Планер вертикальный. Планёр (летательный аппарат)

24.12.2022 Туфли

Всем отличного понедельника, друзья! "Понедельник - день тяжелый"? А вот и нет, если все спланировать (и даже запланировать долю спонтанности;)) и почитать интересную статью о планерах от нашего гостя.


Привет, давайте знакомиться!

Меня зовут Настя, и я планероголик уже не знаю в какой степени. Сама я энергичный, но в тоже время иногда скромный человек. Живу в городе сопок и мостов - Владивостоке. Очень люблю этот город за энергию и море. С декабря 2013 года увлекаюсь скрапбукингом. С 2015 года начала вести первый красивый планер. После этого "Остапа понесло". С 2015 года по нынешнее время я сменила уже около 6 планеров (не могу найти идеальный). В январе 2017 решила открыть блог , где будет публиковаться информация о планерах, ежедневниках, методах планирования и аксессуарах к ним. Так же в этом блоге может опубликовать свою статью любой русскоязычный желающий на тему планирования. Хотелось создать платформу , где бы можно с легкостью прочитать информацию на понятном тебе языке. У меня также есть Ютуб-канал, где я рассказываю о планировании и скрапбукинге.

Сегодня мы поговорим про виды планеров, их особенности и методы заполнения.

У меня есть стопочка моих планеров. Некоторые из них покупные, а некоторые я сделала сама.

Я сняла небольшое видео, в котором рассказываю всё об этой статье и показываю некоторые моменты, которые не смогла показать на фотографиях, поэтому обязательно посмотрите видео.


Первые три планера, о которых я хочу вам рассказать - это планеры на кольцевых механизмах . У меня это планер от Webster"s Pages и два планера от Love Doki. Они из козжама, и их страницы соединяются с помощью кольцевого механизма. Внутри у них есть кармашки для карточек, визиток и разного декора. Закрываются они на кнопку. Они являются типичными представителями планеров на кольцевом механизме. Эти планеры отличаются по своей сути лишь размерами. К примеру, маленький планер можно легко положить даже в маленькую сумочку, планер формата Personal также можно положить в сумку, но она будет уже немного большего размера, а вот большой планер формата А5 лучше держать на рабочем месте, чтобы не носить такие тяжести с собой.

В принципе такие планеры очень удобны тем, что с помощью такого кольцевого механизма можно менять листы местами. Кстати, такой планер можно сделать самим . Вам всего лишь необходим сам механизм , кожзам или ткань для защиты своих записей, швейная машинка, чтобы все хорошо держалось и, конечно же, кое-что еще , но это уже детали.

Планеры на дисках . Одним из ярких представителей таких планер является Happy Planner. У меня есть Классический, мини-планер, и мини-фитнес планер.

В чем их различия?! В их размере и наполнении. У классического дискового планера вертикальная разлиновка внутри. Это очень удобно, знаю по себе, но он большой и громоздкий, каждый день не потягаешь с собой на работу, однако он будет хорошим помощником где-то в одном месте: или у вас на работе для рабочих заметок, или дома, для домашних и творческих забот. Мини-планер меньше по размеру и у него горизонтальная разлиновка листов. Мини-фитнес-планер предназначен для планирования своего питания, но вы легко можете его переделать в мини-планер с вертикальной разлиновкой, как сделала это я. Мини-формат Happy Planner очень удобен тем, что он легкий и маленький. Такой планер легко поместится в среднестатистическую сумочку девушки, а так же он не придаст сумке большого веса, как это сделал бы планер на кольцевом механизме.

В чем же фишка этих планеров? В самих дисках!


С помощью специальных прорезей листы вашего планера крепятся на этих дисках. Его можно легко листать, разложить горизонтально и даже полностью развернуть. Это очень удобно при записи дел.

Не думайте, что такой планер нельзя сделать самим!!! Очень даже можно! Самое главное это диски. Сейчас их можно приобрести в России или на заграничных сайтах. Конечно же, вы подумаете, а как же нам сделать эти уникальные прорези в листе, чтобы вставить туда диски, это еще проще! Во-первых, в магазине "Мемуарис" недавно появились специальные дыроколы от We R Memory Keepers . Во-вторых, можно взять обычный дырокол на одно отверстие, проделываете эти отверстия в своих листах на равном расстоянии от края листа, а потом просто от края до отверстия прорезаете бороздку. Главное, чтобы бороздка не была сильно узкой и сильно широкой. Далее так же вставляете диски в эти отверстия, как и в оригинальном планере. Когда диски вставлены, совсем не видно, что они сделаны своими руками.

Потом вы можете сделать обложку заламинировав лист скрапбумаги и проделать с ней такие же манипуляции что и с листами, и у вас получатся отличный планер.

Кстати диски бывают 3 размеров: большие, для масштабных записей и проектов, средние для повседневных записей и маленькие для мини-формата.

Следующий вид планеров - это traveler"s notebook или Мидори планеры . У меня есть такой самодельный планер. Их особенность заключается в том, что этот планер состоит из тетрадочек, которые крепятся к планеру с помощью резинок. Также он закрывается с помощью резинки. Такой планер очень удобно вести для своего дневника или когда у вас много разных проектов. На каждый проект своя тетрадь.

Как видите такой планер очень просто сделать самим. Надо лишь взять ткань или кожзам или кожу, сшить из них необходимого размера обложку, ее кстати можно оставить мягкой, это предает планеру некую небрежность, и, проделав отверстия в корешке, вставить туда резинки. Не забудьте про резинку, которая будет закрывать ваш планер.

Тетрадки для такого планера так же можно сделать самим, просто прошив листы бумаги на машинке или закрепив их степлером.

Еще у меня есть гибрид тревел бука и планера на кольцевом механизме. Он вобрал в себя все классные фишки этих планеров. В этом планере есть кольцевой механизм, что позволяет легко менять листы местами, а закрывается он с помощью резинки, что позволяет впихнуть в этот планер много всего, и из него ничего не выпадет.

Следующий вид планера, о котором я бы хотела написать, это планер на пружине . Такого планера у меня нет, но я покажу его на примере смэшбука. Такие планеры можно легко начать вести, купив обычную толстую тетрадь на пружине и разлиновав там листы под свои нужны. Также его можно сделать с помощью брошуровщика , если он у вас есть и если покупная тетрадь вас не совсем устраивает. Кстати, не думайте, что если Вы сделаете такой планер, то Вы не сможете вытаскивать или менять местами страницы. Это очень легко делать. Надо лишь сделать разрез от края страницы до отверстия в листе, то есть не бороздку вырезать, как при дисках, а просто сделать рез. Тогда вы можете легко вставлять и вытаскивать ваши страницы не боясь, что они выпадут.

И конечно, не забудем вспомнить и упомянуть обычный планер с сшитыми листами . Одним из самых популярных планеров такого типа являются Молескины (Moleskine) и подобные им. В таких планерах очень удобно вести булет джорнал (bullet journal). Но если вы не хотите покупать Молескин, то вы можете купить просто обычный блокнот или сшить блок самим и вести его, как вам удобно.

Листы для самодельных планеров можно разлиновывать и украшать самим, а можно это сделать в иллюстраторе, а потом распечатать. Сейчас очень много девочек делают красивые листы для планеров, которые можно скачать и распечатать. Такие листы можно закрепить, с помощью дисков, с помощью кольцевого механизма, с помощью пружины и, конечно же, просто сшить в блокнот.


Имеются разные методы заполнения планера.


В первую очередь, планер - это инструмент для отслеживания и фиксации своих задач на бумаге. Это позволяет визуально оценивать ситуацию.


Во вторую очередь, планер - это наша память. Любой планер или ежедневник - это дневник памяти. То есть пролистав назад страницы вы можете вспомнить, что Вы делали в тот или иной промежуток времени.

Сейчас вводится такая тенденция заполнения своего планера частично задачами на каждый день и частично заполнения его потом по факту выполненными делами и фиксации событий, которые произошли в этот день, т.е. своего рода ежедневник с Project Life.

Сейчас почти к каждому планеру можно докупить файлики, как в Project Life. Или, к примеру, взять большой планер как Happy Planner и заполнять его.

Не всегда наши дела на день составляют полный объем клеточки отведенной под этот день. Значит остальную часть можно заполнить фотографиями или заметками о этом дне.

Заполнять свой планер можно в вертикальной или горизонтальной разлиновке.

То есть если Вы привыкли составлять списки, как это делаю я, то Вам подойдет вертикального исполнения планер, если же у Вас не очень много дел на день и у Вас размашистый почерк, то думаю Вам подойдет горизонтальная разлиновка. Если же у Вас и почерк большой, и записи Вы ведете в виде списка, то Вам подойдет разлиновка "одна страница - один день", или на одной странице 4 дня.

Урок для учащихся 7 класса в рамках темы «Воздухоплавание»

Подготовил: , учитель физики, I кв. к.

МКОУ «Колыбельская СОШ», Лискинский район

Цели:

    Познавательные : дать понятие о планерах; показать применение закона Бернулли для движения планеров; рассмотреть устройство планеров, познакомить учащихся с основами инженерных знаний. Воспитательные : показать огромный вклад ученых, инженеров, летчиков-испытателей в дело создания планеров. Развивающие : способствовать развитию познавательной деятельности и расширению кругозора; развивать пространственное мышление; дать представление о применении планеров в природе и технике.

Оборудование : компьютер, интерактивная доска, слайды: схема планера, фотографии белки – летяги, летающей рыбы, планеров и другие; портрет Даниила Бернулли, крылатки клена, ясеня, бумага, установка для запуска планера

· Демонстрации : закона Бернулли, полета бумажного самолетика, полета крылатки клена, ясеня, полета модели планера

    Выставка моделей планеров, изготовленных учащимися заранее
Звучит песня, из кинофильма «Небесный Тихоход», «Первым делом самолеты» Вступительное слово учителя Прозвучавшая песня говорит о том, что сегодня речь пойдет о воздухоплавании. Энциклопедический словарь дает следующее определение термина «воздухоплавание»: «Воздухоплавание - перемещение в воздушном пространстве при помощи летательных аппаратов. В соответствии с международным воздушным правом к числу последних относятся: 1) летательные аппараты, подъемная сила которых создается заключенным в оболочке газом, это, например, воздушные шары , дирижабли; 2) летательные аппараты, подъемную силу которых создают потоки воздуха, обтекающие крылья, например самолеты (в том числе планеры, вертолеты и ракетопланы), а также парашюты и воздушные змеи». (На доске)

Мы с вами заглянем только на одну страничку воздухоплавания: мы поговорим о планерах.ФОТО планер

Пла́нер , планёр (фр. planeur , от лат. planum - плоскость) - безмоторный (исключение - класс мотопланеров) летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полете за счет аэродинамической подъемной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. (На доске)

Подъемная сила, действующая на крыло самолета, возникает согласно закону, открытому в 1738 г. петербургским академиком Даниилом Бернулли: (на экране фото Бернулли) Давление в жидкости, текущей в трубе, больше в тех частях, где скорость ее движения меньше, и наоборот, в тех частях, где скорость больше, давление меньше. Закон Бернулли относится не только к жидкости, но и к газу, если газ не сжимается на столько, чтобы изменился его объем. В узких частях труб скорость течения жидкости велика, а давление мало. Можно подобрать такое маленькое сечение трубы, что давление в потоке будет меньше атмосферного.

Опыты:

    Если взять полоску бумаги и дуть вдоль ее поверхности, то полоска поднимется вверх. Давление газа над полоской меньше давления снизу. Если сильно дуть через соломинку над легким шариком от пинг-понга, то это приведет к такому уменьшению давления сверху, что давление на шарик снизу должно будет поддерживать его висящим в воздухе.

https://pandia.ru/text/78/053/images/image004_102.jpg" width="262" height="168">

Одним из самых выдающихся покорителей воздушного пространства в мире растений является семя тропической лианы занонии, размах крыльев которого достигает 15 сантиметров.

Конструкторы первых летательных аппаратов строили планеры типа «летающее крыло», которые в точности копировали устройство семени тропической лианы.

DIV_ADBLOCK620">


https://pandia.ru/text/78/053/images/image008_69.jpg" width="159" height="229">

Не будь такого поистине гениального приспособления, плоды падали бы с дерева более или менее отвесно. В результате они прорастали бы в тени кроны материнского дерева, и молодые побеги вынуждены были бы вести между собой конкурентную борьбу за свет и жизненное пространство.

Еще однин летательный аппарат типа «несущий винт». Это плод ясеня обыкновенного (Fraxinus excelsior). Его «лопасть» подобно лопасти пропеллера самолета, несколько изогнута.

https://pandia.ru/text/78/053/images/image010_52.jpg" width="133" height="207 src=">

На снимке - лопасть воздушного винта спортивного самолета. Верхний и нижний концы ее несколько развернуты относительно оси винта.

На снимке совмещены в масштабе контуры крылатки ясеня (штриховая линия) и лопасти пропеллера крупного пассажирского самолета (сплошная линия). Отчетливо видно, что основные технические характеристики обеих конструкций (отношение ширины к длине и величина угла атаки) совпадают.

Учащиеся запускают плоды – крылатку клена и крылатку ясеня и наблюдают за их полетом.

Ученик. Типичными представителями планеров в живой природе являются белки-летяги и летучие рыбы. Своими летательными перепонками они пользуются для совершения больших прыжков.

ФОТО белка - летяга

Белка-летяга внешне похожа на небольшую короткоухую белку, но между передними и задними ногами у неё имеется широкая кожная складка - летательная перепонка. Перепонка покрыта мехом; расправляется в планирующем полёте. Спереди она поддерживается длинной косточкой, идущей от запястья. Летяга способна спланировать между деревьями на 50 м. же Когда летяга планирует с дерева на дерево, она широко расставляет лапы, и перепонки растягиваются. Меняя натяжение перепонки, зверек получает возможность маневрировать во время полета. Хвост также участвует в «управлении полетом» и, кроме того, выполняет роль тормоза. Интересно, что перед посадкой летяга принимает вертикальное положение и прицепляется к стволу дерева всеми четырьмя лапами..jpg" alt="Новости" align="left" width="600" height="611 src=">

ФОТО летающей лягушки и летающего кальмара

Они способны развить в воде такую скорость, что затем пролетают над водой более 50 м, поднимаясь над ней на высоту до 7 м.

Планировать над водой могут и осьминоги некоторых видов.

Учитель

Наблюдения за полётами птиц, явлениями в неживой и живой природе, побудили человека строить махолёты и целое семейство летательных аппаратов (дельтаплан, параплан и др.), использующих приёмы свободного полёта (парение в восходящих потоках, разгон и выход из пике).

Конструкции, способные к планирующему полету, известны человечеству с древности. Существуют доказательства существования планеров в Древнем Египте (2500-1500 гг. до н. э.) В 1853 сэр Джордж Кейли сконструирован первый планер, поднявший человека в воздух.

Расцвет планеров пришёлся на 20-30-е годы XX века, когда начался настоящий бум планерных школ. Многие пилоты второй мировой войны совершили свои первые полёты в этих школах. Доступность и относительная дешевизна способствовали широкому распространению планерного спорта после окончания войны. В настоящее время планерный спорт является общепризнанным и массовым увлечением в развитых странах. Примерами планера являются с детства каждому знакомые бумажный самолётик, бумажный голубь. Конкурс бумажных самолетиков (учащиеся изготовляют самолетики из бумаги) Звучит музыка. (Оценивается внешний вид, процесс запуска и дальность полета самолетика) Учащимся вручаются жетоны с количеством баллов, соответственно занятому месту.

Устройство планеров

Ученик

Планеры в зависимости от назначения делятся на учебные, спортивные, десантно-транспортные. Ознакомимся с устройством планера.

Планер состоит из следующих основных частей: крыла с органами поперечного управления - элеронами, фюзеляжа (фермы), оперения и посадочного устройства - шасси.

Крыло - важнейшая часть планера, создающая подъемную силу, необходимую для удержания его в воздухе. Крыло планера имеет простую конструкцию: оно состоит из двух симметричных половин, которые крепятся к ферме фюзеляжа за корневую часть лонжерона.

Лонжерон - это мощный продольный элемент набора крыла (оперения, фюзеляжа), предназначенный в основном для работы на изгиб и частично на кручение.

Фюзеляж - это корпус планера, соединяющий в одно целое все его части.

Оперение служит для уравновешивания сил, действующих на планер в полете, для обеспечения его устойчивости и управляемости.

Стабилизатор и киль закреплены на планере неподвижно. Они придают ему продольную и путевую устойчивость, автоматически восстанавливая режим полета в случае его нарушения, например, при порыве ветра.

Руль высоты, руль направления, а также элероны на крыле служат для изменения траектории полета планера, т. е. являются органами управления .

Ученик представляет исследовательскую работу: «Исследование дальности полета планера»

Цель исследования: исследование зависимости дальности полета от расположения фюзеляжей

Гипотеза: дальность полета зависит от расстояния между фюзеляжами

Оборудование: три бумажные модели самолетов с различными расположениями фюзеляжей.

Проведение эксперимента: запустить модели с пусковой установки, установленной на высоте 1м.

Вывод: дальность полета наибольшая у модели с фюзеляжами по центру крыла.

Ученик

ФОТО двух парящих планеров

Вдали от бренной суеты сует,

Летела парочка влюбленных самолетов

И золотил им крылья солнца свет.

Что им Земля? – лишь отправная точка,

Полет и небо – символы добра.

Паренье чувств в пространстве мощном -

На небесах лишь сбудется мечта

Они летят, полетом наслаждаясь!

Ой, как не скоро выпустят шасси!!!

Им, двум крылатым, вечностью казалось

Сплетенье времени, полета и любви.

Плетут влюбленные узоры пилотажа

Крыло к крылу – как песня высоте!

И в их любви - ни капли эпотажа

Два самолета в небе, порознь на земле…

Красив полет – картина без оправы:

В небесном море лишь две пары крыл,

Им нет границ, не разлучают страны

Любовь небесную, полета страстный пыл…

Ученик

Планеры нашли широкое применение во время Великой Отечественной войны. Во всех войнах противники старались перебрасывать своих солдат и боеприпасы тайком друг от друга.

В тридцатые годы советские конструкторы летательных аппаратов нашли оригинальное решение этого вопроса - перевозить бойцов на специальном планере, буксируемом за самолетом. Это был первый в мире десантный планер. Его спроектировали и построили в 1932 году в Москве, в институте Наркомтяжпрома под руководством инженера Б. Урлапова. Бойцы располагались в толще крыла - головой вперед, по восемь человек в каждом полукрыле - слева и справа от фюзеляжа. Когда воздушный поезд пролетал над местом, куда надо было доставить бойцов, их сбрасывали на парашютах. Десантные планеры использовались на фронтах Великой Отечественной войны в ряде операций по снабжению партизан боеприпасами, провиантом и людьми. Такие операции, в частности, проводились в 1943 году на Калининском фронте. С 6 по 20 марта 1943 года планерно-десантное подразделение 3-й воздушной армии, размещавшееся на прифронтовом аэродроме в районе Старая Тропа, вблизи Великих Лук, провело операцию по снабжению партизан. В операции принимало участие 35 планеров А-7 и 30 планеров ГР-29. За 12 суток по ночам было переброшено к партизанам 50 т боеприпасов, 150 бойцов-подрывников и 106 человек руководящего состава, а также специальное оборудование для партизанской и подпольной политработы, в том числе 5 типографий и 16 радиостанций. Все это было переброшено за 96 боевых вылетов. Буксировщиками при этом работали двухмоторные бомбардировщики . Наибольшее распространение в воздушно-десантных войсках в ту пору получил планер конструкции. Его называли «небесный вагон».

Ученик Современные планеры отличаются большим разнообразием: начиная от сверхлегких, весом в десяток килограммов и скоростью полета чуть больше скорости лошади, и заканчивая космическими челноками, стартовой массой более 100 тонн и скоростью на орбите 28000 км/ч - любой крылатый космический корабль снижается в атмосфере и садится в режиме планера, хотя по своим лётным характеристикам мало напоминает обычный планер.

Существует книга рекордов для планеров:

максимальная дистанция, пройденная на планере - 3009 км, высота более 12000м, скорость более 150 км/ч

Ученик Планеры находят широкое применение. Они применяются:

1) Исследовательская работа. Парящие планеры с успехом используются для исследования метеорологических явлений. Вследствие отсутствия вибраций от силовой установки эти летательные аппараты представляют собой идеальные платформы для установки на них метеорологических приборов.

2) Маневры. Практически все фигуры высшего пилотажа, совершаемые моторными самолетами, были выполнены на безмоторных планерах. Это петли, бочки, полет в перевернутом положении, штопор.

3) Обучение. Для обучения пилотов используют двухместный планер, в котором инструктор сидит вместе с учеником и объясняет ему все действия, совершаемые при буксировке, свободном полете и посадке, включая выход из аварийных ситуаций. Он также наблюдает за поведением ученика и исправляет его ошибки. Практический опыт, приобретаемый планеристом, является гарантией успеха в обучении искусству пилотирования самолета и предпосылкой для совершенствования в любой другой области авиации.

4) Соревнования. По планерному спорту проводятся международные, национальные, региональные и местные соревнования. Первый чемпионат мира по планерному спорту был проведен в Германии в 1937.

Учитель Один из видов парения планера - скольжение с вершины горы в долину. Восходящие потоки воздуха над склоном горы или отвесным берегом могут долго удерживать планер в воздухе Парящий планер можно направить навстречу ветру, преодолевая при этом большие расстояния. Восходящие потоки воздуха могут простираться до высот, в несколько раз превышающих высоту препятствия, и начинаться довольно далеко от наветренного склона. Мощные восходящие потоки воздуха возникают на фронте урагана или грозы. Эти потоки иногда используют для подъема планеров на большие высоты и перелетов на большие расстояния. Часто полеты планеров осуществляются над облаками. Некоторые из этих облаков выстраиваются в регулярную шеренгу, приглашая опытного планериста совершить прогулку по воздушным волнам. Открываются виды необыкновенной красоты.

Звучит песня Ю. Антонова «Долгожданный самолет»

Показ слайдов, демонстрирующих полеты планеров. (Можно найти в интернете)

Учитель Сделать планер своими руками – это непростое, но очень увлекательное занятие. Нужно проявить терпение, умение, аккуратность, точность. Наши ребята проделали такую работу: они склеили модели планеров своими руками по выкройкам и чертежам. (Выкройки и чертежи для изготовления планеров распечатаны из интернета и заранее розданы детям. Склеить планер – это домашнее задание для учащихся)

Но оказывается изготовить планер – это пол – дела. Нужно научить его летать. Посмотрим, как это у нас получится.

Конкурс планеров (оценивается внешний вид, процесс запуска и дальность полета планера) Учащимся вручаются жетоны с количеством баллов, соответственно занятому месту.

Объявление победителей по общему количеству баллов. Подводятся итоги урока.

Встречный ветер, облака, природные пейзажи, грация и спокойствие. Нет, это не мечта каждого хиппи (хотя... кто его знает). Это знакомо любому человеку, который интересуется таким видом спорта, как планеризм. Ну, спорт или не спорт, решать вам самим, но хобби отличное. Планеризм - что же это такое? Конструирование моделей «самолетиков» и практическая реализация их. Запуск, полет, корректировка, снова запуск и так далее. По большей мере планеризм - это детская игра для взрослых дядей и тетей. Конструкции планера не повторяются, каждый самолетик индивидуален. Отсюда и интерес: построить новое, не виданное раньше. В общем, главный центр, вокруг которого завязаны все действия, - это планер. Именно в нем заключена философия планеризма. А как его делать, этот самолет? Вопрос усилия и желания.

Выбор модели

Самодельный планер должен обладать некоторыми качествами, которые можно отметить и у его коммерческого собрата. Во-первых, самолет, как и запланировано, должен летать, причем долго. Во-вторых, модель должна быть крепкой, чтобы при ударе с землей она не разбивалась на составные части.

И, в-третьих, грацию полета еще никто не отменял, чем «правильнее» летит планер, чем ровнее его траектория, тем лучше. На первый взгляд легко. Но нет. Именно этих характеристик планеристы добиваются от своих детищ годами, совершенствуя и улучшая свои модели.

Неплохо бы сразу разобраться с конструкцией. Каким будет планер? Своими руками трудно добиться правильности, поэтому стоит хоть как-то придерживаться общих правил. Начинающим бывает тяжело делать сложные модели, поэтому стоит придумать что-нибудь легкое, но не менее элегантное, чем покупные варианты. Итак, есть две конструкции планеров, которые не требуют особых сил и затрат. Благодаря этому они замечательно подойдут. Первый планер совсем легкий. Он основан на примере конструктора. Данный экземпляр будет собираться, корректироваться, запускаться прямо на месте «испытаний». Второй самолетик будет сборным, цельным и более устойчивым. Но, как понятно, его изготовление - это тяжелый и кропотливый труд. Не каждый начинающий планерист построит его с легкостью.

Чертежи планеров - краткое ознакомление

Для первого и второго планера набор ресурсов будет почти одинаковым. Деревянные брусочки, шпагаты, обязательно клей (на нем, собственно, не рекомендуется экономить как в количественном плане, так и в качественном), потолочная плитка, кусочек фанеры. В общем-то, можно начинать.

Размеры первого планера

Как известно, первый самолет будет ну очень легким. Его узлы будут крепиться с помощью канцелярских резинок и клея.

Поэтому точности тут не стоит придерживаться. Стоит помнить всего лишь несколько правил. Длина планера не должна превышать метра, а размах крыльев - полтора метра. Остальное - на личные представления.

Размеры второго планера

Вот тут-то стоит подумать о качестве изготовления. Ведь детали цельного самолета должны быть подогнаны до миллиметра. Чертежи планеров всегда должны отвечать изготовляемым моделям, иначе они не полетят. Итак, сложная модель должна обладать следующими размерами.

В длину самолет сможет «вырасти» на восемьсот миллиметров. Ширина размаха крыла будет составлять тысячу шестьсот миллиметров. Внимание, новая величина - высота. Что в неё входит? "Рост" фюзеляжа и стабилизатор. Все это выйдет на сто миллиметров. Главные числа известны, поэтому стоит приступать к работе.

Планер своими руками - версия простая

Практику еще никто не отменял, поэтому, чтобы чего-либо достичь, стоит потрудиться. С конструированием планеров все то же. Но не стоит забывать, что есть и легкий путь: создать самолет, который не нуждается в кропотливом труде. Самолет-конструктор - самый легкий путь к тому, как сделать легкий планер своими руками. Очень просто. Во-первых, он не будет обладать большими размерами, что существенно снизит время на обработку.

Ход работы. Для начала нужно вырезать из потолочной плитки основу планера, то есть его крылообразные части. Следует смастерить прямоугольники из вышеперечисленного материала таким образом, чтобы они имели размеры семьдесят сантиметров на сто пятьдесят (собственно, это само крыло), сто шестьдесят на восемьдесят сантиметров (это горизонтальный стабилизатор), восемьдесят на восемьдесят (это вертикальный стабилизатор). Основные части стоит вырезать аккуратно, периметр обточить наждачной бумагой, чтобы не было зазубрин. Каждый узкий край стоит закруглить, так и планер будет выглядеть элегантней, и аэродинамические качества улучшатся. Далее стоит перейти к изготовлению нервюров. Это специфические части, придающие конструкции крепость. Нервюры можно сделать из обычных щепок, обточив и придав им нужную форму заранее. Собственно, дальше нужно прикрепить с помощью клея деревяшку к середине крыла так, чтобы она выглядывала за края. Главная часть готова. Теперь дело дойдет до изготовления тела планера. Оно будет состоять всего лишь из длинной тонкой палочки и стабилизаторов. Маленькие округленные квадратики стоит склеить вместе, чтобы получилось некое подобие трехмерной буквы «Т». Её надо прикрепить к хвостовой части. Итак, все части готовы. Осталось соединить все вместе с помощью резинок.

Сложный самолетик

Легко сделать детский планер своими руками. «Взрослые» же модели требуют определенных усилий и больше времени на конструирование. Зато результат того стоит. Изготовление полноценного планера начинается с подготовки крыльев. Их тщательно и точно вырезают, шлифуют. Форма крыла может быть самой разной. От плоской до округлой. Сложные планеры отличаются наличием противовесов. Они придают устойчивость модели. Телом планера могут быть деревянные бруски обтекаемой формы. Остальное: крылья, стабилизаторы, киль - все то же, что и в предыдущей версии. Только с одним маленьким отличием: данные части закрепляют с помощью клея. Поэтому любые изменения после запуска невозможны. Именно поэтому так важно все просчитать заранее.

«Мотор? Кому нужен мотор?» — смеется сидящий сзади инструктор, мастер спорта по планеризму и президент Федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский. Его совершенно не беспокоит, что после отцепки от буксира стрелка вариометра, показывающая вертикальную скорость, отклоняется вниз. Впрочем, скорость снижения — чуть больше 1 м/с, так что времени у нас еще много. Мы ищем термик — восходящий поток, который позволит планеру набрать высоту и дольше продержаться в воздухе. Но похоже, что в этот раз нам не повезло — пару раз стрелка вариометра дергается, застывая около нуля, но потоки оказываются слишком слабыми, чтобы удержать планер. И минут через пятнадцать, совершив эффектный проход над площадкой, Сергей заходит на посадку.

Оседлав поток

Согласно определению, планер, или планёр (фр.planeur, от лат. planum — плоскость) — безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полете за счет аэродинамической подъемной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. Но сухое определение не отражает всех достоинств планера. «Если судить с точки зрения аэродинамики, это самые совершенные летательные аппараты, которые были когда-либо созданы, — объясняет Сергей Рябчинский.- Существует такой показатель, как аэродинамическое качество, — это отношение расстояния, которое может пролететь ЛА с выключенным двигателем с некоторой высоты, к потере этой высоты. У легких самолетов он обычно составляет 10−15, а у планеров от 25−30 только начинается, то есть с высоты 1 км такой планер может пролететь по горизонтали 30 км. И это если только планировать и не использовать восходящие потоки».

Пилот в кабине планера располагается почти лежа. Парашют обязателен и вполне может пригодиться, скажем, в случае столкновения планеров в воздухе — на соревнованиях такое случается. Приборы и органы управления почти идентичны самолетным, за исключением ручек управления двигателями — у планера их нет.

На самом деле планеры летают намного дальше, если пилоту удается «оседлать» восходящий поток. Например, термик — термический поток в местах нагрева земной поверхности солнечным излучением. Обычно такие потоки образуются над пашнями, дорогами и местами городской застройки. Часто из-за конденсации паров воды в восходящем теплом потоке при попадании в более холодные вышележащие слои атмосферы термики «выдают себя» кучевыми облаками. Попав в такой восходящий поток, имеющий скорость несколько метров в секунду, планер может по винтовой линии снижаться относительно потока, но при этом подниматься относительно земли. Термики могут подниматься до 3000 м и дают возможность набрать высоту, необходимую для длительного планирования — до следующего восходящего потока. В средних широтах солнце прогревает воздух только с поздней весны до начала осени, так что планеризм здесь — спорт сезонный. Впрочем, термики не единственный вид восходящих потоков. При взаимодействии воздушных масс с элементами рельефа (холмы, крутые берега) возникают потоки обтекания, взбирающиеся на высоту в несколько сотен метров. А в горах можно встретить постоянные волновые потоки — одну из разновидностей стоячих волн (волн Ли) в атмосфере, которые образуются при обтекании воздушными потоками горных хребтов. Волновые потоки взбираются до высот в 10−15 км и поэтому используются планеристами для установления мировых рекордов высоты и дальности полета.


Планер довольно прост по конструкции, но имеет свои особенности, выделяющие его среди других летательных аппаратов.

Оторваться от земли

Но для полета планеру нужно набрать первоначальную высоту. Классические безмоторные планеры самостоятельно сделать этого не могут, и для взлета используется буксировочная лебедка или буксировка за самолетом. Роль буксировщика, как правило, выполняет польский легкий самолет «Вильга-35А» (PZL-104 Wilga), оснащенный специальным замком для буксировочного троса. Замок есть и у планера, и при штатной буксировке именно планер, набрав высоту, «отпускает» свой конец троса. А вот в случае возникновения нештатной ситуации это может сделать и пилот буксировщика. «В моей практике были такие случаи, — рассказал «ПМ» замначальника взлетно-посадочной площадки «Шевлино» по летной подготовке и руководитель полетов Леонид Домбровский. — Например, один из планеристов при взлете слишком резко потянул за ручку управления и начал уходить вверх- возник риск того, что самолет «клюнет» при рывке троса. Одна из обязанностей летчика при буксировке планера — следить за вот такими ситуациями, и как только я заметил это, сразу же сбросил трос. Особенности пилотирования при буксировке? Не сложнее, чем буксировать автомобиль на земле — нужно просто учитывать наличие планера, выдерживать оптимальную скорость (скажем, для учебного чешского планера L-13 BlanТk это 115 км/ч) и не совершать резких маневров».


Некоторые современные планеры оснащаются собственными двигателями — такие аппараты называют мотопланерами. Отдельные модели способны взлететь и набрать высоту самостоятельно, после чего двигатель выключается, пропеллер складывается (для улучшения аэродинамики), а аппарат продолжает полет как обычный классический планер. Впрочем, для этого нужен достаточно мощный (а значит — тяжелый) двигатель. Поэтому чаще всего мотопланеры имеют маломощный маршевый движок, недостаточный для взлета, но способный предотвратить вынужденную посадку на неподготовленную площадку — если пилот не найдет восходящих потоков или, скажем, резко изменится погода. Такая посадка грозит как минимум серьезными неудобствами — в самом лучшем случае придется вызывать самолет-буксировщик (если площадка позволяет взлететь) или вовсе вывозить планер в разобранном виде (не говоря уже о более жестких вариантах посадки). Впрочем, есть и обратная сторона медали — мотопланеры имеют большую массу, и для парения им требуются более сильные восходящие потоки.


Пилоту планера не мешает звук мотора — лишь легкий свист обтекающего кабину воздуха сопровождает полет аппарата.

Лететь впереди планера

Соревнования по планерному спорту для парителей предусматривают набор различных упражнений, среди которых — полеты по заданному маршруту (в том числе через назначенные области). При этом оценивается точность следования, средняя скорость, время прохождения маршрута. «Длительность маршрутов составляет обычно сотни километров, и все это без единой капли топлива! — говорит Сергей Рябчинский. — Мастерство пилота-планериста состоит не только и не столько в управлении планером — это как раз самая простая часть, она мало отличается от управления легким самолетом. Но в отличие от пилота самолета, у которого есть мотор, планерист должен быть стратегом — условно говоря, он должен лететь впереди планера, предусматривая различные альтернативные варианты маршрутов. Ведь полеты длятся по несколько часов, за это время погода может измениться. Поэтому перед стартом планеристы тщательнейшим образом изучают прогноз погоды по маршруту полета, предоставленный метеорологами аэродрома. А серьезные и достаточно богатые команды даже могут позволить себе собственного метеоролога».


Романтики неба

Спортивные планеры классифицируются по размаху крыла и максимальной взлетной массе: 15-метровый (525 кг), 18-метровый (600 кг), 20-метровый (750 кг). Существует также стандартный класс — это 15-метровые планеры с максимальной разрешенной взлетной массой 525 кг, в крыльевые отсеки которых разрешено заливать водяной балласт (до 250 л). Такое утяжеление повышает нагрузку на крыло и тем самым увеличивает горизонтальную скорость. А если восходящие потоки оказываются недостаточно сильными или погода меняется — воду можно слить, облегчив планер и уменьшив скорость снижения.


Планеры выстроились на поле взлетно-посадочной площадки «Шевлино» в ожидании буксировщика, который поднимет их на высоту в несколько сотен метров, где они смогут начать поиск восходящих потоков.

Но настоящей элитой планерного спорта является открытый класс, в котором ограничена лишь взлетная масса (не более 850 кг), а на размах крыла никаких ограничений не накладывается. Такой планер — настоящее произведение инженерного искусства, в его конструкции используются самые современные сверхлегкие и сверхпрочные материалы. «У современных планеров открытого класса с размахом крыла более 25 м аэродинамическое качество может достигать 60 и выше! И стоимость соответствующая, они гораздо дороже легких самолетов, — говорит Сергей Рябчинский. — Правда, и управлять таким летательным аппаратом может только очень опытный пилот-планерист: чем больше размах крыла, тем меньше ошибок прощает ЛА».


Двухместный учебный планер L-13 Blanik, созданный в Чехии конце 1950-х годов — самый массовый планер в мире (выпущено более 3000 штук). С полета на этом планере начинали свою карьеру практически все планеристы мира.

Именно на планерах этого класса некогда установлены абсолютные мировые рекорды высоты (29 августа 2006 года Стив Фоссетт и Эйнар Эневольдсон на планере Glaser-Dirks DG-505 с крылом в 22 м и установленным на месте двигателя кислородным оборудованием достигли высоты 15 460 м над Аргентиной) и дальности полета (21 января 2003 года Клаус Ольманн на планере Schempp-Hirth Nimbus 4 DM с размахом крыла 26,5 м пролетел 3009 км над аргентинскими Андами). «Да, более трех тысяч километров, — подтверждает Сергей, когда я переспрашиваю его, чтобы убедиться, что не ослышался. — Да, без единой капли топлива, только с использованием волновых восходящих потоков в горах. Планеры — как парусные яхты, ведь не зря же в английском языке их называют sailplanes — парусные самолеты. Наверное, пилоты планеров — это последние настоящие романтики неба».

P. S. Стоит заметить, что рекорд Фосетта и Эневольсона пал совсем недавно, 5 сентября 2017 года. Пилоты Джим Пейн и Морган Сендеркок на планере Airbus Perlan 2 достигли высоты 15902 метра, к слову, там же, над аргентинской Патагонией. А вот рекорд дальности с 2003 год так и не побит.

В одном из старых номеров журнала «Пионер» дается инструкция, чертежи и схемы, как сделать простую модель планера типа «А-1» своими руками, в домашних условиях.

Модель планера летает без мотора и воздушного винта, плавно снижаясь, планируя, как бы скользя в воздухе. Запускается она обычно с леера. Леер - это толстая нитка длиной в пятьдесят метров с колечком на конце. На модели планера есть крючок, на него-то и надевается это колечко.

Запускать модель надо против ветра. Она, подобно воздушному змею, устремляется вверх и поднимается на высоту около сорока пяти метров. В этот момент запускающий ослабляет леер, кольцо соскальзывает с крючка, и модель летит свободно. Когда ветра нет, запускающему приходится пробежать немного с леером, чтобы модель и в безветрие поднялась примерно на ту же высоту. Если модель попадет в восходящий воздушный поток, она не станет снижаться и даже может начать набирать высоту.

Модели планеров бывают разного размера. В авиамодельном спорте наиболее распространены два типа моделей: «А-2» и «А-1». «А-2»-большая модель, с размахом крыльев около двух метров. Такие модели, если они хорошо отрегулированы, летают по две — три минуты, а иногда могут даже совсем скрыться из виду. Но они сложны, построить их могут только опытные авиамоделисты.

Детям при помощи взрослых можно заняться постройкой не таких больших и более простых моделей - «А-1». Размах крыла этой модели-1 000-1 200 миллиметров, и летает она в среднем от одной до двух минут. К этим моделям предъявляется одно непременное требование: суммарная площадь крыла и стабилизатора ее должна быть не больше 18 квадратных дециметров, а вес в полете - не меньше 220 граммов.

Модель планера «Пионер»

Детали и материалы-заготовки

Для постройки модели (рис. 1) необходимо заранее подготовить следующие материалы-заготовки:

1. 18 пластинок из фанеры толщиной 1 мм или 1,5 мм или из картона толщиной 2 мм; размер каждой пластинки - 130X10 мм
2. Сосновую рейку сечением 12X3 мм, длиной 1 110 мм.
3. Сосновую рейку сечением 5X4 мм, длиной 1 110 мм мм.
4 а. Сосновую рейку сечением 7X7 мм, длиной 650 мм.
4 б. 4 сосновые рейки сечением 7X3 мм, длиной каждая-250 мм.
5. 2 сосновые рейки сечением 10X2 мм, длиной 130 мм каждая.
6. 2 листа писчей бумаги.
7. 1 лист фанеры толщиной 3 мм или плотного картона толщиной 4 мм размером 340X120 мм.
8. Лист фанеры толщиной 3 мм или плотного картона размером 200X100 мм.
9. 2 сосновые рейки сечением 10ХЗ мм, длиной каждая 700 мм.
10. Сосновую пластинку толщиной 3 мм, размером 25X15 мм.
11. Сосновую рейку сечением 10ХЗ мм, длиной 130 мм.
12. Сосновую рейку сечением 5Х2 мм, длиной 150 мм.
13. Сосновую рейку сечением 5Х2 мм, длиной 120 мм.
14. 5 сосновых реек сечением 3Х2 мм, длиной каждая 90 мм.
15. Сосновую пластинку толщиной 2 мм, размером 100Х25 мм.
16. 2 сосновые рейки сечением 3Х2 мм, длиной каждая 400 мм.
17. Сосновую рейку сечением 3Х2 мм, длиной 85 мм.
18. Сосновый брусочек сечением 5Х3 мм, длиной 120 мм.
19. 2 листа папиросной бумаги 400Х500 мм для обтяжки крыла и оперения.
20. Дубовый или бамбуковый штырек длиной 25 мм, диаметром 4 мм.
21. Резиновую ленту сечением 1Х4 мм, длиной 1 500 мм.
22. 30 гвоздей длиной 8 мм.
23. Нитроклей, его можно заменить казеиновым или столярным.
24. Суровую нитку длиной 50 м для леера с кольцом на конце, сделанным из проволоки толщиной 1 мм.

Перед кольцом к лееру крепится треугольный флажок из материи длиной 300-400 мм и шириной 50 мм.

На всех рисунках и в тексте детали обозначаются одной и той же цифрой. Каждая деталь делается из заготовки. Чтобы узнать размеры заготовки, из которой надо делать деталь, отыщите в списке заготовок цифру, которой обозначена деталь.

Как сделать планер: крыло

По шаблону 1 (рис. 2), вырезанному из картона, надо по возможности точнее острым ножом или лобзиком вырезать из фанеры или из картона 18 нервюр, придающих крылу определенный профиль. Для удобства все 18 заготовок лучше заранее сбить гвоздиками в стопку и выпиливать все нервюры одновременно.

Затем для задней кромки 2 надо заготовленную рейку сострогать рубанком на треугольное сечение и изогнуть ее над огнем спиртовки или керосиновой лампы в двух местах, отступив по 240 мм от каждого конца так, чтобы концы рейки слева и справа были бы подняты на 140 мм от середины. Перед сгибанием места изгибов смочите водой.

После этого в местах расположения нервюр (рис. 3) сделайте ножовкой прорези глубиной 2 мм и шириной 1 мм (рис. 2).

Передняя кромка 3 изготавливается из сосновой рейки; она изгибается точно так же, как и задняя кромка. Затем из реек 4а и 4б собирается основная продольная деталь крыла - лонжерон 4. Рейку 4а надо обрезать (ее длина--650 мм) и по концам ее приклеить и привязать нитками рейки 4б так, как это показано на рисунке 3. При этом надо следить, чтобы концы этих реек были приподняты на 140 мм над серединой.

Теперь надо разметить карандашом на доске по чертежу (рис. 5)

положение нервюр, лонжерона и кромок и укрепить булавками на доске переднюю, заднюю кромки и лонжероны (рис. 6).

Нервюры надеваются поверх лонжерона, концы их вставляются в прорези в задней кромке и носки плотно прижимаются к передней кромке.

Все места соединения деталей крыла надо тщательно смазывать клеем. Задняя и передняя кромки соединяются на клею под прямым углом рейкой 5, концы которой крепятся к задней и передней кромкам посредством бумажных накладок 6. Для жесткости в месте перелома передней кромки крыла надо наклеить бумажные угольники.

После того как клей высох, надо, вынув булавки, снять крыло с доски и острым ножом срезать одну грань передней кромки так, чтобы передняя кромка не выступала за контур профиля. Затем проверить, не перекошено ли крыло. Если есть перекос, его можно устранить, изгибая крыло над электроплиткой.

Далее крыло надо обтянуть папиросной бумагой 19. Прямую центральную часть крыла и концевые части, отогнутые кверху, надо обтягивать отдельно. Причем верх и низ этих частей тоже обтягиваются отдельно: сначала низ, а затем верх (рис. 7).

После обтяжки надо спрыснуть крыло водой из пульверизатора и уложить его на ровную доску, под концы крыла проложить подпорки, к ним прижать крыло какими-нибудь грузами и в таком виде оставить сохнуть (рис. 8).

Фюзеляж и киль

Передняя часть фюзеляжа из фанеры или картона вырезается по рисунку 9. На носок передней части наклеиваются с обеих сторон накладки 8 и схватываются гвоздями. Вверху сделайте пилотскую кабину с летчиком, как показано на рисунке 9.

Поперек плоскости передней части фюзеляжа 7 укрепляется на клею штырек, выстроганный из бамбука. Потом с боков передней части фюзеляжа на клею и на гвоздях крепятся рейки 9 так, как это показано на рисунке 4. Поверх реек 9 также на гвоздях и на клею укрепляется сосновая пластинка 10, вырезанная по рисунку 4. Между рейками 9 на клею надо проложить на расстоянии 100 мм «сухарики» 11, вырезанные из сосновой рейки.

Киль плоский, он собирается на клею из реек и бумажных угольников на плоской доске по размерам, указанным на рисунке 5: передняя кромка 12, задняя кромка 13, верхняя кромка 14 и нижняя кромка 15 из сосновой пластинки.

Бумажные угольники надо наклеивать сначала с одной стороны (рис. 4), когда киль прижат к доске булавками. Затем киль надо снять и приклеить угольники симметрично с другой стороны. Собранный киль устанавливается между рейками фюзеляжа 9 так, как это показано на рисунке 4. Места соединения проклеиваются, и рейки соединяются с килем двумя гвоздиками.

Нижняя часть киля, выступающая под рейками, оклеивается с обеих сторон писчей бумагой, а верхняя часть киля тоже с обеих сторон обтягивается папиросной бумагой.

Стабилизатор

Стабилизатор собирается на ровной доске также, как и киль.

Передняя и задняя кромки 16 и нервюры 17 делаются из сосновых реек. Размеры стабилизатора показаны на рисунке 5. Для крепления к фюзеляжу стабилизатора к нему клеем и нитками крепится сосновый брусочек 18. Стабилизатор обтягивается папиросной бумагой сверху сплошным листом.

Сборка и регулировка модели

Наденьте крыло на фюзеляж и туго прижмите его резиновой лентой 21. Стабилизатор вставляется брусочком 18 между рейками 9 и хвостовой частью фюзеляжа.

Перед стабилизатором и за ним рейки 9 надо туго перевязать резиновой лентой. Поглядите на модель спереди: стабилизатор должен быть параллелен крылу, у крыла и стабилизатора не должно быть перекосов.

Собранную модель планера надо уравновесить и проверить, правильно ли расположен ее центр тяжести. Для этого уравновесьте модель, удерживая крыло на двух пальцах. Пальцы ваши должны находиться примерно на кружочке, которым на рисунке 5 обозначен центр тяжести. Если хвост модели перевешивает, в носок фюзеляжа насыпьте дроби.

Регулировать модель планера надо сначала над травой или над снегом, запуская ее с колена легким толчком, а затем уже переходить на запуск из рук с полного роста. Если модель задирает нос при запуске, следует понемногу прибавлять загрузку в носок фюзеляжа или несколько уменьшить угол установки крыла, слегка подрезав сверху пластинку 10.

Если же модель летит круто носом вниз, надо увеличить угол установки крыла, сделав дополнительную тонкую подкладку на ту же пластинку.

Отрегулировав модель при запуске из рук, можно переходить к запуску с леера. Кольцо леера надевается, как на крючок, на нижний «рог» фюзеляжа.

Запускать модель с леера надо строго против ветра, причем первые запуски надо производить сначала при слабом ветре.

И. Костенко, журнал «Пионер», 1959 год

Метки: планер своими руками, как сделать планер своими руками в домашних условиях, чертежи, модель планера.