Требования руководящих документов по организации профессионально-должностной подготовки постоянного состава академии
Основные определения
Профессионально-должностная подготовка – это комплекс учебно-воспитательных мероприятий, нацеленных на повышение военно-профессиональной квалификации, воинского мастерства, духовного, культурного и физического совершенствования офицеров.
Сущность профессионально-должностной подготовки заключается в овладении должностными лицами всех уровней необходимыми знаниями, умениями, навыками и командирскими (профессиональными) качествами для исполнения обязанностей по занимаемой должности и на одну ступень выше.
Сборы руководящего (командного) состава с офицерами проводятся в целях поддержания знаний, совершенствования умений, закрепления навыков, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей, а также для повышения методического мастерства при проведении занятий с подчиненным личным сотовом, изучения руководящих документов, обучения вопросам управления повседневной деятельностью подразделений.
Профессионально-должностная подготовка офицеров
Подготовка
офицеров
подготовка по программам дополнительного образования
в ходе подготовки войск (сил) и органов управления
профессионально-должностная подготовка
повышение квалификации
(в рамках занимаемой должности)
Переподготовка
на высшую должность или смежную специальность
переподготовка офицеров
самостоятельная подготовка
занятия не менее 8 часов в месяц
руководящего (командного) состава
специальности
выпускников ВУЗ
учебно-методические
самостоятельная работа
военно-научная работа
выполнение индивидуальных заданий
занятия на допуск к самостоятельному управлению, несению дежурства
участие в конкурсах и состязаниях по полевой выучке
методическая работа
контрольные занятия
инструкторско-методические занятия
методические совещания (конференции)
показные занятия
инструктажи
в ходе плановых занятий
Руководящие документы
День недели/ уровень |
I уровень |
II уровень |
III уровень |
Понедельник |
|||
Лекция в клубе (вторая среда каждого месяца), занятия в группе (первая среда каждого месяца, вторая среда каждого месяца (резервный день) |
Лекция в клубе (вторая среда каждого месяца), занятия в группе (первая и вторая среда каждого месяца, третья среда каждого месяца (резервный день) |
Лекция в клубе (вторая среда каждого месяца), занятия в группе (третья среда каждого месяца, четвертая среда каждого месяца (резервный день) |
|
Предметы профессионально-должностной подготовки |
Количество часов по периодам |
Количество часов |
||||||
Весенний |
По формам проведения занятий |
|||||||
В группах |
В группах |
|||||||
Оперативно-тактическая (тактико-специальная) подготовка |
||||||||
Специальная подготовка |
||||||||
Военно-техническая подготовка |
||||||||
Мобилизационная подготовка |
||||||||
Общественно-государственная подготовка |
||||||||
Основы обеспечения защиты государственной тайны |
||||||||
Основы обеспечения безопасности военной службы |
||||||||
Огневая подготовка |
||||||||
Строевая подготовка |
||||||||
Общевоинские уставы ВС РФ |
||||||||
Физическая подготовка |
||||||||
ИТОГО без учета физической подготовки: |
||||||||
ИТОГО с учетом физической подготовки: |
||||||||
Документы |
Семестр (период) |
|||
Академия |
Планирующие |
2. Тематический план ПДП постоянного состава вуза |
Расписание занятий по ПДП, проводимых в масштабе вуза |
|
Отчетные |
||||
Планирующие |
1.Тематический план ПДП в структурных подразделениях с учетом уровня образования и профессиональных знаний обучаемых 2. Перечень индивидуальных заданий |
2. Расписание занятий по ПДП на месяц 3. План проведения занятия по ПДП |
||
Отчетные |
Журнал учета ПДП |
Подведение итогов за месяц |
||
Планирующие |
План личной подготовки офицера |
|||
Отчетные |
Тетради по ПДП |
Отчет о выполнении индивидуального задания |
Документы |
Семестр (период) |
|||
Академия |
Планирующие |
1. Раздел «Организация ПДП постоянного состава ВУЗа» в решении начальника ВУЗа на организацию образовательной деятельности 2. Тематический план подготовки ГП по специальности |
План-календарь основных мероприятий |
|
Отчетные |
Приказ об итогах ПДП за 2014/2015 год и задачах на 2015/2016 год |
|||
Планирующие |
Тематический план подготовки ГП по специальности в структурных подразделениях с учетом уровня образования и профессиональных знаний обучаемых |
1. План календарь основных мероприятий. 2. Расписание занятий подготовки ГП на месяц 3. План проведения занятия подготовки ГП |
||
Отчетные |
Журнал учета |
Ведомости по итогам сдачи контрольных занятий (зачетов) |
Подведение итогов за месяц |
|
Гражданский персонал |
Планирующие |
|||
Отчетные |
Тетради подготовки ГП |
воспитательной работы организуются :
а) с заместителями командиров рот (и им равными) по воспитательной работе в воинских частях - 1 раз в месяц не менее 4 часов;
б) с заместителями командиров батальонов (и им равными) по воспитательной работе, психологами батальонов в соединениях - 2 раза в период обучения по 4 часа;
в) с заместителями командиров полков (и им равными) по воспитательной работе, с должностными лицами органов воспитательной работы полков, соединений, объединений и военно-учебных заведений – 1 раз в период обучения не менее 4 часов.
Учеба должностных лиц органов воспитательной работы управлений (отделов) видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов (флотов), главных и центральных управлений Министерства обороны проводится в системе профессиональной подготовки.
Офицеры, назначаемые на должности в органы воспитательной работы, проходят доподготовку (переподготовку) по специальности.
Тема №9: «Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера»
Занятие №1: «Цели и задачи воспитательной работы в подразделении. Порядок организации и проведения мероприятий воспитательной работы в подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы в подразделении»
Учебные вопросы:
1. Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.
2. Порядок организации и проведения мероприятий воспитательной работы в подразделении.
3. Основные формы и методы воспитательной работы офицера.
4. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы в подразделении.
Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.
Основные закономерности системы воспитания:
Соответствие целей и задач воспитания требованиям общества, воинской службы, идеалам духовно-нравственного человека;
Соответствие воспитательных воздействий (влияний) личному примеру командира (начальника), уровню его культурно-нравственного развития;
Соответствие средств и методов воспитания его целям и задачам;
Соответствие воспитательной деятельности индивидуальным и
коллективным особенностям военнослужащих, уровню их развития;
Соответствие результатов системы воспитания поставленным целям и задачам.
Основные принципы воспитания:
Государственно-патриотическая и профессиональная направленность;
Воспитание в процессе воинской деятельности;
Комплексный подход к воспитанию военнослужащих;
Требовательное и уважительное отношение к воинам при опоре на положительное в личности;
Индивидуальный и дифференцированный подход;
Единство, согласованность и преемственность в воспитании.
Государственно-патриотическое;
Воинское;
Нравственное;
Правовое;
Экономическое;
Эстетическое;
Физическое;
Экологическое.
Государственно-патриотическое воспитание личного состава направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота России и способной успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.
Основными путями государственно-патриотического воспитания являются:
Разрешение противоречий процесса формирования гражданина патриота с учетом условий современного периода российской государственности;
Совершенствование воспитания в духе дружбы народов РФ;
Воспитание военнослужащих на героических традициях народов России и Вооруженных Сил:
К традициям относятся:
Преданность к Родине и любовь к ней (патриотизм);
Постоянная готовность к защите Отечества;
Верность воинской присяге, воинскому долгу;
Верность войсковому товариществу;
Уважение к командиру и защита его в бою;
Верность Боевому Знамени.
В России знамена частей и кораблей были введены Петром I. Он определил их размеры, оформление, ввел присягу под знаменем. Служить знаменам было определено в течении пяти лет. Павел I указал служить знаменам бессрочно.
Творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий.
Воинское воспитание заключается в систематическом и целенаправленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослужащих в интересах их подготовки как вооруженных защитников Отечества.
Основными путями воинского воспитания являются:
Осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения военнослужащих;
Соблюдение строгого уставного порядка в организации всей службы, быта в воинских частях (подразделениях);
Обеспечение безопасности военной службы и морально-психологической поддержки каждого военнослужащего в различных видах воинской деятельности;
Моделирование реальных условий и обстановки современного боя в учебном процессе;
Обеспечение личной примерности всех категорий должностных лиц;
Использование сложившейся в Вооруженных Силах системы воинских ритуалов;
Нравственное воспитание рассматривается как влияние на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых нравственных черт и качеств.
Основными путями нравственного воспитания являются:
Вооружение военнослужащих знаниями требований общества к их
профессиональному и нравственному облику, обеспечение социальной значимости их ратной службы;
Стимулирование потребности в моральном самосовершенствовании военнослужащих, их стремления к положительному нравственному идеалу;
Обеспечение гибкости воспитательных влияний, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих;
Целенаправленная организация нравственно значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм;
Применение методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые побуждают нравственные чувства и ответственность;
Анализ и учет общественного мнения, социально-психологического климата, индивидуальных особенностей воинов.
Правовое воспитание представляет собой целеустремленное систематическое воздействие на сознание и психику военнослужащих в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правового поведения.
Основными путями правового воспитания являются :
Организация и содержание правовой пропаганды;
повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;
Мобилизация личного состава на активное участие в правом воспитательном процессе;
Обобщение и распространение передового правового опыта;
Контроль за строгим и точным соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики.
Экономическое воспитание заключается в формировании у них системы экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей.
Основными путями экономического воспитания являются :
Создание в войсковых частях школ экономических знаний для
Формирование бережного отношения к боевой технике, вооружению и военному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств;
Использование в воспитательной работе с различными категориями военнослужащих разнообразных экономических стимулов;
Пропаганда экономических знаний по различным хозяйственным вопросам жизнедеятельности части;
Обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности, обеспечивать экономическую безопасность военной службы.
Эстетическое воспитание направлено на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы (чувства прекрасного) духовного мира военнослужащих.
Основными путями эстетического воспитания являются :
Формирование эстетического отношения к воинской среде, к субъектам и объектам профессиональной деятельности;
Привитие эстетического отношения к военной форме и снаряжению, знание их истории;
Знакомство с художественно-творческой жизнью армии и флота, их художниками, писателями, композиторами и поэтами;
Приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.
Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и закаливанию, формированию волевых, боевых и психологических качеств.
Основными путями физического воспитания являются:
Организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих;
Проведение спортивно-массовых мероприятий;
Организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни;
Пропаганда здорового образа жизни;
Популяризация лучших спортивных достижений.
Экологическое воспитание направленно на формирование у военнослужащих экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды.
Основными путями экологического воспитания являются:
Разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения;
Вовлечение воинов в практические мероприятия по охране природы;
Совершенствования экологического обучения личного состава.
Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход , предусматривающий единство и согласованность всех его составных частей.
Цели воспитательной работы:
Формирование и развитие у личного состава качеств и отношений гражданина-патриота.
Развитие духовной составляющей боевого потенциала и военного профессионализма армии, ее использования в интересах укрепления обороноспособности страны;
Формирование развитой и высоконравственной личности защитника Отечества;
Обеспечение осознанного и добросовестного выполнения военнослужащими своего воинского долга.
Воспитание военнослужащих как граждан правового и демократического государства;
Воспитание каждого военнослужащих и подготовка их к различным видам профессиональной деятельности или к какому-либо конкретному;
Учет и при необходимости корректировка личностных целей военнослужащих - как декларируемых на словах, так и реально осуществляемых во время их учебы и службы.
Основными задачами системы воспитания являются:
Добавлен на сайт:
Должностная инструкция начальника отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации [наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1.1. Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность начальника (заведующего) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы не менее 3 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы не менее 3 лет.
1.3. На должность начальника (заведующего) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
1.4. Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации должен знать:
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных организаций;
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
Локальные нормативные акты образовательной организации;
Основы педагогики, педагогической психологии;
Основные сведения о развитии образования в зарубежных странах;
Теорию и методы управления образовательными системами;
Основы налогового, экономического и экологического законодательства;
Финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации;
Основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, хозяйственного законодательства;
Основы менеджмента, управления персоналом, проектами;
Порядок составления планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ и другой учебно-методической документации;
Организацию процесса непрерывного обучения работников;
Прогрессивные формы, методы и средства обучения;
Порядок заключения договоров с учебными заведениями и трудовых соглашений с преподавателями и наставниками;
Порядок финансирования затрат на обучение;
Методы анализа эффективности подготовки и повышения квалификации;
Организацию работы по профориентации и профотбору;
Порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров;
Основы социологии, психологии и организации труда;
Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи и правила их эксплуатации;
Правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации:
2.1. Руководит деятельностью отдела.
2.2. Организует текущее и перспективное планирование деятельности отдела с учетом его целей, задач и направлений, издает необходимые распоряжения, контролирует выполнение плановых заданий.
2.3. Осуществляет координацию деятельности работников отдела, создает условия для их работы.
2.4. Участвует в подборе и расстановке кадров, в решении вопросов повышения квалификации и профессионального мастерства работников, формирования структуры и штата образовательной организации.
2.5. Координирует подготовку, рецензирование и издание учебно-методических документов, выполнение научно-исследовательской, научно-методической работы.
2.6. Обеспечивает постоянное повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков работников организации.
2.7. Обеспечивает создание и эффективное функционирование системы непрерывного обучения всех категорий работников предприятия.
2.8. Обеспечивает заключение договоров с организациями профессионального образования, курсами повышения квалификации по обучению и стажировке персонала.
2.9. Организует направление работников на учебу в соответствии с заключенными договорами.
2.10. Организует подбор кадров преподавателей, мастеров производственного обучения, наставников молодежи и инструкторов из числа специалистов и высококвалифицированных рабочих, в соответствии с учебными программами устанавливает режим занятий для всех видов профессионального обучения кадров.
2.11. Обеспечивает заключение трудовых соглашений с преподавателями и инструкторами производственного обучения, составление документов на оплату труда за обучение и руководство производственной практикой.
2.12. Обеспечивает контроль за систематичностью и качеством проводимых занятий, успеваемостью учащихся, соблюдением сроков обучения, выполнением учебных планов и программ, правильностью ведения установленной документации.
2.13. Разрабатывает меры по повышению профессиональной подготовки и педагогической квалификации наставников, преподавателей и инструкторов производственного обучения.
2.14. Организует работу по анализу качественных результатов обучения и его эффективности, разработке предложений по совершенствованию форм и методов обучения и повышения квалификации, мер по устранению имеющихся недостатков с учетом пожеланий работников предприятия, проходящих обучение.
2.15. Контролирует соблюдение социальных гарантий работников в период прохождения обучения (сохранение стажа, предоставление сокращенного рабочего дня, оплачиваемых отпусков и т. д.).
2.16. [Другие должностные обязанности].
Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
Право на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности отделения дополнительного образования.
3.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных подразделений, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.6. Вести переписку с организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.
3.7. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством ].
Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации несет ответственность:
4.1. За нарушение устава образовательной организации.
4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность]
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Требования руководящих документов2949575-51625500Министерство Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
И сил гражданской обороны
И задачи по предупреждению и
2893695-52641500Министерство Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны
И сил гражданской обороны
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра Российской Федерации
По делам гражданской обороны,
Чрезвычайным ситуациям и ликвидации
Последствий стихийных бедствий
А.П. Чуприян25.05.2013 № 18-7-9-1898
Программа профессиональной подготовки
Офицеров и гражданского персонала
Органов, специально уполномоченных
Решать задачи гражданской обороны
И задачи по предупреждению и
Ликвидации чрезвычайных ситуаций
Настоящая Программа предназначена для организации обучения в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций офицеров и гражданского персонала органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, укомплектованных военнослужащими (далее – органы управления).
Положения Программы могут уточняться решением начальника соответствующего органа управления с учетом специфики деятельности и выполняемых задач.
Организация профессиональной подготовки
Профессиональная подготовка организуется и проводится на основании приказов, директив и указаний МЧС России, Комплексного плана основных мероприятий МЧС России, организационно-методических указаний и других документов, регламентирующих жизнь и деятельность МЧС России. Программа разработана на учебный год продолжительностью 10 месяцев, с зимним и летним периодам обучения по 5 месяцев каждый, учебных дней - 20, в том числе в зимнем периоде – 10, в летнем периоде – 10.
Продолжительность учебного дня для офицеров и гражданского персонала, привлекаемого к решению оперативных задач - 6 часов, для остального гражданского персонала – 4 часа. Всего на профессиональную подготовку офицеров и гражданского персонала, привлекаемого к решению оперативных задач, отводиться 173 часов в год, в том числе – 30 часов на оперативные сборы, для остального гражданского персонала – 88 часов в год.
Оперативные сборы, как правило, проводятся в подготовительные периоды. В месяц проведения командно- штабных учений и тренировок под руководством старших начальников занятия по профессиональной подготовки не проводятся.При организации подготовки учитываются следующие требования: установление определенных дней недели для проведения самостоятельной работы еженедельно по 3 часа;тесное увязывание занятий по срокам и направленности с конкретными задачами оперативно-тактической (тактико-специальной) и мобилизационной подготовки:
Личное участие старших начальников в подготовке и проведении занятий; пользование в системе обучения средств АСУ, тренажеров, технических средств обучения, новых достижений подготовки.Комплектование учебных групп осуществляется по организационно-штатному предназначению, по занимаемым должностям и специальностям с соблюдением правила – каждый начальник учит своих подчиненных.Основными формами подготовки являются самостоятельная и совместная подготовка.Самостоятельная подготовка организуется в плановом порядке и проводится систематически в установленное распорядком дня время. Самостоятельная подготовка включает: самостоятельное изучение теории, выполнение индивидуальных заданий, тренировки в совершенствовании практических навыков в выполнении функциональных обязанностей. Направленность самостоятельной подготовки определяется задачами оперативно - тактической (тактико-специальной), специальной и мобилизационной подготовками с учетом уровня личной подготовленности и характера служебной деятельности.
Одной из важных форм самостоятельной подготовки является выполнение индивидуальных заданий. Индивидуальные задания определяются непосредственными начальниками в целях разработки проблемных вопросов профессиональной деятельности. Они могут выполняться в виде подготовки лекций, докладов, рефератов, разработки оперативно-тактических задач и других учебных материалов.В индивидуальном задании указывается тема, основные вопросы, срок исполнения и объем работы. Выполненные индивидуальные задания в установленные сроки рассматривается и оценивается соответствующими начальниками. Индивидуальные задания, как правило, должны носить прикладной характер, а выполненные работы – находить применения на практике. По результатам выполнения заданий старшим начальником проводиться собеседование с исполнителем, дается заключение и оценка его работы. Тренировки по совершенствованию практических навыков заключаются в самостоятельном изучении и практическом освоении современных автоматизированных средств управления и связи, а также в отработке документов в соответствии с функциональными обязанностями. Контроль за самостоятельной подготовкой офицеров и гражданского персонала возлагается на их непосредственных начальников.При совместной подготовке проводятся: лекции, доклады, семинары, собеседования и зачеты; оперативные летучки; групповые и практические занятия; тренировки в освоение функциональных обязанностей; методические и показные занятия, демонстрация учебных фильмов. Выбор того или иного занятия определяется уровнем подготовки обучаемых. При этом необходимо учитывать, что только комплексное сочетание всех форм в течение учебного года может обеспечить достижение поставленных целей.Для учета профессиональной подготовки назначается ответственный.
Темы занятий и индивидуальных заданий заносятся в журналы профессиональной подготовки. Учету подлежат все виды занятий: плановые, внештатные, индивидуальные.
Учебные материалы проведенных занятий вместе с планами и расписаниями занятий хранятся у ответственного в течении следующего учебного года.
Физическая подготовка офицеров планируется и проводится по 3 часа в неделю согласно распорядку дня, утвержденному соответствующим начальником.
Учет физической подготовки ведется в журнале профессиональной подготовки с выставлением ежеквартальной оценки.
Ежеквартально с офицерским составом проводятся строевые смотры.
Сроки и порядок проведения оперативных (оперативно-специальных) сборов определяют вышестоящие начальники. Расписания занятий оперативных (оперативно-специальных) сборов доводятся руководителям сборов не менее чем за две недели до начала их проведения.
В ходе отработки программы профессиональной подготовки офицеры изучают квалификационные требования, объявленные приказом МЧС России от 25.01.2013 г. № 46.
Общественно-государственная подготовка проводится по отдельным планам, утвержденным начальниками органов управления на каждый учебный год.
В программу включены только темы, обязательные для всех категорий обучаемых. В остальные часы начальники планируют занятия в соответствии с выполняемыми задачами и спецификой деятельности.
Расчет часов по предметам обучения
Предметы обучения Количество часов
Для офицеров и гражданского персонала, привлекаемого к решению оперативных задач для гражданского персонала, не привлекаемого к решению оперативных задач
Центрального аппарата МЧС России, региональных центров остальных органов управления по делам ГОЧС Общественно – государственная подготовка 8 8 20
Оперативно – тактическая (тактико – спасательная) подготовка 33 33 -
Специальная подготовка 60 30 40
Мобилизационная подготовка 30 30 20
Огневая подготовка 4 4 -
Основы обеспечения защиты государственных секретов 8 8 8
Оперативный (оперативно-специальный) сбор 30 30 -
ИТОГО 173 143 88
Оперативно-тактическая (тактико-специальная) подготовка
В результате обучаемые должны:
Знать требования законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации в области ГО, защиты населения и территорий, вопросы повышения устойчивости функционирование систем жизнеобеспечения, вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;организационную структуру МЧС России, РСЧС и ГО страны;
Организационные основы и задачи сил РСЧС и ГО в мирное и военное время, их возможности, тактику действий, организацию обеспечения;
Организацию управления силами РСЧС в зонах ЧС и организацию управления силами ГО в военное время;
Состав, оборудование, документацию и порядок работы на пунктах управления ГО;
Порядок поддержания органов управления, сил и средств РСЧС и ГО в постоянной готовности к действиям по предназначению.
Уметь применять полученные знания в практической деятельности при решении задач по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени;
Обеспечить выполнение требований действующего законодательства по вопросам деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и системы ГО;
Выполнять функциональные обязанности в составе соответствующих комиссией по ЧС, оперативных групп органов управления по предупреждению и ликвидации ЧС и системе ГО;
Организовать и руководить работами по ликвидации ЧС, поддерживать в готовности силы и средства, необходимые для этой цели;
Организовать управление, обеспечение и взаимодействие при действиях в любых условиях обстановки.
Методические указания
Оперативно-тактическая (тактико-специальная) подготовка является основой профессиональной выучки и проводится в комплексе с разведывательной, инженерной, медицинской и мобилизационной подготовкой, занятий по радиационной, химической и биологической защите, связи и оповещению
Тематический расчет часов
Темы Наименование темы № занятия Количество часов
1 Основы организации и ведения ГО 1 - 3 4
2 Система управления. Действия органов управления и сил РСЧС и ГО в различных режимах функционирования и степенях готовности 1-5 7
3 Основы планирования действий РСЧС и мероприятий ГО 1 - 2 4
4 Подготовка руководящего состава и населения в области защиты при ЧС 1 - 3 4
5 Радиационная, химическая и бактериологическая защита в ЧС мирного и военного времени 1 - 2 4
6 Инженерная защита населения и территорий в ЧС мирного и военного времени 1 - 2 2
7 Организация медицинского обеспечения при ликвидации ЧС в мирное и военное время 1 - 2 2
8 Основы тылового и технического обеспечения действий сил РСЧС и ГО 1 - 2 2
9 Система связи и оповещения МЧС России 1 - 2 2
10 Основы применения сил РСЧС 1 2
Тема 1. Основы организации и ведения гражданской обороны
Занятие 1. Лекция – 1 час. Роль и задачи ГО в современных условиях.Руководство гражданской обороны и её организационная структура.Занятие 2. Лекция – 1 час. Порядок приведения ГО в высшие степени готовности. Основные мероприятия, проводимые по степеням готовности ГО.Занятие 3. Семинар – 2 час. Проводится по содержанию занятий №1 и 2.
Тема 2. Система управления. Действия органов управления и сил РСЧС и ГО в различных режимах функционирования и степенях готовности
Занятие 1. Лекция - 1час. Система управления. Задачи и организационно-штатная структура органов управления по делам ГОЧС. Пункты управления и требования предъявляемые к ним. Организация работы на пунктах управления.
Занятие 2. Лекция - 1 час. Состав и задачи координирующих органов РСЧС, особенности их работы на различных уровнях РСЧС.
Занятие 3. Практическое – 1 час. Отработка и изучение своих функциональных обязанностей при действиях в составе органа управления (оперативной группы) при организации и проведении АСДНР в регионе (области, на объекте).
Занятие 4. Лекция 2 часа. Управленческие функции, реализуемые АИУС РСЧС. Организационно- техническое построение АИУС РСЧС, особенности функционирования.
Тема 3. Основы планирования действий РСЧС и мероприятий ГО
Занятие 1. Лекция - 2 часа. Сущность и цели планирования действий РСЧС. Структура и содержание основных планирующих документов, порядок их разработки, согласования и доведения до исполнителей.
Занятие 2. Лекция - 2 часа. Сущность и цели планирования мероприятий ГО. Структура и содержание основных планирующих документов, порядок их разработки, согласования и доведения до исполнителей.
Тема 4. Подготовка руководящего состава и населения в области
Защиты при ЧС
Занятие 1. Лекция – 1 час. Работа органов управления при подготовке и проведении учений в системе РСЧС. Общие положения. Классификация учений. Руководство и посреднический аппарат. Разработка документов при подготовке и проведении учений.
Занятие 2. Лекция – 1 час. Подготовка населения в области защиты при ЧС. Общие положения, формы и методы подготовки. Подготовка по ГО на объектах экономики. Учебная, материально-техническая база ГО.
Занятие 3. Семинар – 2 часа. Проводится по содержанию занятий 1 и 2.
Тема 5. Радиационная, химическая и бактериологическая защита в ЧС мирного и военного времени
Занятие 1. Лекция - 2 часа. Комплекс мероприятий радиационной, химической и бактериологической защиты при ЧС, связанных с выбросом (выливом) АХОВ и при применении РВ, ОВ и бактериологических средств. Основы организации дозиметрического и химического контроля, обеспечение населения и сил РСЧС специальной техникой и средствами РХЗ.
Занятие 2. Групповое упражнение – 2 часа. Методика решения задач по выявлению и оценке радиационной и химической обстановки.
Тема 6. Инженерная защита населения и территорий в ЧС мирного и военного времени
Занятие 1. Лекция-1 час. Характеристика зон ЧС, очагов поражения (разрушения) и зон катастрофического затопления, возникающих в условиях мирного и военного времени. Последовательность работы органов управления при прогнозировании и оценке инженерной обстановки.
Занятие 2. Лекция – 1час. Требования норм проектирования ИТМ ГО. Требования по проектированию и эксплуатации защитных сооружений ГО. Классификация защитных сооружений ГО.
Тема: 7. Организация медицинского обеспечения при ликвидации ЧС
В мирное и в военное время
Занятие 1. Лекция - 1 час. Основы лечебно- эвакуационного обеспечения пострадавшего населения в ЧС в мирное и военное время. Структура и задачи Всероссийской службы медицины катастроф.
Занятие 2. Лекция – 1 час. Организация медицинской защиты населения в ЧС природного и техногенного характера. Организация противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС.
Тема. 8. Основы тылового и технического обеспечения действий сил РСЧС и ГО
Занятие 1. Лекция – 1час. Основы тылового обеспечения действий сил РСЧС и ГО.
Занятие 2. Лекция - 1 час. Основы технического обеспечения действий сил РСЧС и ГО.
Тема: 9. Система связи и оповещения МЧС России
Занятие 1. Лекция - 1 час. Система связи МЧС России, ее элементы, принципы построения. Управление системой связи и ее элементами. Оперативно-техническая служба на узлах связи. Обеспечение безопасности связи и информации.
Занятие 2. Лекция – 1 час. Система централизованного оповещения МЧС России, ее назначение, задачи и структура.
Тема: 10. Основы применения сил РСЧС
Занятие 1. Лекция - 2 часа. Основы создания и деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований в Российской Федерации, их структура и задачи. ПСС МЧС России, ее задачи и организационная структура.
Специальная подготовка
Методические указания
Тематический расчет часов по специальной подготовке разрабатывается по категориям обучаемых начальником, отвечающим за профессиональную подготовку.
Мобилизационная подготовка
На мобилизационную подготовку офицеров (сотрудников), гражданского персонала и работников, допущенных к мобилизационной работе в органах управления и силах МЧС России выделить:
В центральном аппарате МЧС России, в региональных центрах и в главных управлениях МЧС России по субъектам РФ – 30 часов, из них 20 часов в ходе учений, сборов и тренировок;
Для офицеров (сотрудников), гражданского персонала и работников, занимающихся мобилизационной работой – 20 часов в год, в том числе 10 часов в ходе мобилизационных тренировок, практических занятий по выполнению мероприятий мобилизационной подготовки;
Для остальных офицеров (сотрудников), гражданского персонала и работников – 20 часов, в том числе 10 часов в ходе мобилизационных тренировок, практических занятий по выполнению мероприятий мобилизационной подготовки.
Тематика занятий по мобилизационной подготовке определяется Организационно-мобилизационным департаментом МЧС России и начальниками региональных центров исходя из особенностей региона.
Огневая подготовка
Задачи обучения:
Знать материальную часть штатного оружия, его боевые возможности, требования курса стрельб, требования безопасности при обращении с оружием.
Уметь выполнять упражнения учебных стрельб из штатного оружия.
Тематический расчет часов
1 Устройство штатного оружия, правила обращения, уход и сбережение. Групповое занятие. 1
2 Условия выполнения упражнений учебных стрельб. Требования безопасности. Групповое занятие. 1
3 Выполнение упражнений учебных стрельб. Практическое занятие. 2
Основы обеспечения защиты государственных секретов
В результате изучения обучаемые должны:
Знать требования Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и «Инструкции по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях»;
Требования МЧС России по совершенствованию системы сохранности государственной тайны, повышению бдительности в органах управления, учреждениях и спасательных воинских формированиях МЧС России;содержание основных нормативных документов и их положений по организации и обеспечению защиты государственных секретов и безопасности информации;
Организацию защиты государственной тайны.
Уметь организовать режим секретности, секретную работу и защиту информации при ее обработке с использованием технических средств;
Осуществлять контроль за точным выполнением требований руководящих документов по обеспечению сохранности государственной тайны.
Тематика занятий может уточняться соответствующими начальниками в зависимости от категорий обучаемых.
Тематический расчет часов
Темы Наименование темы Количество
1 Основные нормативные и руководящие документы, определяющие принципы организации и обеспечения режима секретности. Средства скрытной связи, используемые при управлении СВФ (органами управления). Лекция 1
2 Степень секретности сведений, содержащихся в работах и документах, порядок ее установления и изменения. Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в МЧС России. Лекция. 1
3 Обязанности лиц, допущенных к секретным работам и документам. Обеспечение режима секретности при работе с секретными документами, шифртелеграммами. Порядок разработки, учета, хранения и обращения с ними. Групповое занятие. 1
4 Порядок допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Частичные временные ограничения прав граждан, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну. Лекция. 2
5 Возможные каналы утечки информации при ее отработке с использованием технических средств, способы ее защиты, контроль за эффективностью применяемых средств защиты информации. Лекция. 1
6 Права и обязанности режимно-секретных органов. Порядок осуществления контроля за состоянием режима секретности и ведением секретной работы. Групповое занятие. 1
7 Проверка знаний требований основных руководящих документов по обеспечению защиты государственных секретов.
Порядок определения оценки профессиональной подготовки
Итоги профессиональной подготовки офицеров и гражданского персонала проводятся в конце летнего периода обучения и учебного года.
Основной для оценки подготовки всех категорий обучаемых должно являться их умение выполнять функциональные обязанности в режиме чрезвычайной ситуации и в особый период.
В конце учебного года офицеры сдают экзамены направленные на присвоение (подтверждение) классной квалификации в соответствии с квалификационными требованиями приказа МЧС России от 25.01.2013 года № 46.
Профессиональная подготовка проверяется в ходе учений, тренировок, упражнений, семинаров и контрольных занятий в объеме программы профессиональной подготовки с учетом требований действующих руководящих документов.
Оценка за индивидуальную подготовку обучаемых и общая оценка за орган управления определяется в соответствии с «Инструкцией о порядке проведения инспектирования и итоговых проверок органов управления и войск ГО Российской Федерации», утвержденной приказом МЧС России от 2000 г. № 5с.