Отказ в пользу государства (таможенная процедура). Таможенная процедура отказ в пользу государства Отказ в пользу государства примеры

25.10.2022 Туфли

в пользу государства

1.1 Понятие и условия помещения товаров под таможенный

режим отказ в пользу государства.

1.2 Принципы таможенного режима отказ в пользу

государства и его правовое регулирование

IIСовершение отдельных таможенных операций при помещении

товаров под режим отказа в пользу государства

2.1 Таможенное оформление товаров, помещенных под режим

отказа в пользу государства

2.2 Таможенный контроль товаров, помещенных под режим

отказа в пользу государства

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Таможенный режим – это процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин и налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории России либо за ее пределами.

С помощью таможенного режима определяется сам порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения, условия нахождения товаров на либо вне таможенной территории России, права и обязанности бенефициара (заявителя) таможенного режима, дополнительных требований, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему.

Таможенным кодексом РФ предусмотрен 21 вид таможенных режимов, поделенных на 4 группы: основные таможенные режимы, экономические таможенные режимы, завершающие таможенные режимы и специальные таможенные режимы.

В данной курсовой работе мною был подробно рассмотрен таможенный режим отказ в пользу государства, который является завершающим таможенным режимом.

Главной целью является раскрытие основных особенностей таможенного режима отказ в пользу государства.

К задачам данной курсовой работы можно отнести:

1. изучение нормативно – правовой базы режима отказ в пользу государства;

2. подробное изучение принципов и условий помещения товаров и транспортных средств под режим отказа;

3. изучение особенностей таможенного оформления и таможенного контроля товаров, помещенных под таможенный режим отказ в пользу государства;

4. понимание сущности таможенного режима отказа и необходимости его применения на практике.

В курсовой работе я попыталась осветить каждый из перечисленных положений, более подробно рассмотрев содержание и особенности таможенного режима отказ в пользу государства, опираясь на Таможенный Кодекс РФ, а также учебную литературу и Приказ ГТК России от 27 ноября 2003г. № 1342 «Об утверждении инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства» (в ред. Приказа ФТС России от 08.09.2006 № 865).


1.1 Понятие и условия помещения товаров под таможенный режим отказ в пользу государства

Отказ в пользу государства – таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, а так же без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Данный таможенный режим может заявить лицо, перемещающее товары или таможенный брокер.

Положения ТК РФ о данном режиме в целом соответствует международно-правовым стандартам по данному вопросу. В главе З Протокола изменений к Международной конвенции об упрощении гармонизаций таможенных процедур (Брюссель, 26 июля 1999 года.) содержится правило 3.44, которое гласит: «В случаях, когда товары не выпущены для свободного обращения или когда они не помещены под другую таможенную процедуру и при условии, что не выявлено никаких правонарушений, соответствующему лицу не предъявляется требование уплаты таможенных пошлин и налогов или уплаченные им таможенные пошлины и налоги подлежат возврату в следующих случаях:

Если по просьбе заинтересованного лица такие товары под таможенным контролем и с разрешения таможенной службы передаются государству или уничтожаются либо доводятся до состояния утраты коммерческой ценности, причем все связанные с этим затраты относятся за счет заинтересованного лица...»

Использование режима отказа от товара в пользу государства напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию товара на российском рынке.

Если вывоз такого товара с таможенной территории РФ также оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенный режим отказа от товара в пользу государства.

Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться и на деловой репутации импортера.

Правительством РФ может устанавливаться перечень товаров, помещение которых под режим отказа в пользу государства не допускается.

Условиями помещения товаров под режим отказа в пользу государства не допускается:

1.отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров;

2.под таможенный режим отказа в пользу государства не могут помещаться товары, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3.проведение таможенного досмотра товаров, помещаемых под этот таможенный режим является необходимой формой таможенного контроля.

4.товары не входят в перечень товаров, которые не могут помещаться под таможенный режим отказа в пользу государства, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой перечень не установлен.

Важнейшим условием помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства является соблюдение принципа материальной выгоды для государства от использования режима отказа в пользу государства, который не предусматривает каких – либо денежных выплат за помещение товаров под таможенный режим отказ в пользу государства.

1.2 Принципы таможенного режима отказ в пользу государства и его правовое регулирование

Таможенное законодательство выделяет несколько принципов таможенного режима отказа в пользу государства:

1. Принцип материальной выгоды означает, что таможенный орган отказывает в предоставлении режима отказа в пользу государства, если:

1)выручка от продажи товаров не сможет покрыть расходов таможенного органа, связанных с их реализацией;

2)возможность реализации товаров таможенными органами невозможна либо ограничена (оборудование узкоспециализированного назначения; товары, сроки реализации которых менее 6 месяцев, и т.п.).

2. Принцип иммунитета нового собственника - государства от возможных претензий к нему со стороны третьих лиц.

Этот принцип означает, что:

Во-первых, всю ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенный режим отказа в пользу государства несет только декларант;

Во-вторых, таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.

Так, любые претензии собственников товаров, перевозчиков, владельцев складов, на которых товар хранился, и т.п. могут быть предъявлены только декларанту.

3. К специальным принципам режима отказа в пользу государства относят:

а) запрет изменения режима отказа в пользу государства на любой другой таможенный режим;

б) принцип материальной выгоды для государства от использования режима отказа;

в) освобождение таможенных органов от удовлетворения каких-либо имущественных требований третьих лиц в отношении товаров и транспортных средств, от которых декларант отказался в пользу государства.

Также, среди общих принципов отказа, можно выделить следующие:

Во-первых, использование этого режима не должно повлечь для государства каких-либо расходов (ст.106 ТК).

Во-вторых, декларирование режима отказ в пользу государства допускается только с разрешения таможни (ст.105 ТК).

В-третьих, всю ответственность за правомерность заявления режима отказ пользу государства несет декларант.

Следует отметить и нечеткое правовое урегулирование вопроса о возможности помещения товара под режим отказа в пользу государства с указанием на конкретный орган или цель, ради которой происходит фактическая уступка товара. Необходимость устранения пробелов законодательства по этому вопросу объясняется тем, что сейчас наряду с таможенными аукционами могут использоваться и другие способы реализации товаров, в отношении которых состоялся отказ в пользу государства.

Содержание таможенной процедуры уничтожения и условия помещения товаров под таможенную процедуру. Содержание таможенной процедуры отказа в пользу государства и условия помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства. Особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную процедуру .

Законодательное регулирование данной процедуры уничтожения находит своё отражение в Главе 42 ТК ТС и главе 39 ФЗ №311.

Законодательное регулирование данной процедуры беспошлинной торговле находит своё отражение в Главе 43 ТК ТС и главе 38 ФЗ №311

Содержание таможенной процедуры уничтожения и условия помещения товаров под таможенную процедуру.

Согласно Статья 307 Главе 42 ТК ТС Уничтожение - таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под уничтожением товаров понимаются обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

Таможенная процедура уничтожения может применяться также в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения

1. Помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения допускается на основании заключения соответствующего уполномоченного государственного органа, выдаваемого в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза, о возможности уничтожения, в котором указываются способ и место уничтожения.

Заключение не требуется в случаях, когда товары безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения должны быть представлены документы, подтверждающие факт безвозвратной утери товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

2. Под таможенную процедуру уничтожения не могут помещаться следующие категории товаров:

1) культурные, археологические, исторические ценности;

2) животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза и (или) международными договорами, их частей и дериватов, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий и распространения карантинных объектов;

3) товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;

4) изъятые товары или товары, на которые наложен арест, в том числе являющиеся вещественными доказательствами, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;

5) иные товары, перечень которых определяется решением Комиссии таможенного союза.

3. Уничтожение товаров не допускается, если такое уничтожение:

1) может причинить вред окружающей среде или представляет опасность для жизни и здоровья людей;

2) производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;

3) может повлечь расходы для государственных органов государств - членов таможенного союза.

4. Уничтожение товаров производится за счет декларанта таможенной процедуры уничтожения.

5. Уничтожение товаров производится в сроки, установленные таможенным органом исходя из времени, необходимого для фактического уничтожения этих товаров, способа и места их уничтожения.

Отказ в пользу государства – это таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства-члена ТС без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 310 ТК ТС).

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары , за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС, а также запрещенных к обороту на территориях государств-членов ТС (ст. 311 ТК ТС).

Решением КТС от 20 сентября 2010 года № 375 утвержден Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства. Это: товары, в отношении которых применение данной процедуры может повлечь для госорганов расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров, в том числе товары с просроченным сроком годности, а также товары, не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств-членов ТС (на основании ст. 311 ТК ТС).

2.13. Таможенная процедура свободного склада – таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

2.13. Свободная таможенная зона – таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

В международной практике данная таможенная процедура применяется достаточно широко, поскольку, по своей сути, представляет собой особую модель взаимовыгодного сотрудничества государства и участников внешнеэкономической деятельности. Содержание указанной модели заключается в предоставлении участнику внешнеэкономической деятельности таможенных льгот и льгот по внутреннему налогообложению, возможности осуществлять свою производственную и иную деятельность на территории свободной зоны, а также продавать свою продукцию на национальном или внешнем рынке . Государство, в свою очередь, получает прямую и косвенную прибыль от привлечения инвестиций как национальных, так и иностранных для развития производства и отдельных видов коммерческой деятельности. Создание свободных зон также способствует развитию торговли, созданию дополнительных рабочих мест, что благоприятно отражается на экономической и социальной сфере. Источником международно-правового регулирования функционирования свободных зон является международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция 1979 года).

2.15. Специальная таможенная процедура – таможенная процедура, при которой товары полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов и от применения к ним запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством по основаниям экономического характера. Под эту процедуру помещаются товары для личного пользования!


См.: «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений» (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19, Решением КТС от 27.11.2009 N 132) (ред. от 09.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 12.01.2012).

Это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины (Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», п. 2 ст. 2). Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту , т.е. импорту товара на таможенную территорию ТС по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

См.: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» (ратифицировано Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 254-ФЗ).

ОСОБЕННО статья 3: «Если товар, произведенный на территории государства одной Стороны, применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины, поставляется в третью страну с территории государства другой Стороны, не применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины либо применяющего меньшие ставки вывозных таможенных пошлин, эта другая Сторона обязана обеспечить взыскание вывозных таможенных пошлин по ставкам, действующим в государстве Стороны, на территории которого произведен товар, и указанным в сводном перечне товаров ».

Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру таможенного склада, утвержден Решением КТС от 20 сентября 2010 года № 375. Примеры: взрывчатые вещества и боеприпасы, вооружение и военная техника, рога сайгаков и т.д.

На основании ст. 248 Закона о таможенном регулировании. Приказом ФТС России от 14.03.2011 № 532 утвержден Порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров на таможенной территории , а также порядок отзыва и порядок аннулирования разрешения на переработку товаров на таможенной территории.

См. ст. 247 Закона о таможенном регулировании.

См. ст. 241 ТК ТС.

См. ст. 242 ТК ТС.

См. ст. 243 ТК ТС.

Разрешение на переработку товаров на таможенной территории может получить любое российское лицо, в том числе не осуществляющее непосредственно операций по переработке товаров, которое на основании статьи 186 ТК ТС может быть декларантом в отношении товаров, указанных в разрешении на переработку товаров на таможенной территории . Для получения разрешения на переработку заинтересованное лицо обращается с письменным заявлением в таможенный орган, в регионе деятельности которого он зарегистрирован как налогоплательщик.

См. ст. 265 ТК ТС.

См. ст. 267 ТК ТС.

См. Письмо ФТС России от 04.08.2011 № 01-11/37246 «О передаче декларантом временно ввезенных товаров иному лицу».

См.: Решение КТС от 20 сентября 2010 года № 375. Например, в отношении запчастей для ремонта самолетов гражданской авиации установлен предельный срок временного ввоза 8 лет.

Порядок функционирования магазинов беспошлинной торговли, требования к их расположению, обустройству, оборудованию и правила реализации товаров в указанных магазинах определяются ст. 293 Закона о таможенном регулировании.

Кроме того, на основании ст. 303 ТК ТС Решением КТС от 20 сентября 2010 года № 375 утвержден Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Среди них: спирт этиловый неденатурированный, тяжеловесные товары (весом более 20 кг), продукция военного назначения.

См.: Приказ Минприроды РФ от 09.09.2011 № 732 «Об утверждении порядка выдачи и формы заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения».

Ст. 8 Соглашения между Правительством РФ, Правительством РБ, Правительством РК от 18.06.2010 «О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада»

Ст. 10 Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».

URL: http://www.issa.ru/legislation/custmod/custmod_18.html.

Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от 18.06.2010 (ред. от 19.10.2011) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»; Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза».

Отказ в пользу государства – таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в федеральную собственность (применительно к РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за таможенные операции, а также без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Применение таможенной процедуры отказа в пользу го­сударства регулируется гл. 43 ТК ТС, приказом ГТК России от 27.11.2003 № 1342 «Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства».

Таможенная процедура отказа в пользу государства может быть заявлена любым заинтересованным лицом, имеющим право выступать в качестве декларанта.

Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.

Декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой отказа в пользу государства осуществляется путем представления декларантом в таможенный орган (на таможенный пост) декларации на товары. Для декларирования товаров в соответствии с рассматриваемой таможенной процедурой необходимо получить разрешение начальника таможни, в регионе деятельности которой находятся товары. Разрешение оформляется путем наложения резолюции на заявлении «Отказ в пользу государства разрешается» с указанием места, определенного для размещения товаров, от которых лицо отказывается в пользу государства. Резолюция заверяется подписью начальника таможни (лица, его замещающего) и оттиском печати таможни.

Далее составляется акт приема-передачи товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства и обращаемых в федеральную собственность. Акт приема-передачи оформляется на основании акта таможен­ного досмотра товаров, проведение которого является обязательным. Акт приема-передачи подписывается:

Должностным лицом таможенного органа;

Лицом, отказывающимся от товара в пользу государства (или его доверенным представителем);

Представителем организации (СВХ, таможенного склада), принявшей товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Акт приема-передачи утверждает начальник таможни, в регионе деятельности которой производилось таможенное декларирование товаров.

Со дня передачи таможенному органу товаров по акту приема-передачи товары считаются обращенными в федеральную собственность и имеют для таможенных целей статус товаров таможенного союза.

Применение таможенной процедуры отказа от товара в пользу государства возможно, если это не влечет для государственных органов РФ каких-либо расходов, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.

Не могут быть помещены под таможенную процедуру отказа в пользу государства товары с просроченным сроком годности (потребления, реализации), а также товары, не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств – членов таможенного союза. 1

Дальнейшее распоряжение товарами, от которых лицо отказалось в пользу государства, осуществляется одним из следующих способов:

1) направление на реализацию. Реализация товаров производится по ценам, определяемым в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта;

2) безвозмездная передача товаров. Например, ФТС России вправе безвозмездно передавать обращенные в федеральную собственность:

Лекарственные средства;

Продукты питания (в том числе детского питания), подвергающиеся быстрой порче;

Одежду, обувь и другие предметы первой необходимости – учреждениям сферы социального обеспечения, здравоохранения, образования, детским учреждениям, органам социальной защиты населения;

1 См. решение КТС от 20.09.2010 № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур».

Предметы истории, объекты науки и произведения искусства, не представляющие культурной ценности, – музеям;

Предметы флоры и фауны – зоологическим паркам, заповедникам, музеям;

Предметы культа – религиозным организациям.

Свободная таможенная зона

На основании п. 2 ст. 202 ТК ТС таможенная процедура свободной таможенной зоны устанавливается международным договором государств – членов таможенного союза. Таким договором является Соглашение между Правитель­ством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Тем не менее продолжают сохраняться значительные противоречия в правовом регулировании особых экономических зон и, соответственно, свободных таможенных зон.

Допускается существование некоего периода для организации функционирования свободных (особых) экономических зон на единой таможенной территории таможенного союза. В связи с этим предполагается принятие дополни­тельных документов (решений КТС), унифицирующих правила работы свободных (особых) экономических зон. Например, решением КТС от 17.08.2010 № 373 определен Перечень операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада.

В Российской Федерации на данный момент не существует единого законодательства, регулирующего правоотношения по установлению и применению таможенной процедуры сводной таможенной зоны.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны регулируется Федеральными законами от 31.05.1999№ 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Несмотря на название регулирующего документа, под свободной таможенной зоной в Магаданской области понимается территория, расположенная в административных границах города Магадана.

Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Магаданской области ограничено действием самого Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Магаданской области». Так, в соответствии со ст. 7 данного Закона его действие распространяется до 31 декабря 2014 г.

Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Магаданской области допускается только участниками Особой экономической зоны (ОЭЗ). Под участниками ОЭЗ понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории г. Магадана. Указанные лица должны иметь регистрационные свидетельства участников ОЭЗ, выданные администрацией г. Магадана, а также осуществлять основную хозяйственную деятельность и иметь не менее 75% основных фондов на территории Магаданской области.

Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут быть заявлены как иностранные, так и российские товары.

Ввоз товаров в свободную таможенную зону на территорию г. Магадана в настоящее время не предусматривает количественных ограничений, но имеет запрет на внешнеторговые операции с драгоценными металлами.

Товары, выпущенные на территории г. Магадана в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, могут использоваться в производственной и иной хозяйственной деятельности, продаваться, полностью по­требляться.

Транспортные средства, находящиеся под таможенной процедурой свободной таможенной зоны, в пределах административной границы Магаданской области могут выезжать из ОЭЗ (г. Магадан) без обязательного таможенного декларирования, изменения таможенной процедуры и взыскания таможенных платежей при соблюдении требований и ограничений, которые могут быть установлены таможенными органами.

Товары, помещенные на территории ОЭЗ, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования. Напри­мер, иностранные товары, ввозимые на территорию ОЭЗ г. Магадана, которая является также и свободной таможенной зоной, освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Освобождения от уплаты ввозного НДС предусмотрено подп. 3 п. 1 ст. 151 НК.

Акциз и таможенный сбор за таможенные операции уплачиваются в полном объеме.

При помещении товаров таможенного союза под таможенную процедуру свободной таможенной зоны с целью последующего вывоза:

Таможенные пошлины применяются как к товарам, вывозимым за пределы таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта;

НДС и акцизы не уплачиваются (подп. 1 п. 2 ст. 151, подп. 1 п. 2 ст. 185 НК).

Иностранные товары, приобретаемые участниками ОЭЗ для собственных производственных нужд и используемые на территории Магаданской области, при ввозе с территории ОЭЗ (г. Магадан) на остальную территорию Мага­данской области освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей (за исключением таможенных сборов), взимаемых при таможенном декларировании товаров. Контроль за использованием указанных товаров в про­изводственных целях осуществляют таможенные органы и администрация ОЭЗ 1 .

При вывозе участниками ОЭЗ иностранных товаров с территории Магаданской области на остальную часть таможенной территории таможенного союза либо за ее пределы такие товары подлежат таможенному декларированию. Уплата таможенных пошлин, налогов, а также применение мер нетарифного регулирования производятся в зависимости от происхождения товаров.

1 В случае нецелевого использования указанных товаров таможенные пошлины и другие платежи, взимаемые при таможенном декларировании товаров, подлежат уплате, а участники ОЭЗ несут ответственность, установленную таможенным законодательством РФ за нарушение таможенных правил.

Товары, произведенные участниками ОЭЗ в ОЭЗ, при вывозе с ее территории на остальную часть таможенной территории таможенного союза (в том числе и на территорию Магаданской области) или за пределы таможенной территории таможенного союза освобождаются от таможенных пошлин и других платежей (за исключением таможенных сборов за таможенные операции). Товар считается произведенным в ОЭЗ, если он был полностью произведен на территории ОЭЗ или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями и установленным порядком. Например, к критериям достаточной переработки отнесены:

Изменение товарной позиции в соответствии с ТН ВЭД ТС на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;

Выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из ОЭЗ;

Изменение стоимости товара, если величина добавленной стоимости его переработки (обработки) составляет не менее 30% доли цены поставляемого товара (в отношении товара, относящегося к электронной и сложной технике, – не менее 15%).

Порядок определения происхождения товаров из ОЭЗ в Магаданской области, а также перечень электронной и сложной техники утверждены приказом ГТК России от 30.11.1999 №829.

Свободная таможенная зона в Калининградской области. Таможенная процедура свободной таможенной зоны распространяется на всю территорию Калининградской области.

Правила таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемые в Калининградской области, предусматривают ввоз иностранных товаров на территорию Калининградской области и использование их на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов (предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей не требуется) и без применения к ним мер нетарифного регулирования.

Приказом ФТС России от 03.07.2009 № 1226 утверждена Инструкция о совершении отдельных таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области, и при завершении его действия.

Свободная таможенная зона применяется только:

Юридическими лицами, зарегистрированными на территории Калининградской области 1 ;

В отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области.

Помещенные в свободную таможенную зону товары могут использоваться в пределах данной территории по прямому назначению, продаваться, сдаваться в аренду, подвергаться операциям по переработке, потребляться 2 .

Законом запрещен ввоз в свободную таможенную зону:

Подакцизных товаров;

Товаров, запрещенных к ввозу на территорию РФ;

Товаров, перечень которых установлен Правительством РФ.

Например, постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 № 186 «О перечне товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области», установлен запрет на ввоз в свободную таможенную зону таких групп товаров, как домашняя птица живая, мясо и мясопродукты, овощная продукция, ювелирные изделия и ряд других товаров.

Применение процедуры свободной таможенной зоны не имеет временных ограничений и завершается по желанию заинтересованного лица путем помещения иностранных товаров или продуктов их переработки под иную тамо­женную процедуру. Законом предусмотрен только общий срок (независимо от вида товара и правового статуса заинтересованного лица) действия особой экономической зоны (свободной таможенной зоны) – 25 лет.

В большинстве случаев таможенная процедура свободной таможенной зоны завершается:

1 Декларантом товаров, помещаемых в свободную таможенную зону, может выступать только юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.

2 Приказом ФТС России от 28.07.2009 № 1351 утверждены форма отчетности о товарах, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, и порядок ее представления в таможенный орган.

Выпуском иностранных товаров или продуктов их переработки в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;

Вывозом иностранных товаров (реэкспорт) или продуктов их переработки за пределы таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта.

При выпуске иностранных товаров или продуктов их переработки для внутреннего потребления действует следующий порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов:

1) выпуск для внутреннего потребления иностранных товаров предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов, действующих на день помещения данных товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а размер таможенной стоимости и (или) количество товаров, а также курс иностранной валюты по отношению к валюте РФ учитываются и применяются на день принятия таможенным органом декларации с заявленной процедурой выпуска для внутреннего потребления;

2) выпуск для внутреннего потребления продуктов переработки иностранных товаров предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов только в отношении той части иностранных товаров, которая была использована для изготовления продуктов переработки. При этом исчисление платежей производится с учетом таможенных пошлин, налогов, действующих на момент помещения иностранных товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, размер таможенной стоимости и (или) количество товаров, а также курс иностранной валюты по отношению к валюте РФ учитываются и применяются на день принятия таможенным органом декларации с заявленной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Выпуск для внутреннего потребления иностранных товаров требует соблюдения всех существующих в отношении данных видов товаров запретов и ограничений.

Выпуск для внутреннего потребления продуктов переработки иностранных товаров требует документального подтверждения декларантом сведений о таможенной стоимости и (или) количестве иностранных товаров, использо­ванных для изготовления продуктов переработки. В случае невозможности такого подтверждения таможенные пошлины, налоги подлежат уплате с продуктов переработки иностранных товаров в соответствии с их таможенной стоимо­стью и (или) количеством на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Как исключение оговорены случаи применения процедуры свободной таможенной зоны для тех юридических лиц, которые на момент вступления в силу Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» осуществляли свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.1996 № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининград­ской области».

Такие юридические лица в течение 10 лет освобождаются от уплаты:

Ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении продуктов переработки иностранных товаров, отвечающих критериям достаточной переработки 1 ;

Вывозных таможенных пошлин в отношении продуктов переработки иностранных товаров, отвечающих критериям достаточной переработки.

Постановлением Правительства РФ от 30.03.2006 № 171 утверждены Правила применения критериев достаточной переработки и выдачи соответствующих сертификатов в отношении продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области.

Юридические лица, зарегистрированные на территории Калининградской области, имеют право использовать в качестве транспортных средств (для осуществления международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории РФ) ранее ввезенные в свободную таможенную зону моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав.

1 Товары считаются подвергнутыми достаточной переработке, если выполнено одно из следующих условий:

В результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД ТС на уровне любого из первых четырех знаков;

В результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение стоимости товаров при достижении процентной доли добавленной стоимости 30%.

Таким образом, дальнейшее перемещение через таможенную границу перечисленных видов транспорта будет производиться в соответствии с правилами перемещения транспортных средств с освобождением от уплаты всех та­моженных платежей.

Общие положения, относящиеся к ОЭЗ промышленно-производственного типа и технике-внедренческого типа, заключаются в следующем:

ОЭЗ могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципаль­ной собственности;

ОЭЗ создаются в порядке конкурсного отбора заявок (см. постановления Правительства РФ от 13.09.2005 № 564 «Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны», от 13.09.2005 № 563 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон»);

Решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством РФ в форме постановления;

Срок действия ОЭЗ составляет 20 лет (срок продлению не подлежит).

На территории ОЭЗ не допускаются:

Размещение объектов жилищного фонда;

Разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

Переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;

Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.

В компетенции Правительства РФ определение иных видов деятельности, осуществление которых в ОЭЗ не до­пускается.

Промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем 20 кв. км 1 .

1 Не допускается создание ОЭЗ промышленно-производственного типа (технико-внедренческого типа) на территориях нескольких муниципальных образований, а также создание ОЭЗ, полностью включающей в себя территорию какого-либо административно-территориального образования.

Технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых не должна превышать 3 кв. км.

На территориях ОЭЗ промышленно-производственного типа и технико-внедренческого типа действует таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Свободная таможенная зона – таможенная процедура, при которой иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным това­рам мер нетарифного регулирования.

Товары таможенного союза размещаются и используются на территориях ОЭЗ на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенной процедурой экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

В отношении товаров таможенного союза и иностранных товаров таможенная процедура свободной таможенной зоны может быть заявлена только резидентом особой экономической зоны 1 .

Использование резидентами ОЭЗ таможенной процедуры свободной таможенной зоны возможно в течение всего срока существования ОЭЗ.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны для ОЭЗ обоих типов носит разрешительный характер. То есть еще до подачи таможенной декларации 2 будущий заявитель режима (резидент ОЭЗ) обязан представить в пись­менной форме:

Сведения о товарах, предполагаемых к ввозу в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны;

1 Резидент промышленно-производственной ОЭЗ – российская коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в установленном законом порядке.

Резидент технико-внедренческой ОЭЗ – российский индивидуальный предприниматель или российская коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных законом.

2 Не позднее чем за 15 дней до начала каждого календарного года, а в отношении первой партии товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ, – не позднее чем за 15 дней до подачи таможенной декларации.

Сведения о совершаемых с товарами операциях и о товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций.

Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут помещаться:

1) иностранные товары, ввозимые в Российскую Федерацию;

2) товары таможенного союза и иностранные товары, ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной части территории РФ»;

3) товары таможенного союза и иностранные товары, находящиеся на территории ОЭЗ и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ.

В двух последних случаях иностранные товары рассматриваются как вывозимые за пределы территории РФ с возможностью освобождения от уплаты или возврата ранее уплаченных ввозных таможенных пошлин и ввозного НДС.

При нахождении товаров под таможенной процедурой свободной таможенной зоны допускается совершение с ними любых операций в соответствии с условиями соглашений о ведении промышленно-производственной (производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация) или технико-внедренческой деятельности 1 .

Таможенная процедура свободной таможенной зоны может быть завершена одним из следующих способов:

1) выпуск товаров для внутреннего потребления на остальной части таможенной территории или отчуждение товаров в пользу нерезидентов ОЭЗ. При выпуске для внутреннего потребления иностранных товаров (в том числе продуктов их переработки, их отходов или остатков) подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, НДС и акцизы 2 по ставкам, действующим на дату принятия таможенным органом таможенной декларации в связи с завершением процедуры свободной таможенной зоны.

1 Создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

2 Акцизы подлежат уплате только при выпуске для внутреннего потребления продуктов переработки, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из иностранных и (или) товаров таможенного союза, не являющихся подакцизными при помещении их под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

В принципе, для товара, выпущенного на территории РФ для внутреннего потребления, уже не имеет значения, где он будет находиться – на остальной части таможенной территории или в свободной таможенной зоне. То есть выпущенный для внутреннего потребления товар более уже не ограничен в правах собственности на него со стороны таможенного законодательства. Соответственно, и территория свободной таможенной зоны будет рассматриваться как остальная таможенная территория, на которую не распространяется процедура свободной таможенной зоны.

Часть 20 ст. 37 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предоставляет декларанту на выбор несколько возможных вариантов исчисления таможенных пошлин:

С применением ставок таможенных пошлин, установленных для иностранного товара, ввезенного на территорию ОЭЗ,

С применением ставок таможенных пошлин, установленных для продуктов переработки (товара, изготовленного на территории ОЭЗ).

Независимо от выбранной системы исчисления ставок таможенных пошлин подлежащий уплате платеж рассчитывается исходя из таможенной стоимости и количества иностранных товаров, в том числе подвергшихся переработке (без учета добавленной стоимости переработки, в том числе без учета стоимости и количества товаров таможенного союза, использованных для изготовления продуктов переработки), на день их помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Для целей исчисления НДС и акцизов таможенная стоимость и количество товаров (в том числе продуктов переработки) определяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Законом предусмотрены некоторые особенности определения таможенной стоимости иностранных товаров, выпускаемых для внутреннего потребления, а именно:

В случае применения первого метода определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) таможенной стоимостью считается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, про­даваемые резидентом ОЭЗ нерезиденту ОЭЗ;

Местом прибытия декларируемых товаров на таможенную территорию считается место их вывоза с территории ОЭЗ, а при продаже товаров нерезиденту ОЭЗ – территория последней.

При вывозе товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории, а также при отчуждении их в пользу лиц, не явля­ющихся резидентами ОЭЗ, подлежат уплате:

Акциз (в отношении продуктов переработки товаров таможенного союза, не являющихся подакцизными при помещении их под процедуру свободной таможенной зоны).

НДС и акциз уплачиваются по ставкам, действующим на дату принятия таможенным органом декларации в связи с завершением таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

При уплате НДС и акцизов в отношении товаров таможенного союза применяются стоимость и количество товаров (в том числе продуктов переработки российских товаров), имевшие место на день принятия таможенной де­кларации о завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Причем стоимость товаров определяется в соответствии с НК с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС, а для акцизов – без включения в нее акцизов;

2) вывоз товаров (таможенного союза и иностранных) с территории ОЭЗ за пределы таможенной территории таможенного союза. При вывозе товаров с территории ОЭЗ за пределы таможенной территории таможенного союза:

Ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются,

Подлежат уплате вывозные таможенные пошлины в соответствии с таможенной процедурой экспорта (за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории в неизменном состоянии);

3) уничтожение товаров в соответствии с таможенной процедурой уничтожения.

Кроме перечисленных вариантов завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны допускается передача прав на товары одним резидентом ОЭЗ другому резиденту ОЭЗ.

Портовые ОЭЗ создаются на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, вы­полняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта.

Портовые ОЭЗ создаются:

На участках территории, имеющих общую границу и площадь не более чем 50 кв. км;

На 49 лет (данный срок продлению не подлежит). Портовые ОЭЗ создаются в целях осуществления резидентами портовой ОЭЗ 1 портовой деятельности 2 , а также деятельности по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

1 Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне.

2 В соответствии с ч. 2.2 ст. 10 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под портовой деятельностью понимаются следующие осуществляемые на территориях морских портов, речных портов, аэропортов виды деятельности:

1) погрузочно-разгрузочные работы;

2) складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг;

3) снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов;

4) ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;

5) переработка водных биологических ресурсов;

6) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции);

7) простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;

8) биржевая торговля товарами;

9) оптовая торговля товарами.

При помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товаров, используемых в портовой ОЭЗ, предоставляется освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов (НДС, акцизов), но требуется соблюдение мер нетарифного регулирования.

На отдельные виды деятельности в портовой ОЭЗ таможенная процедура свободной таможенной зоны не распространяется. Это относится, в частности, к случаям:

Ввоза в портовую ОЭЗ транспортных средств в связи с осуществлением международной и (или) внутренней перевозки товаров (кроме случаев ввоза транспортных средств в портовую ОЭЗ в качестве товаров в целях осуществления их ремонта, в том числе капитального ремонта, и (или) модернизации);

Размещения и (или) использования в портовой ОЭЗ товаров таможенного союза органами государственной власти, администрацией морского (речного) порта, аэропорта, лицами, не являющимися резидентами портовой ОЭЗ.

Товары, размещаемые и (или) используемые в портовой ОЭЗ, считаются помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны с момента их ввоза в портовую ОЭЗ.

Ввозимые в портовую ОЭЗ товары в целях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, а также товары, ввозимые с остальной части таможенной территории таможенного союза и не помещенные за пределами портовой ОЭЗ под таможенную процедуру, применимую к вывозимым товарам, подлежат таможенному декларированию в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны 1 .

В остальном таможенные операции совершаются без таможенного декларирования с учетом следующего:

1) ввоз в портовую ОЭЗ иностранных товаров с территорий иностранных государств сопровождается совершением таможенных операций, предусмотренных при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза;

1 Таможенная декларация на товары, ввозимые в портовую ОЭЗ с остальной части таможенной территории РФ, подается не позднее 15 дней со дня их ввоза в портовую ОЭЗ.

2) ввоз в портовую ОЭЗ иностранных товаров и товаров таможенного союза с остальной части таможенной территории таможенного союза сопровождается представлением таможенных документов, подтверждающих помещение данных товаров за пределами портовой ОЭЗ под таможенную процедуру, применимую к вывозимым товарам 1 .

В отношении товаров, вывозимых из портовой ОЭЗ на остальную часть таможенной территории таможенного союза, таможенная стоимость 2 и количество иностранных товаров (в том числе продуктов их переработки, их отходов или остатков) определяются на день их помещения под таможенную процедуру, заявленную в связи с вывозом товаров из портовой ОЭЗ.

В портовой ОЭЗ допускается потребление товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (с указанием факта их потребления в отчетности, представляемой в таможенный орган).

Территория ОЭЗ (промышленно-производственных, технико-внедренчес-ких и портовых) имеет статус постоянной зоны таможенного контроля. При этом лицами, деятельность которых подконтрольна таможенным органам, могут быть не только резиденты ОЭЗ, но и нерезиденты (в случае приобретения прав на товары, выпущенные в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны).

Резиденты и нерезиденты обязаны вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров на территории ОЭЗ и представлять таможенным органам отчетность в отношении этих товаров.

При передаче товаров нерезиденту ОЭЗ использование таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть прекращено.

1 Действие предыдущей таможенной процедуры приостанавливается на период нахождения товаров в портовой особой экономической зоне в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны.

2 В таможенную стоимость товаров не включаются следующие расходы (если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально):

1) расходы на строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование, После их ввоза в портовую особую экономическую зону;

2) расходы на перевозку (транспортировку), переработку, хранение и предпродажную подготовку товаров после их ввоза в портовую особую экономическую зону;

3) пошлины, налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации.

При прекращении существования ОЭЗ товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат:

Перемещению в другую свободную таможенную зону;

Помещению под иную таможенную процедуру.

Для совершения необходимых операций с товарами заинтересованному лицу (бывшему резиденту особой экономической зоны) дается три месяца (с момента прекращения существования ОЭЗ), в течение которых товары имеют статус находящихся на временном хранении.

Оборудование и объекты недвижимости (например, воздушные и морские (речные) суда), находившиеся под таможенной процедурой свободной таможенной зоны, как изначально ввезенные, так и явившиеся продуктами переработки, остаются в собственности лиц (бывших резидентов ОЭЗ) с приобретением статуса товаров таможенного союза и с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Свободный склад

Свободный склад – таможенная процедура, при которой иностранные товары ввозятся в Российскую Федерацию (в место нахождения свободного склада) с целью производства средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, выпускаемых в дальнейшем на территории РФ.

Иностранные товары (при их ввозе в Россию), равно как и произведенные средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты (выпускаемые со свободного склада для внутреннего пользования на территории РФ), освобождаются (при соблюдении стоимостных и количественных ограничений) от уплаты ввозных таможенных платежей.

При реализации на территории РФ произведенных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов подлежат уплате налоги в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

Следует сразу оговориться, что в настоящее время в России свободный склад существует только применительно к автомобильному производству 1 , т.е. специализированный свободный склад производственного типа. Вообще специ­ализация свободных складов производственного типа может быть многогранна, подобно разновидностям операций по переработке товаров. Кроме того, свободные склады могут иметь значение не только складов производственного, но и торгового типа.

1 Имеется в виду действие документов, регулирующих данную таможенную процедуру свободного склада. Примеров практического использования свободного склада на сегодняшний день нет.

Регулирование таможенной процедуры свободного склада осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 05.02.1998 № 135 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности», постановлением Правительства РФ от 23.04.1998 № 413 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности».

Для создания свободного склада необходимо получить лицензию. Лицензия выдается ФТС России российской коммерческой организации на основании решения Правительства РФ. В свою очередь, предложение о создании свободного склада вносится в Правительство РФ Минэкономразвития России на основании заключенного крупномасштабного 1 инвестиционного проекта 2 . Предельный срок действия процедуры свободного склада по каждому инвестиционному проекту составляет семь лет. Минимальный срок действия процедуры (с учетом критериев оценки инвестиционного проекта) не должен быть менее пяти лет.

1 К крупномасштабному инвестиционному проекту относится инвестиционный проект по созданию или развитию производственных мощностей для выпуска современных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов (в том числе реализуемый при участии иностранных инвесторов), который отвечает следующим критериям:

а) суммарный объем инвестиций в течение первых пяти лет осуществления инвестиционного проекта составляет не менее 1500 млн. руб. При участии иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале российской коммерческой организации, осуществляющей реализацию инвестиционного проекта, его вклад должен составлять не менее 150 млн. руб.;

б) доля затрат, произведенных на территории РФ по истечении пяти лет с начала реализации проекта и до окончания срока действия инвестиционного соглашения, относимых на себестоимость средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, составляет не менее 50 % от себестоимости конечной продукции.

Инвестиционный проект разрабатывается российской коммерческой организацией на основании технико-экономического обоснования, утвержденного Минэкономразвития России и имеющего заключение Экспертного совета при Правительстве РФ.

2 В 2002 г. на основании решения Правительства РФ ГТК России выдал лицензию на создание свободного склада ЗАО «Форд Моторз Компани» (г. Всеволжск Ленинградской области). Размер инвестиционного проекта составил порядка 150 млн. долл. (Таможня Северо-Запад (региональный выпуск). 2002. № 5. С. 3).

В 2004 г. распоряжением Правительства РФ от 12.12.2004 № 1597-р предписано ФТС России выдать по заявке ЗАО «Джи Эм – АВТОВАЗ» лицензию на учреждение свободного склада сроком на семь лет.

В соответствии с инвестиционным проектом и бизнес-планом российской коммерческой организацией подготавливается инвестиционное соглашение.

Бизнес-план должен содержать состав затрат на производство средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов (произведенных на территории свободного склада) по элементам с выделением стоимости сырья, материалов и комплектующих изделий, не происходящих с территории Российской Федерации.

Основаниями прекращения действия таможенной процедуры свободного склада могут служить:

Истечение срока действия лицензии;

Волеизъявление владельца свободного склада (до истечения срока действия лицензии);

Отзыв лицензии;

Аннулирование лицензии;

Вывоз товаров со свободного склада и их помещение под иную таможенную процедуру.

Находящиеся на ликвидируемом складе товары подлежат помещению под иную таможенную процедуру (за исключением случаев ликвидации на основании аннулирования лицензии), при этом таможенная стоимость таких товаров определяется на дату принятия таможенной декларации с заявленной новой таможенной процедурой (например, выпуск для внутреннего потребления).

Аннулирование лицензии осуществляется ФТС России на основании решения Правительства РФ. При аннулировании лицензии товары, ранее ввезенные из-за рубежа и находящиеся на свободном складе, подлежат повторному таможенному декларированию в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. В этом случае таможенная стоимость таких товаров определяется на дату их помещения на свободный склад.

Порядок помещения товаров на свободный склад, ведения производственной деятельности и ввоза средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов на таможенную территорию таможенного союза заключается в следующем.

1. Возимые на территорию свободного склада иностранные товары освобождаются от уплаты ввозных таможенных платежей. Не требуется также и принятия мер по обеспечению их уплаты. К таким товарам относятся отдельные комплектующие, используемые для изготовления средств автомобильного транспорта. Причем минимальный (обязательный) перечень этих комплектующих определен Правительством РФ. Например: кузов в сборе, двигатель с трансмиссией, радиатор, колеса ходовые в сборе, передние полуоси (передняя подвеска), задняя подвеска, аккумулятор, амортизаторы передней и задней подвесок, выхлопная система, комплект крепежных деталей. Данный перечень может уточняться решением Правительства РФ по предложению Минэкономразвития России, а также ФТС России для конкретного инвестиционного проекта.

2. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, произведенные на свободных складах, считаются происходящими из Российской Федерации, если соблюдается стоимостный минимум доли российских за­трат в себестоимости готовой (конечной) продукции 1 .

1 Данный стоимостный минимум установлен Правительством РФ, последовательно по возрастающей для каждого года использования свободного склада. Так, например, средства автомобильного транспорта при их вывозе с территории свободного склада и ввозе на остальную территорию РФ считаются происходящими из России при выполнении следующих условий:

а) с начала реализации инвестиционного проекта и в течение первого года средства автомобильного транспорта изготавливаются из отдельных комплектующих элементов, и доля затрат, произведенных на территории РФ и относимых на себестоимость, составляет не менее 10 % от себестоимости конечной продукции;

б) по истечении первого года и в течение второго года доля затрат, произведенных на территории РФ, составляет не менее 15% от себестоимости конечной продукции;

в) по истечении второго года и в течение третьего года – не менее 20% от себестоимости конечной продукции;

г) по истечении третьего года и в течение четвертого года средства автомобильного транспорта также изготавливаются из ввезенных комплектующих (за исключением кузова), при этом осуществляется сварка, окраска и сборка кузовов, и доля затрат, произведенных на территории РФ и относимых на себестоимость, составляет не менее 30% от себестоимости конечной продукции;

д) по истечении четвертого года и в течение пятого года с начала реализации проекта средства автомобильного транспорта изготавливаются из ввезенных комплектующих элементов (за исключением кузова), осуществляется сварка, окраска и сборка кузовов, и доля затрат, произведенных на территории РФ и относимых на себестоимость, составляет не менее 40% от себестоимости конечной продукции;

е) по истечении пятого года и до конца срока действия инвестиционного соглашения средства автомобильного транспорта изготавливаются из отдельных комплектующих элементов (за исключением кузова), осуществляется сварка, окраска и сборка кузовов, и доля затрат, произведенных на территории РФ и относимых на себестоимость, составляет не менее 50% от себестоимости конечной продукции.

Аналогичные критерии стоимостного минимума предусмотрены и для выпускаемых автомобильных компонентов, произведенных на свободном складе, за исключением требований по использованию ввозимых комплектующих зарубежного производства, а также без оговорок по отдельным видам производственных операций.

Документом, подтверждающим происхождение средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов с территории РФ, является сертификат происхождения товара, который выдается таможенным органом РФ.

3. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, признаваемые происходящими из Российской Федерации, не облагаются таможенными пошлинами, налогами при их вывозе с территории свободного склада на остальную территорию РФ, если соблюдаются количественные ограничения – квоты, устанавливаемые ежегодно Правительством РФ по вывозу готовой продукции со свободного склада 1 .

4. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, признаваемые российскими товарами, однако выпускаемые с превышением установленных квот, подлежат таможенному налогообложению в части такого превышения. В этом случае подлежат уплате таможенные платежи только в отношении иностранных комплектующих (использованных для изготовления готовой продукции) по ставкам, действующим на момент их помещения в сво­бодный склад.

5. При выпуске со свободного склада готовой продукции, не отвечающей критериям происхождения, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в отношении комплектующих иностранного происхождения (использованных для изготовления готовой продукции) по ставкам, действующим на момент выпуска со свободного склада готовой продукции.

Российская коммерческая организация (держатель лицензии), реализующая инвестиционный проект, ежегодно представляет в Минэкономразвития России, Минфин России и ФТС России отчет о доле затрат на производство в Российской Федерации средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов. Отчет должен быть заверен налоговым органом. К отчету прилагаются:

1 Например, определенная Правительством РФ квота по производству автомобилей Ford на заводе во Всеволжске (Ленинградская область) составляла 12,5 тыс. автомобилей в год (Таможня. 2003. № 11. С 2).

Для ЗАО «Джи Эм – АВТОВАЗ» на первый год функционирования свободного склада квота была установлена в размере 99 тыс. автомобилей (www.gavernment.ru).

Сведения о фактических инвестициях в реализацию крупномасштабного инвестиционного проекта;

Сведения об объемах выпуска и степени освоения технологического процесса изготовления средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов;

Отчет о фактическом использовании квот с указанием сумм таможенных платежей, не уплаченных в результате предоставления льгот.

И далее Минэкономразвития России, Минфин России и ФТС России на основе анализа представленных владельцем свободного склада документов вносят в Правительство РФ согласованные предложения о размерах квот на очередной период реализации инвестиционного соглашения.

На основании п. 2 ст. 202 ТК ТС таможенная процедура свободного склада должна устанавливаться международным договором государств – членов таможенного союза. Таким договором служит Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада. В соответствии с данным Соглашением таможенная процедура свободного склада – это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

С товарами, помещенными под таможенную процедуру свободного склада, и с товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, допускается совершение операций:

По складированию, погрузке, хранению товаров;

Подготовке товаров к транспортировке и продаже, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарных качеств;

Переработке (обработке) товаров, в результате проведения которой товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также операций по ремонту товаров;

Предусматривающих совершение сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

Вероятно, в отношении таможенной процедуры свободного склада, как и процедуры свободной таможенной зоны, следует ожидать издания дополнительных нормативных правовых актов, разъясняющих порядок и правила их применения.


Похожая информация.


Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Исследование видов и порядка применения таможенных процедур для таможенных целей. Правовое регулирование помещения под таможенную процедуру и контроль за соблюдением ее условий. Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2016

    Таможенные режимы уничтожения и отказа в пользу государства ввозимого товара, проходящего таможенное оформление и контроль. Использование и уничтожение товаров и транспортных средств в связи с невозможностью или неэффективностью реализации на рынке РФ.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2014

    Особенности правового регулирования принятия и отказа от наследства по российскому гражданскому праву. Правила, определяющие формы и порядок завещания. Субъекты наследственных правоотношений. Основные положения отказа от наследства в пользу других лиц.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2014

    Отказ в признании и исполнении иностранных судебных решений как односторонний акт государства международного характера, порядок его принятия. Виды оснований отказа в признании, приведении в исполнение судебных решений, практические аспекты их применения.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

    Идеология социального государства и социальных прав. Принцип социального государства - изъятие и перераспределение материальных благ одних групп населения в пользу других. Понятие социальной термодинамики и ее значение для концепции правового государства.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Понятие таможенной процедуры: виды, характеристика; порядок помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и экспорта. Регулирование процедуры таможенного транзита; меры по минимизации рисков неуплаты таможенных платежей.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2012

    Сущность, значение и особенности помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза. Нормативно-правовое регулирование применения таможенной процедуры временного допуска. Ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами.