Квотирование – это ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импортные квоты и экспортные квоты.
Импортное квотирование – ограничение объема импорта определенным натуральным или стоимостным количеством.
Экспортное квотирование – ограничение объема экспорта определенным натуральным или стоимостным количеством.
В условиях тарифных ограничений количества ввозимых и вывозимых товаров не регламентируются, требуется проплатить ставку тарифа по количеству, таможенной стоимости или их сочетанию. Квотирование ограничивает объемы внешней торговли определенным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продукции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю.
Квоты отличаются от тарифов тем, что абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. Импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.
Имеются также и существенные качественные отличия квот от тарифов: изменение тарифов регламентируется национальным законодательством в рамках международных соглашений, поэтому правительство не имеет права самостоятельно повышать тарифы. В этом случае оно ужесточает импортные квоты, делает внешнеторговую политику глубоко селективной посредством распределения лицензий между конкретными предприятиями.
Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) - это разновидность экспортной квоты. В рамках добровольных экспортных ограничений страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений.
По существу ДЭО являются вынужденной мерой.
ДЭО, вводимые страной-экспортером, имеют для страны-импортера более негативный результат, чем условия действия тарифов или импортной квоты, поскольку в этом случае цены на ввозимые товары могут быть более высокими, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким образом, компенсируется снижение объемов экспорта путем повышения цен на него.
Отношение международных организаций к добровольным экспортным ограничениям носит отрицательно-осуждающий характер, свидетельством чего является задача отмены ДЭО к 2000 г. в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле.
Кроме трех основных к нетарифным торговым ограничениям относятся также разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение товаров, т.е. сама возможность участия товаров в импорте и экспорте. К ним относятся санитарно-технические и валютные ограничения импорта товаров.
К санитарно-техническим ограничениям относятся следующие их виды:
обязательное соблюдение национальных стандартов;
сертификаты качества импортной продукции;
требования к специфической маркировке и упаковке товаров;
требования к экологическим характеристикам товаров потребительского назначения и товаров производственного назначения.
Свободная торговля как вид внешнеторговой политики (выберите
вариант ответа):
Ответ: в) , поскольку это является одним из основных положительных воздействий свободной торговли. Свободная торговля ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода.
Отметьте нетарифные методы регулирования внешней торговли:
Ответ: а), б), г), д) , так как квотирование, лицензирование и добровольные ограничения экспорта являются основными видами нетарифных методов. Также к нетарифным методам относятся разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение товара, таковыми являются санитарно-технические ограничения.
Инструменты протекционистской политики используются государством для достижения таких целей, как (укажите верный ответ):
Ответ: д) , так как все перечисленные варианты являются целями протекционистской политики.
Квота - максимальный объем (в стоимостном или натуральном выражении) поставок определенного товара в пределах оговоренного режима.
КВОТИРОВАНИЕ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
Помимо экономических государство активно применяет административные меры нетарифного регулирования.
1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА:
Квотирование - внешнеторговая квота - количественное ограничение объема экспорта или импорта определенных товаров.
Импортная квота в отличие от импортной пошлины позволяет точно ограничить количественный объем ввоза товара.
Экспортная квота применялась в РФ до 1994 г. в основном как инструмент контроля экспорта при существовавшей значительной разнице между мировыми и внутренними (более низкими) ценами на ряд традиционных товаров российского экспорта. По мере приближения внутренних цен к мировым число квотируемых товаров сокращалось. С 1 июля 1994г. (постановление Правительства №758) квотирование ограничивается только выполнением международных обязательств РФ и осуществляется лишь по экспорту узкого перечня товаров: необработанного алюминия, карбида кремния, нитрата аммония, нитей пряжи, тканей, готовых текстильных изделий.
Квоты можно классифицировать следующим образом:
Общие (для государственных нужд, региональные, аукционные) - определяются Министерством экономического развития и торговли;
Естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, нефтетерминалов в портах. Режим их функционирования определяется Постановлением Правительства «О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 г.». Нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия получают доступ к нефтепроводам пропорционально объемам добычи или переработки нефти;
Исключительные квоты, вводимые Правительством в исключительных случаях, связанные с обеспечением национальной безопасности России, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.
Квоты на импорт товаров вводятся:
Для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
Для ограждения национального рынка от "размывания" дешевой продукцией из развивающихся стран.
В основном квотирование импорта применяют страны с развитой рыночной экономикой. Например, в Японии контингентирование импорта распространено на более, чем 70 товарных наименований, многие из них являются основными продуктами японского сельского хозяйства (молоко, молочные продукты, говядина и др.). А так как в этой стране издержки производства в сельском хозяйстве более высокие, чем в других странах, то через квотирование правительство поддерживает своих аграрных предпринимателей.
Квоты на экспорт вводятся , во-первых, на продукцию, дефицитную на национальном рынке, и, во-вторых, в связи с принимаемыми правительством торгово-политическими мерами.
Квотирование экспорта применяют как развитые, так и развивающиеся страны. Оно широко используется в России. Общий объем товаров, экспорт которых квотируется, составлял в начале 90-х годах около 70%. Цель квотирования по отношению к сырьевым товарам, в том числе энергоресурсам, состоит в том, чтобы сохранить товары для потребления на внутреннем рынке, поддержать отрасли промышленности, использующие дешевое сырье.
Примером экспортной квоты может быть квота на экспорт в Великобританию нитрата аммония: она установлена до 1999г в объеме 100тыс.т в год
Существуют, также:
Квоты глобальные – устанавливаются на импорт определенного товара из всех или из группы стран (напр, в США с помощью квот регулируется импорт некоторых сортов сыра, шоколада, хлопка, орехов, мороженого, кофе и др.
Квоты сезонные
Тарифные квоты – т.е. в пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. Например, в США таким образом регулируется импорт молока, рыбы, картофеля, некоторых типов мотоциклов.
В РФ Современный порядок квотирования и лицензирования ВЭД установлен Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» .
Экспорт и импорт в нашей стране в основном осуществляется без количественных ограничений. Эти ограничения вводятся лишь в исключительных случаях Правительством РФ в целях: обеспечения национальной безопасности РФ, выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защиты внутреннего рынка.
Под квотирование и при импорте, и при экспорте попадают наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества.
При импорте под квотирование попадают: спирт этиловый, водка, порох, взрывчатые вещества, средства взрывания и пиротехнические изделия.
При экспорте товаров под квотирование попадают в соответствии с международными обязательствами РФ: карбид кремния и текстильные товары (нити, пряжа, одежда- мужская, женская, детская, верхняя, нижняя- одеяла, пледы, белье постельное, кухонное, прочие готовые текстильные товары) в страны ЕС, а также товары, содержащие драгоценные металлы и камни, янтарь и изделия из него.
Квота на экспорт карбида кремния устанавливается ежегодно в результате переговоров МВЭС (Минэкономиразвития) России с Комиссией ЕС и оформляется в виде решения Комиссии ЕС. Лицензированию подлежит экспорт в объеме установленной квоты в страны ЕС, осуществляемый ВО «Станкоимпорт» по генеральной лицензии. Прочие поставки из России карбида кремния не квотируются и не лицензируются.
Квота на экспорт текстильных товаров устанавливается соглашением между РФ и ЕС. Квота является ежегодной и определяется по переговорам МВЭС (Минэкономразвития) и Комиссии ЕС. Экспорт текстиля в другие страны не квотируется и не лицензируется.
Кроме того, в России квотируется импорт сахара:
В декабре 2000 года в России были введены тарифные квоты на ввоз сахара-сырца . Однако сейчас инициаторы введения квот заявляют, что эта мера себя не оправдала и для стабилизации сахарного рынка необходимо в срочном порядке вводить дополнительный инструмент ограничения импорта сырца -- сезонные пошлины. Если правительство пойдет на введение сезонных пошлин, расстановка сил на сахарном рынке может существенно измениться.
Право на ввоз или вывоз квотируемого товара должно быть подтверждено лицензией.
Степень открытости экономики
Степень открытости экономики оценивается с помощью показателей. В качестве базовых применяются показатели, характеризующие активность страны в области международной торговли.
Экспортная квота (Export Quota, XQ ) – доля экспорта (X ) в ВВП (Gross Domestic Product, GDP ) страны, %:
Если величина экспортной квоты составляет менее 10%, экономика страны считается относительно закрытой. Если доля экспорта составляет более 35%, экономика страны считается относительно открытой. Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о возрастающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности производимой ею продукции.
Импортная квота (Import Quota, MQ ) – доля импорта (М ) в ВВП (GDP ) страны, %:
Увеличение импортной квоты, означая рост открытости экономики страны, не является однозначно положительной характеристикой. Более того, высокая доля импорта может свидетельствовать о высоком уровне зависимости национальной экономики от зарубежных поставок. И наоборот, чем в большей степени страна обеспечена природными ресурсами, тем меньше необходимость заимствовать их на мировом рынке и, соответственно, меньше степень открытости.
Внешнеторговая квота (Foreign Trade Quota, FTQ ) – соотношение внешнеторгового оборота (Foreign Trade Turnover, FTT ) – совокупной стоимости экспорта (X) и импорта (М ) – к стоимости ВВП (GDP ), %:
Считается, что внешнеторговый оборот начинает оказывать стимулирующее или тормозящее влияние на национальную экономику с того момента, когда он достигает уровня около 25% ВВП. Согласно другим оценкам, экономикой с низким уровнем открытости считается экономика страны с величиной внешнеторговой квоты менее 27%.
Соответствующие показатели можно рассмотреть на примере российской экономики (табл. 10.1)
Анализ показателей открытости экономики России позволяет сделать вывод о ее достаточно высоком уровне, особенно в части организации экспорта. Однако следует отметить, что в последнее время степень открытости российской экономики несколько снижается за пределы относительной открытости (менее 35%), что может быть следствием ужесточения внешнеэкономической политики государства.
Для сравнения: доля экспорта в ВНП бывшего СССР в 1989 г. составляла 7,4%, доля импорта – 7,8, доля внешнеторгового оборота -15,2% . Очевидно, что величина данных показателей свидетельствует о высокой степени закрытости советской экономики.
(10.3)
Пример
Показатели открытости российской экономики
Таблица 10.1
Показатель |
||||||||||
Внешнеторговый оборот (ВТО) |
||||||||||
Приведенные показатели, будучи базовыми, вместе с тем могут быть недостаточны для полноценной характеристики открытости экономики страны. Поэтому используют характеристику отраслевой структуры национальной экономики. Как показывает практика, чем больше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики), тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики.
Кроме того, наряду с показателем объема рассматривают структуру экспорта и импорта, анализируя соотношение в них объемов сырья и готовой продукции.
Пример
В качестве примера рассмотрим отраслевую структуру СССР за 1980–1989 гг. (табл. 10.2).
Таблица 10.2
Удельный вес продукции отдельных отраслей в общем объеме продукции промышленности СССР , %
Данные таблицы подтверждают выводы, сделанные выше, о высокой степени закрытости советской экономики. Доля отраслей тяжелой промышленности в народном хозяйстве страны в среднем составляла около 70%. При этом значительный удельный вес приходился на машиностроение (от 24,3 до 29,3%) и ТЭК (10,5-12,1%).
Для сравнения, в экономике современной России удельный вес в общем объеме добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды:
Эти данные свидетельствуют о наличии определенного потенциала автаркичности экономики России, прежде всего в части использования собственных природных ресурсов. Такой вывод подтверждает и высокая доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта – 70,3%, которая год от года растет. В общем объеме импорта 2011 г. большую долю составил импорт транспортных средств – 48% .
Наряду с показателями международной торговли для характеристики открытости экономики используют показатели активности страны в сфере международного движения капитала. При этом одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений (прежде всего прямых), технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.
Конкретными показателями служат, например, объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны, соотношение объема прямых зарубежных инвестиций страны за рубежом с объемом прямых иностранных инвестиций па ее территории и т.п.
Пример
Объемы иностранных инвестиций, поступивших в экономику России из-за рубежа и из экономики России за рубеж, представлены в табл. 10.3.
Иностранные инвестиции, поступившие в Россию из-за рубежа и из России за рубеж
Иностранные инвестиции |
||||||||
млн долл. |
в % к итогу |
млн долл. |
в % к итогу |
млн долл. |
в % к итогу |
млн долл. |
в % к итогу |
|
В том числе: |
||||||||
портфельные |
||||||||
Из России |
||||||||
В том числе: |
||||||||
портфельные |
||||||||
Данные таблицы свидетельствуют о том, что инвестиционная активность страны за пределами национальных границ за последние два года существенно возросла. Если в 2000 г. соотношение между размещением прямых инвестиций за рубежом и привлечением прямых инвестиций из-за рубежа складывалось однозначно в пользу последних, то в 2011 г. ситуация выравнялась.
На практике степень открытости зависит от масштаба экономики. Относительная значимость внешнеэкономических потоков тем выше, чем меньше масштаб экономики. Имеется в виду, что небольшое государство гораздо более зависит от внешнего мира, чем государство со значительной численностью населения.
Квота - конкретная доля, норма или ограниченная часть чего-либо, оговоренная специализированным соглашением или договором. Квотирование - ограничение долей и допустимых норм.
Для разных политических, экономических и социальных отраслей понимание квот и квотирования несколько отличается.
В таможенном деле, в регулировании ВЭД, квотирование, или иначе контингентирование, входит в комплекс нетарифных мер. Под «контингентом» или «квотой» понимают определенное конкретным временным отрезком стоимостное или количественное ограничение, регулирующее ввоз или вывоз из стран определенных товаров.
Одним из важнейших инструментов защиты отечественных производителей от конкурентов и ограждения внутреннего рынка от снижения потребления отечественных товаров является квотирование экспорта и импорта. Под этим термином подразумевается введение государством стоимостных или количественных ограничений объема экспорта или импорта определенных товаров. При квотировании государство выдает лицензии на ввоз и вывоз ограниченного количества товаров, запрещая при этом нелицензированную торговлю.
Квотирование импорта и экспорта является гарантией того, что ввоз и вывоз определенной продукции не будет превышать установленные нормы.
Российским законодательством установлена единая система квотирования и лицензирования. Ее действие распространяется на все субъекты малого бизнеса, осуществляющие экспорт товаров. Квоты применяются для таможенного союза стран ЕАЭС с целью регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке государств-участников.
Квоты определяются Минэкономразвития России. За выдачу лицензий также отвечает это министерство. При вывозе из страны ряда товаров необходимо получить разрешение соответствующего ведомства.
Государством введены следующие виды квот на товары:
Квотирование экспорта и импорта регулируется:
Номенклатура товаров, подлежащих квотированию при импорте и экспорте, содержится в соответствующих постановлениях Правительства РФ, регламентирующих экспорт и импорт определенных видов продукции. Например, постановление от 30.07.2012 № 779 регламентирует тарифные квоты в отношении сосны и ели, постановление от 09.12.2017 № 1498 устанавливает объемы квот для мяса птицы, свинины и крупного рогатого скота и т.д.