивающиеся страны, доля которых в общей численности мира превосходит 80 %. Основная масса населения мира живет и еще в большей степени будет концентрироваться в трех регионах: на юге и юго-востоке Азии (население Индии и Китая составляет 2 / 5 населения мира), в Латинской Америке и в Африке. Существует прямая связь между демографическим взрывом и нищетой, она очевидна в глобальных, континентальных и региональных масштабах. Африка – континент, который находится в самом тяжелом кризисе, имеет наибольшие темпы прироста, и в отличие от других континентов они там не снижаются. При среднегодовых темпах прироста населения на 3 % производство продовольствия там увеличивается лишь на 2 % в год.

Демографический рост был вызван тем, что в бывших колониальных и зависимых странах в послевоенный период проводились элементарные мероприятия гигиены и здравоохранения, такие как вакцинация населения, борьба с эпидемиями, болезнями и голодом. В результате резко сократилась смертность населения при сохранении высокой рождаемости. Особую опасность представляет разрыв между ускоренным ростом населения и недостаточными темпами роста промышленности. Нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь больше детей, поскольку дети – важная часть семейной рабочей силы. Они выполняют значительную часть домашней работы и являются единственной надеждой родителей, лишенных социального обеспечения, на поддержку в старости.

В действительности опасность номер один для нашей планеты – это нищета, в которой пребывает абсолютное большинство населения. Демографический взрыв в большой мере является следствием нищеты. Мнение, что быстрорастущее население развивающихся стран и есть главная причина возрастающих глобальных сырьевых и экологических дефицитов, неверно. В среднем житель промышленно развитых стран потребляет в 15–20 раз больше продовольствия, топливных, минерально-сырьевых и других ресурсов, чем житель развивающихся стран, и примерно во столько же раз сильнее истощает природные ресурсы и загрязняет природную среду. Две трети населения земного шара вынуждены довольствоваться жизненным уровнем, составляющим примерно 5–10 % от уровня в наиболее развитых странах. Швед, швейцарец, американец потребляют в 40 раз больше ресурсов Земли, чем сомалиец, едят в 75 раз больше мясных продуктов, чем индиец. Один английский журналист высчитал, что английская кошка съедает в два раза больше мясного белка, чем средний африканец, и стоимость еды этой кошки больше среднего дохода 1 млрд. людей в бедных странах. Более справедливое распределение земных ресурсов могло бы выразиться в том, чтобы обеспеченная часть населения планеты отказалась бы от излишнего потребления.

Существуют ли средства решения демографической проблемы? Последние десятилетия Китай проводит жесткую программу ограничения рождаемости: за годы реформы в Китае не родилось 200 млн. детей. Не следует забывать, что подобную программу Китай может осуществить лишь как страна с командно-административной системой управления. Самые высокие темпы роста населения сейчас в Индии, а китайские меры там абсолютно неприменимы. Любопытно, что социологи говорят о существовании лишь одного фактора, который неизбежно приводит к ограничению рождаемости: им является образование женщин. Именно в тех странах, где имеется чрезмерно высокий прирост населения, социальный статус женщин очень низок. Повышение этого социального статуса, в том числе и через образование, потребовало бы изменения цивилизационных основ целого ряда культур. Процесс неудержимого прироста населения Земли неравномерен, в нашей стране на фоне происходящих социальных катаклизмов смертность на 1 млн. человек в год превышает рождаемость. В развитых странах приросты минимальны.

Экономическое неравенство. Встречая «миллениум», философы, экономисты и социологи стали вспоминать прогнозы, делавшиеся в середине XX в. и сравнивать их с реальностью. После Второй мировой войны, после распада колониальной системы существовало представление о том, что различие в экономическом развитии между бывшими метрополиями и бывшими колониями постепенно будет сокращаться. Действительно, бедные страны стали богаче, чем раньше, но экономически развитые страны за последние полвека «улетели» так далеко вперед, что догнать их теперь не представляется возможным. Из 6,5 млрд. населения земного шара один является «золотым миллиардом» с высоким уровнем и качеством жизни, резко отличаясь своим образом жизни от остальных 5,5 млрд.

Существует небольшая группа высокоразвитых стран с устойчивой политической системой, новейшей информационно-компьютерной технологией, с высоким уровнем благосостояния, и основная масса стран, живущих в рамках индустриальной, а то и предындустриальной технологии, с массовой безработицей, ростом народонаселения, нестабильностью внутренней жизни. Экономика развитых стран взаимно интегрирована. Возник не просто мировой рынок, а транснациональное хозяйство. 50 основных финансовых групп и 40 тыс. транснациональных компаний контролируют около трети всех частных производителей.

За год население увеличивается на 100 млн. Из этого общего числа новорожденных более 90 млн. приходится на нищие развивающиеся страны, и менее 10 млн. – на процветающие страны. К 2020 г. 83 % населения будут жить в развивающихся странах, и только 17 % – в других. Население Африки может утроиться за 45 лет с 1980 по 2025 г. и возрастет с 500 млн. до 1,5 млрд. Уже сейчас боле 300 млн. африканцев страдают от хронического недоедания и 60 млн. живут на грани голода. Никто не знает, сколько именно африканцев умирает от СПИДа. Индия дает миру треть всех неграмотных, а США и Канада тратят на образование в расчете на душу населения в 90 раз больше, чем многие африканские страны. Отмечается феноменальный рост экономики Китая, доля которого в ВВП составляет 10,2 %, в то же время доля России в мировом ВВП сократилась с 7,3 до 2,7%. Темпы роста ВВП на душу населения в Китае были рекордными (более чем в 10 раз). Разрыв между уровнем ВВП на душу населения в странах с их минимальными и максимальными значениями составляет 108 раз.

Разрыв в экономическом развитии тесно связан с демографическим ростом, но объясняется не только им. Встает вопрос о том, в какой мере большая часть населения земного шара способна успешно реализовать западный технический путь развития и могут ли западные ценности рассматриваться как общечеловеческие. Очевидно, что без реальной помощи западных стран преодолеть разрыв не удастся. Существование и дальнейшее усугубление этого разрыва опасно и для самого «золотого миллиарда», что уже давно понято ведущими социологами и недавно, после событий 11 сентября 2001 г. в США, осознано всеми. Еще в 1999 г., анализируя статистические данные об экономическом неравенстве на основе доклада ООН о человеческом развитии за 1998 г., 3. Бжезинский привел цифры, говорящие сами за себя: «Три самых богатых человека в мире имеют совокупное личное состояние, превышающее ВВП 48 наименее развитых стран вместе взятых. Американцы тратят на косметику 8 млрд. долл. в год. По оценкам ООН, 6 млрд. долл. в год хватило бы для того, чтобы дать всем детям мира начальное образование. Европейцы съедают мороженого на 11 млрд. долл. в год, в то время как 9 млрд. долл., предоставленных ООН, вполне хватило бы на то, чтобы обеспечить чистой водой и надежной канализацией всех нуждающихся. Американцы и европейцы расходуют 17 млрд. долл. на корм для домашних животных; если увеличить гуманитарную помощь до 13 млрд. долл., то можно было бы обеспечить элементарной медицинской помощью и накормить всех желающих по всему миру. 225 самых богатых людей планеты имеют совокупное состояние более, чем в 1 трлн. долл., а 60% из 5 млрд. жителей развивающихся стран лишены канализации, 30% – чистой воды и 20% – медицинского обслуживания». После событий 11 сентября 2001 г. приводилось и такое сравнение: завтрак в WTC (Всемирном торговом центре) в Нью-Йорке обходился примерно в 20 долл., что составляет среднегодовой доход афганского крестьянина.

Военная опасность. Человечество оказалось в XX в. в беспрецедентной ситуации реальной опасности самоуничтожения. Результатом большой термоядерной войны может быть лишь гибель цивилизации, смерть и страдания миллиардов людей, социальная и биологическая деградация оставшихся в живых и их потомков. «Ядерной зимой» назвали физики и экологи последствия применения ядерного оружия. Военная угроза по-прежнему является самой опасной из глобальных проблем. Хотя в последнее время снизилось чувство страха и ощущение обреченности, но для благодушия нет оснований. Проводятся ядерные испытания, расширяется количество стран, владеющих ядерным оружием, идет его миниатюризация. Опробуются принципиально новые виды оружия. Ежегодно правительства разных стран мира тратят около 1000 млрд. долларов на вооружения и другие военные цели и лишь ничтожную долю этой суммы – на нужды здравоохранения, образования и социальной сферы. Использование оружия массового уничтожения может быть спровоцировано нарастающим экономическим неравенством. Перенаселенность планеты и нищета подавляющего большинства ее жителей способны привести к обострению политических конфликтов и спровоцировать применение оружия массового уничтожения, что, в свою очередь, приведет, как уже говорилось, к глобальной экологической катастрофе.

Трудности, с которыми столкнулось в настоящее время человечество, не могут быть легко и просто преодолены технологическими средствами. Ситуация остается одной и той же, чего бы мы ни коснулись, будь то рост народонаселения, урбанизация, уничтожение лесов, нехватка продуктов, загрязнение окружающей среды. Человечеству следует не только искать новые пути и способы, которые бы привели природу в согласие с нами, но и искать пути изменения наших стимулов и ценностей. Проблема пределов человеческого роста и человеческого развития, по мнению А. Печчеи, является по сути своей проблемой главным образом культурной, поскольку возникает колоссальный разрыв между материальными возможностями человека и его культурой. Имеется множество альтернатив, новых образов жизни, производства и потребления.

Некоторые исследователи считают, что грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической. Основные условия спасения и перехода к новой альтернативной цивилизации предполагают восстановление топливно-энергетического и минерально-сырьевого баланса, глобального демографического баланса, восстановление экологического равновесия на планете, всеобщего и полного разоружения и гуманности как системы ценностей. Альтернативная цивилизация – это цивилизация низкоэнергетическая, высокоустойчивая, экологически чистая, полностью демилитаризованная и подлинно человеческая.

В Интернете помещены интереснейшие данные о «глобальной деревне»:

«Если сократить все человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выглядеть население этой деревни:

♦ 57 азиатов;

♦ 21 европеец;

♦ 14 американцев (северных и южных);

♦ 8 африканцев;

♦ 52 будут женщинами;

♦ 48 мужчинами;

♦ 70 не белыми;

♦ 30 белыми;

♦ 89 гетересексуальными;

♦ 11 гомосексуальными;

♦ 6 человек будут владеть 59 % всего мирового богатства и все будут из США;

♦ у 80 не будет достаточных жилищных условий;

♦ 70 будут неграмотными;

♦ 50 будут недоедать;

♦ 1 умрет;

♦ 2 родятся;

♦ у 1 (только у одного) будет компьютер;

♦ 1 (только один) будет иметь высшее образование.

Если сегодня с утра вы проснулись здоровым, то вы счастливее, чем 1 миллион человек, которые не доживут до следующей недели.

Если вы никогда не переживали войну, одиночество тюремного заключения, агонию пыток или голод, вы счастливее, чем 500 млн. человек в этом мире.

Если вы можете пойти в церковь без страха и угрозы заключения или смерти, вы счастливее, чем 3 млрд. человек в этом мире.

Если в вашем холодильнике есть еда, вы одеты, у вас есть крыша над головой и постель, вы богаче, чем 75 % людей в этом мире.

Если у вас есть счет в банке, деньги в кошельке и немного мелочи в копилке, вы принадлежите к 8 % обеспеченных людей в этом мире».

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какие именно исследования проводились Римским клубом?

2. Как связаны между собой глобальные проблемы?

3. Каковы возможные выходы из кризиса?

Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действиями. Глобальными можно назвать следующие проблемы:

1) надвигающийся экологический кризис, катастрофа, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов, появлением озоновых дыр, парниковым эффектом, вырубкой лесов, кислотными осадками и т.д.;

2) демографический кризис, который способен привести к перенаселению планеты;

3) экономический кризис, заключающийся во все возрастающем разрыве между богатыми и бедными слоями населения и богатыми и бедными странами;

4) военная опасность и опасность терроризма и др.

Глобальные проблемы привлекли внимание ученых в 60 – 70-е гг. ХХ в., когда был создан Римский клуб – неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследования социально-экологических процессов. Доклады Римскому клубу, представлявшие собой разнообразные сценарии мирового развития, положили начало футурологии и глобалистике. Президентом Римского клуба стал крупный итальянский бизнесмен и выдающийся гуманист Аурелио Печчеи, который решил построить прогностические модели на основе использования лучших ЭВМ того времени.

В 1968 г. он собрал авторитетных исследователей, назвал это собрание Римским клубом и обратился к спонсорам с просьбой профинансировать исследования. Программу исследования разработал в книге «Мировая динамика» американский экономист Дж. Форрестер, считающийся основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа. Именно его заслугой является попытка использовать математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов – численности населения и загрязнения среды. Первый доклад Римскому клубу носил название «Пределы роста». Была построена динамичная модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения, земное пространство, использование природных ресурсов и загрязнение. Прогноз стал своего рода шоком: если сохранятся существующие на конец 60-х гг. тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, то человечество неминуемо придет к глобальной экономической катастрофе уже в конце XXI в. Тщательный, многократно проверенный расчет на ЭВМ показал, что если продолжить в будущем наблюдаемые тенденции по всем показателям, то на протяжении уже первой половины XXI в. минеральные ресурсы, начиная с нефти, газа, угля, будут иссякать, загрязнение окружающей среды станет необратимым, начнется упадок промышленного и сельскохозяйственного производства. Проступали контуры близкого конца света и гибели человечества. Так появилась глобалистика как новое направление, охватывающее глобальные проблемы современности.

Следующая модель М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество у поворотного пункта» была более конкретна. Авторы попытались посмотреть на мир как на систему отличающихся друг от друга, но взаимодействующих регионов. Отвергая неизбежность единой глобальной экологической катастрофы, будущее человечества они увидели в разнообразных и длительных кризисах, такие как энергетический, сырьевой, продовольственный, демографический и, конечно, экологический. Модели становились все более конкретными. Методологические принципы, техника и методика глобального прогнозирования усложнились. Авторы разделили мир на десять крупных регионов – пять развитых и пять развивающихся – и сделали вывод о том, что в обозримом будущем самых ближайших десятилетий катастрофа вначале произойдет в развивающихся регионах, а затем уже и в развитых странах. В третьем докладе Римскому клубу «Пересмотр международного порядка» (1976) перечислялись все основные глобальные проблемы (ограниченность продовольствия, деградация окружающей среды, сокращение минеральных ресурсов и энергии, загрязнение океана, рост населения и урбанизация, бедность развивающихся стран, гонка вооружений) и были высказаны рекомендации по стабилизации положения. Четвертый доклад был выполнен под руководством Эрвина Ласло и назывался «Цели человечества» (1977). Рекомендации заключались в том, что необходимо свести к нулю рост народонаселения и производства. Выход виделся в нулевом промышленном и демографическом росте, что было признано нереальным, поскольку ни одна страна не была подготовлена к таким действиям.

Ученые Римского клуба сформулировали понятие «пределы роста» – уровень жизни развитых стран оказался недостижим для развивающихся вследствие экологических ограничений. Пути выхода виделись в следующих мерах: создание всемирного правительства, решения которого были бы обязательными для выполнения, а главное, изменение менталитета, отказ от идеологии потребительства, формирование новых ценностей и стандартов.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия конспект лекций

Федеральное государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. сибирский федеральный университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия и ее роль в жизни общества
План: 1. Что такое философия и в чем ее ценность? 2. Границы философского знания. 3. Структура философского знания. 4. Функции философии.

Структура философского знания
Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. К

Функции философии
Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой человека, а следовательно ориентирована на решение определенных социальных задач и выполн

Философия в структуре мировоззрения
Всякая философия является мировоззрением, однако не всякое мировоззрение является философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Мировоззрение – это совокупность наиболее об

Проблема метода в философии
Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов познания действительности, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Но все же все м

Античная философия
План: 1. Древняя Греция – родина европейской философской мысли. 2. Основные этапы и проблемы античной философии. 3.Натуралистический этап (VII–IV вв. до н

Основные этапы и проблемы античной философии
Традиция приписывает Пифагору введение термина «философия», в переводе означающего «любовь к мудрости». Философ от мудреца тем и отличается, что последний уже знает истину, философ же стремится к п

Средневековая философия
План: 1. Средневековая культура и современность: преемственность и различие. 2. Исходные принципы средневековой философии. 3. Периодизация средневековой м

Исходные принципы средневековой философии
Принцип монотеизма и творения ex nihilo. Человек никогда не есть «первочеловек». Он всегда наследник, дитя человеческого прошлого. На его долю выпадает определенный момент исторического процесса, о

Периодизация средневековой мысли. Апологетика и патристика (III - V)
Апологетика(от греч. apologia - защита) – это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обоснова

Нового времени и Просвещения
План: 1. Философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.): Н. Кузанский, Дж. Бруно, Галилео Галилей, Ф. Петрарка. 2. Философия Нового времени (XVIII вв.): Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноз

Философия Нового времени
Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах XVI – XVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ор

Философия Просвещения
Философия французских материалистов. XVIII – век Просвещения. Впервые этот термин введен Вольтером и Гердером. Кант рассматривал Просвещение, как историческую эпоху, сущность котор

Философия Иммануила Канта (1724 - 1804)
Творчество Иммануила Канта принято делить на два периода: докритический и критический. Докритический период в его творчестве связан с его интересом к вопросам философии пр

Общая характеристика эпохи
В этот период нарастают процессы дифференциации философского знания, – развиваются старые и появляется множество новых направлений. Это, прежде всего, позитивизм и прагматизм

Философия марксизма
К середине ХIХ в. значительных успехов достигли физиология, эмбриология, геология, математика, физика, химия. Энгельс особо отмечает колоссальное значение для дальнейшего развития естествознания от

Философия Ф. Ницше
Ницше Фридрих (1844 -1900). Мать немка из высших кругов общества, отец польский дворянин. В 25 лет ему пред­ложена профессура в Базельском университете. Потом Лейпцигский университет. Был офицером

Фрейд - основоположник психоанализа
Фрейд Зигмунд (1856 - 1939). Родился в Австрии. Разработал технику психоанализа, как перевод психических явлений из бессознательных в сознательные. И хотя он шел от гипноза, но в дальнейшем выступа

Философия неотомизма П. Тейяра де Шардена
Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955). Священник, философ и ученый, специалист по палеоантропологии. На позиции материалистических изысканий принимает тео­рию эволюции. Он протестует против р

Русская философия
План: 1. Предфилософия допетровской Руси (X - нач. XVIIIвв.). 2. Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.): П.Я. Чаадаев, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, В.В. Розан

Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.)
Один из первых славянских философов на Руси был «русский украинец» (так он сам себя называл) Григорий Сковорода. Он вел жизнь странствующего философа. Через духовное устроение отде

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856)
П.Я. Чаадаев по праву считается первым русским мыслителем, с которого традиционно начинают отсчет истории русской философии. Весьма интересен духовный портрет Чаадаева, который можно соста

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891)
Леонтьев интересен прежде всего своей необычной концепцией мировой и русской истории. Согласно ей, всякая национальная культура может быть уподоблена строению живого организма. При этом жизнь любой

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)
Владимир Соловьев является одним из самых выдающихся мыслителей России. Родился он 16 января (по старому стилю) 1853 г. в Москве, в семье известного историка, профессора Московского университета С.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919)
Один из самых оригинальных русских мыслителей, писатель и публицист. Родился в 1836 г. в бедной семье в маленьком городишке Ветлуга Костромской губернии. Детство Розанова было тяжелым – нищета, сло

Русская философия ХХ века
Неолейбницианство развивалось с XIX века (Козлов А.А., Бугаев Н.В.). Лосский Н.О. (1870 - 1960) – профессор Петербургского университета. Он один из самых плодовитых философов. Важная работа «Обосно

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)
Один из наиболее известных и плодовитых русских философов, Николаи Александрович Бердяев родился в Киевской губернии. Обучение проходил сначала в кадетском корпусе, а затем в Киевском университете

Понятие бытия. Различные концепции
Окружающий мир предстает перед человеком в его огромном величии и бесконечном многообразии. Поэтому он видится и осознается различными людьми по-разному. Отсюда формируются многочисленные концепции

Атрибуты бытия. Движение. Пространство-время
Бытие в любом его понимании обладает некоторыми неотъемлемыми свойствами - атрибутами. Рассмотрим два атрибута - движение и пространство-время. Движение. Как и все в мире

Проблема единства и многообразия мира
Пытаясь осмыслить любое явление, процесс или мир в целом, человек, в связи со сложностью и многообразием изучаемого, стремится выделить самое главное, основное, что послужило бы отправной точкой, к

Диалектика как теория развития, ее сущность, структура и методологическое значение
Диалектика – теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития и функционирования природы, общества и мышления. Термин «диалектика» в истории филосо

Основные законы диалектики
Прежде чем говорить о законах диалектики, выясним, что такое закон. Закон – необходимая, устойчивая, при определенных условиях повторяющаяся структура связей функционирования и раз

Основные категории диалектики
Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате

Основные этапы в истории исследования человека
Проблема человека – старая и вечно новая проблема. С древних времен человек, его сущность, прошлое и будущее, интересы и цели были предметом исследования не только философии, но и мифологии, религи

Марксистское понимание сущности человека
Рассмотрим подробно, как решается проблема человека в марксистской философии. Если домарксистские социологи трактовали общество как совокупность отдельных индивидов с различными целями и борьбой за

Философские представления об обществе
Философские представления об обществе возникли уже в ранней философии. Так, в Древней Индии и Китае (буддизм, конфуцианство) существовали учения об общественном устройстве, социальном строении, мес

Предмет и функции социальной философии
Итак, история философии показывает, что тема общества неизменно присутствует в ней. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое явление, называется социальной философией

Специфика философского исследования общества
В истории социальной философии сформировались две мировоззренческие позиции, два подхода к исследованию общественной жизни: философский идеализм и философский материализм. Эти направления сложились

Понятие ценности. Ценность и целеполагание
Ценность – есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы

Теории ценностей
Теорий ценностей достаточно много, и они очень разнообразны и даже отчасти противоположны друг другу. Большое распространение имеют теории, субъективирующие ценность и отвергающие существование абс

Нравственные ценности и мораль
Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравственность, можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жиз

Религиозные ценности
Философия интересуется религией как одной из форм ценностного отношения к миру, пытаясь определить место религиозного сознания и разобраться в сути феномена религии. Религия– систе

Эстетические ценности и искусство
Трудность философского освоения мира заключается в том, что философы нередко пытаются определить неопределимое. В понятиях философских категориях трудно передать чувства и переживания, такие как лю

Постановка проблемы сознания в истории философии
Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Решить эту проблему пытались уже во времена античности, но и сегодня, в конце XX века, в этой проблеме остается немало «белых пятен».

Понятие сознания. Сознание как высшая форма отражения
Несмотря на то, что сегодня конец XX века, когда наука ответила уже на многие тайны мировоззрения, вопрос о сущности сознания по-прежнему решается на уровне хотя и оригинальных, но гипотез. По-преж

Естественнонаучные представления о сознании как свойстве мозга. Психическое и физиологическое. Сознательное и бессознательное
В современном естествознании и философии спорным и нерешенным остается вопрос об источниках сознания, разделивший философов на различные направления: 1) реалистическое; 2) объекти

Структура сознания. Сознание и самосознание
Ядро сознания составляют знания, о чем свидетельствует и корень этого слова. Способ, каким существует сознание, и способ, каким нечто существует для сознания, - это знание. В основе всех «

Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта
Реальность, действительность сознания обнаруживается с помощью речи, языка. Речь, по Гегелю, удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. У животных нет сознания,

Познание (гносеология)
План: 1. Познание как отражение человеком внешнего мира. 2. Диалектика субъекта и объекта в познавательной и практической деятельности человека. 3. Совпадение ди

Познание как отражение человеком внешнего мира
Теория познания, иначе именуемая гносеологией, представляет собой учение о возможности познания человеком и человечеством объективного мира, об источниках, путях и методах познавательной деятельнос

Диалектика субъекта и объекта в познавательной и практической деятельности человека
Объективная диалектика развития природы и общества составляет органическое единство с диалектикой познания, мышления. В рамках этого единства обнаруживается активное отражение объекта субъектом. В

Совпадение диалектики, логики и теории познания
Идея тождества, совпадения диалектики, логики и теории познания носит не частный, а всеобщий характер, она существенно важна в решении любой теоретико-познавательной проблемы. Эта идея – закономерн

Проблема научной истины. Абсолютное и относительное, теоретическое и практическое
Теория познания как логика имеет своим предметом изучение движения мышления к истине. Поэтому важнейшей для нее проблемой является определение, какое мышление истинно и как установить его истинност

Чувственное познание и его формы
Познание в конечном счете всегда начинается с непосредственного живого созерцания. Живое, созерцание – это активное чувственное познание. Начальной формой и источником знаний являются ощущения и во

Логическое познание и его формы
Посредством мышления образуются основные формы логического, или абстрактного отражения мира - понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и сущес

Уровни научного познания и их методы
Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части: 1) учение о при

Общенаучные методы познания
Современная наука, представляющая собой гносеологию в широком смысле, имеет разветвленную систему знаний. В соответствии с этим она имеет и огромный арсенал методов исследования; многообразие их об

Философские проблемы науки и техники
План: 1. Философия техники и информационная философия техники. 2. Из истории изобретения техники. 3. Сущность техники как предмет познания. 4. Ноосфера и ноотехн

Из истории изобретения техники
Одним из первых в России философским осмыслением проблем техники стал заниматься русский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер. Он впервые сформулировал программу информационной философии техники в

Сущность техники как предмет познания
Техника как исходная дефиниция требует достаточно четкого определения ее содержательного значения. Можно ли однозначно определить смысловые границы термина «техника»? Он может иметь следующие содер

Ноосфера и ноотехносфера
В настоящее время на нашей планете протекает процесс перехода верхней, занятой живым веществом оболочки планеты- биосферы в новое геологическое состояние – ноосферу, то есть область, преобразованну

Глобальные проблемы современного мира и возможные способы их разрешения
1. Глобальный кризис – возрождение духовной культуры в ее светском и религиозном видах, развитие науки и образования, этическое воспитание, формирование нового одухотворенного мировоззрения.

Современная техническая цивилизация и ее будущее
Мысли о кризисе новоевропейской культуры и цивилизации не раз высказывались как философами, так и историками. В концепциях Данилевского, Шпенглера, Ницше, Тойнби, Вебера звучала тревога о кризисе ц

Лекция № 18. Будущее человечества

(философский аспект)

1. Римский клуб и исследование глобальных проблем.

2. Глобальные проблемы современного мира и возможные способы их решения.

3. Современная техническая цивилизация и ее будущее.

Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действиями. Глобальными можно назвать следующие проблемы:

1) надвигающийся экологический кризис, катастрофа, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов, появлением озоновых дыр, парниковым эффектом, вырубкой лесов, кислотными осадками и т.д.;

2) демографический кризис, который способен привести к перенаселению планеты;

3) экономический кризис, заключающийся во все возрастающем разрыве между богатыми и бедными слоями населения и богатыми и бедными странами;

4) военная опасность и опасность терроризма и др.

Глобальные проблемы привлекли внимание ученых в 60 – 70-е гг. ХХ в., когда был создан Римский клуб – неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследования социально-экологических процессов. Доклады Римскому клубу, представлявшие собой разнообразные сценарии мирового развития, положили начало футурологии и глобалистике. Президентом Римского клуба стал крупный итальянский бизнесмен и выдающийся гуманист Аурелио Печчеи, который решил построить прогностические модели на основе использования лучших ЭВМ того времени.

В 1968 г. он собрал авторитетных исследователей, назвал это собрание Римским клубом и обратился к спонсорам с просьбой профинансировать исследования. Программу исследования разработал в книге «Мировая динамика» американский экономист Дж. Форрестер, считающийся основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа. Именно его заслугой является попытка использовать математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов – численности населения и загрязнения среды. Первый доклад Римскому клубу носил название «Пределы роста». Была построена динамичная модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения, земное пространство, использование природных ресурсов и загрязнение. Прогноз стал своего рода шоком: если сохранятся существующие на конец 60-х гг. тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, то человечество неминуемо придет к глобальной экономической катастрофе уже в конце XXI в. Тщательный, многократно проверенный расчет на ЭВМ показал, что если продолжить в будущем наблюдаемые тенденции по всем показателям, то на протяжении уже первой половины XXI в. минеральные ресурсы, начиная с нефти, газа, угля, будут иссякать, загрязнение окружающей среды станет необратимым, начнется упадок промышленного и сельскохозяйственного производства. Проступали контуры близкого конца света и гибели человечества. Так появилась глобалистика как новое направление, охватывающее глобальные проблемы современности.



Следующая модель М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество у поворотного пункта» была более конкретна. Авторы попытались посмотреть на мир как на систему отличающихся друг от друга, но взаимодействующих регионов. Отвергая неизбежность единой глобальной экологической катастрофы, будущее человечества они увидели в разнообразных и длительных кризисах, такие как энергетический, сырьевой, продовольственный, демографический и, конечно, экологический. Модели становились все более конкретными. Методологические принципы, техника и методика глобального прогнозирования усложнились. Авторы разделили мир на десять крупных регионов – пять развитых и пять развивающихся – и сделали вывод о том, что в обозримом будущем самых ближайших десятилетий катастрофа вначале произойдет в развивающихся регионах, а затем уже и в развитых странах. В третьем докладе Римскому клубу «Пересмотр международного порядка» (1976) перечислялись все основные глобальные проблемы (ограниченность продовольствия, деградация окружающей среды, сокращение минеральных ресурсов и энергии, загрязнение океана, рост населения и урбанизация, бедность развивающихся стран, гонка вооружений) и были высказаны рекомендации по стабилизации положения. Четвертый доклад был выполнен под руководством Эрвина Ласло и назывался «Цели человечества» (1977). Рекомендации заключались в том, что необходимо свести к нулю рост народонаселения и производства. Выход виделся в нулевом промышленном и демографическом росте, что было признано нереальным, поскольку ни одна страна не была подготовлена к таким действиям.

Ученые Римского клуба сформулировали понятие «пределы роста» – уровень жизни развитых стран оказался недостижим для развивающихся вследствие экологических ограничений. Пути выхода виделись в следующих мерах: создание всемирного правительства, решения которого были бы обязательными для выполнения, а главное, изменение менталитета, отказ от идеологии потребительства, формирование новых ценностей и стандартов.