Процедура применения особых видов пошлин. Антидемпинговые пошлины: применение, расчёт, преимущества и недостатки Спецпошлины интересы государства и импортеров

25.10.2022 Часы

К особым таможенным пошлинам относятся временные пошлины, направленные на защиту экономических интересов государства как субъекта глобальной торговой системы. При этом такие виды пошлин вводятся как по объективным коммерческим, так и по субъективным политическим факторам. Таким образом, таможенные органы защищают не только в целом, но и государственность в частности, ведь сегодня очень многое решает коммерческое сотрудничество с большим количеством партнеров.

Классификация особых таможенных пошлин

Выделяют такие типы особых пошлин:

  • специальные;
  • антидемпинговые;
  • компенсационные;
  • карательные.

При этом каждый из этих видов имеет предварительный, переходный подвид. Такой подвид характеризуется кратковременным характером действия, его длительность не превышает 4 месяцев, во время которых изучаются полученные эффекты. Любой бюрократический механизм не может молниеносно реагировать на текущую ситуацию, и предварительные меры являются самым оперативным способом регулировки таможенной политики.

Специальные пошлины применяют, когда необходимо предохранить производителя от чрезмерного предложения товаров заграничных конкурентов. Как правило, расчёт размера защитного барьера базируется на уровне недополучения прибыли российскими предприятиями из-за агрессивных рыночных действий других стран (компаний).

Антидемпинговые меры используются при постоянном ввозе товара по демпинговым ценам. То есть импортёр реализует продукт в РФ по низшей стоимости, чем на собственном рынке. Соответственно государство следит за средним уровнем внутренних цен и цен на рынке страны импортера. При постоянном обнаружении демпинговой стоимости ввозимых товаров вводится , которой достаточно для выравнивания цен в стране экспортере и импортере.

Компенсационный тип пошлин являет собой ответное действие на искусственное снижение расходов на производство в другой стране из-за государственного субсидирования. Вследствие ввозимого товара экономически необоснованна и полностью нивелируют принципы современной конкуренции. Важно, что по размеру эти пошлины не превышают льготы в другом государстве на изготовление товаров.

Карательные пошлины представляют собой действия, направленные на защиту государственности из-за неадекватных торговых мер других стран, абсолютно противоречащих здравому смыслу. Такие платежи по размеру сильно превышают другие пошлины.

Нюансы использования

Особые пошлины не противоречат правилам ВТО, поскольку вводятся на ограниченное время только к одной стране или компании. Большинство государств исповедуют принципы свободной торговли, ведь только так можно достичь наиболее эффективного использования производственных факторов в мировом масштабе. Однако, протекционистские действия очень широко применяются всеми странами и особые таможенные пошлины сегодня стали необходимостью, а не средством “ручного” управления экономикой.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В зависимости от характера условий внешней торговле товарам таможенные пошлины можно подразделить на: обычные таможенные пошлины и особые виды таможенных пошлин. Обычные таможенные пошлины используются при регулировании внешней торговли в нормальных экономических условиях и отражаются в таможенном тарифе. Особые таможенные пошлины применяются при нарушениях нормальных условий внешней торговли.

Обязательным условием применения особых видов пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Определение понятия «существенный ущерб» содержится в законе «О таможенном тарифе» (статья 7). Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установление причинной части между импортов товаров и национальной отраслью промышленности.

В зависимости от характера движения внешнеторговых товарных потоков обычные таможенные пошлины на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные.

Ввозные таможенные пошлины применяются к импортным товарам при выпуске их для внутреннего потребления. Они являются преобладающей формой пошлин и используются всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.

Вывозные таможенные пошлины, применяются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Они используются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних цен и цен мирового рынка на отдельные товары. В России применяются при экспорте энергоносителей и некоторых сырьевых товаров. В США, например, экспортные пошлины запрещены законодательно. В других развитых странах они также не применяются.

Транзитные таможенные пошлины, применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применятся за пределами тарифа. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается.

Особые виды таможенных пошлин подразделяются на: антидемпинговые, компенсационные, специальные таможенные пошлины.

Антидемпинговые пошлины, применяются при ввозе на территорию страны товаров по цене более низкой, чем, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителей подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

Антидемпинговая пошлина - рассматривается, как составляющая антидемпинговой меры и взимается таможенными органами не зависимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Компенсационные пошлины взимают при импорте тех товаров, в процессе производства которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Компенсационная пошлина является составляющей компенсационные меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств) или экспортером .

Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортируемого товара.

Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой - либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб конкурирующим представителям отечественных товаров.

Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территории страны посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства уполномоченным органом. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения сложившейся ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Обязательным условием применения особых видов пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Определение понятия «существенный ущерб» содержится в законе «О таможенном тарифе» (статья 7). Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установление причинной части между импортов товаров и национальной отраслью промышленности

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам, предусмотренным ТК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине.

По способу взимания различают четыре вида таможенных пошлин: адвалорные, специфические, альтернативные и комбинированные.

Адвалорные ставки начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% от таможенной стоимости автомобиля). Адвалорные пошлины - это наиболее простой способ расчета денежной величины пошлины. Они являются наиболее распространенными видам таможенных пошлин. В большинстве стран мира адвалорными пошлинами облагается примерно 90% номенклатуры ввозимых товаров.

Специфические ставки - это пошлины, размер которых устанавливается в денежных единицах за единицу облагаемого товара (20 долларов за тонну груза, один доллар за литр вина и т.д.). Специфические пошлины напрямую не связаны с ценой товара и денежный доход от их взимания зависит только от объема ввозимого и вывозимого товара.

Альтернативная ставка пошлины содержит одновременно адвалорную и специфическую пошлину с примечанием, что взимается та из них, которая дает набольшую величину таможенного сбора (например,20долларов за тонну груза или 10%сцены товара, которая выше).

Комбинированные ставки пошлин сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от таможенной стоимости товара, но не более 20 долларов за тонну).

Следует еще отметить так называемые сезонные ставки пошлин. Эти ставки пошлин обычно применяются в отношении сельскохозяйственных товаров с целью защиты национального производства. Их величина изменяется в зависимости от времени года (например,20% к стоимости ввозимой клубники в июле-августе и 10% - в остальное время года).

Является своеобразной защитной мерой, применяемой государством в особых случаях. К ним относятся ситуации, когда товары поступают в определенную страну в количестве или на условиях, которые способны нанести ущерб интересам отечественных производителей аналогичной или похожей продукции. Кроме того, эти пошлины вводятся в качестве ответной меры, если отдельные государства или их союзы допускают негативные действия по отношению к стране.

Согласно российскому законодательству, данная пошлина взимается независимо от обычного ввозного сбора. Ее целью выступает ограничение импорта. Достаточно часто закон предусматривает предварительное внесение специальной пошлины.

Порядок введения специальной пошлины

Чаще всего она устанавливается в одностороннем порядке для ограждения интересов своих производителей от недобросовестных зарубежных конкурентов. В большинстве случаев перед введением этого вида пошлины уполномоченным органом проводится расследование. Поручение относительно его проведения должно исходить напрямую от правительства. В ходе расследования обязательно организуются переговоры с участием представителей двух стран, во время которых предлагаются различные пути для решения возникших разногласий. И только если переговоры окажутся неудачными, то ставится вопрос о введении специальной пошлины. Она рассматривается как крайняя мера, когда все остальные способы для решения конфликта уже исчерпаны.

Необходимо отметить, что в сельскохозяйственной области данную пошлину можно установить без проведения расследования. Но только до завершения года и ее размер не может превышать 30% суммы таможенной пошлины на товар.

В большинстве случаев данная пошлина устанавливается на определенный срок. Если он превышает три года, то через полтора года проводится дополнительное расследование. И по его результатам защитные меры либо продлеваются, либо подлежат отмене.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

На основании ст. 20, 27 Закона об основах регулирования внешнеторговой деятельности специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины отнесены к мерам нетарифного регулирования внешней торговли товарами и применяются для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 318 ТК специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, хотя и взимаются таможенными органами применительно к порядку уплаты ввозных таможенных пошлин, однако не отнесены к таможенным платежам. Правовые основы введения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин установлены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

1. Специальная пошлина – это пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. При этом под специальной защитной мерой понимается мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины, которая взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством Российской Федерации в отношении взимания ввозной таможенной пошлины.

Суммы предварительной специальной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования решения о применении специальной защитной меры.

По результатам проведенного расследования суммы предварительной специальной пошлины либо перечисляются в федеральный бюджет, либо возвращаются плательщику в соответствии с порядком возврата таможенных платежей. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать 200 дней.

2. Антидемпинговая пошлина – это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного соответствующим органом, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. Под демпинговым импортом понимается импорт товаров на таможенную территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

Материальный ущерб отрасли российской экономики может выражаться в сокращении объема производства аналогичного товара в Российской Федерации и объема его реализации на внутреннем рынке, снижении рентабельности производства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли российской экономики, уровень инвестиций в данную отрасль.

В случае, если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования. Решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины не может быть принято ранее чем через 60 календарных дней со дня начала расследования.

Предварительная антидемпинговая пошлина взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством РФ в отношении взимания ввозной таможенной пошлины. Суммы предварительной антидемпинговой пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования решения о применении антидемпинговой меры. По результатам расследования суммы предварительной антидемпинговой пошлины перечисляются в федеральный бюджет или подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством РФ для возврата таможенных платежей.

Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры или со дня завершения повторного расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа демпингового импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия антидемпинговой меры.

3. Компенсационная пошлина – это пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера – это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования, проведенного соответствующим органом, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. При этом под специфической субсидией иностранного государства (союза иностранных государств) понимается субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или конкретному союзу (объединению) производителей и (или) союзу (объединению) экспортеров, или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара.

Порядок расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) в целях определения размера компенсационной пошлины установлен постановлением Правительства РФ от 13 октября 2004 г. № 546 «Об утверждении правил расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров».

В случае, если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины на срок до четырех месяцев в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования. Решение о введении предварительной компенсационной пошлины не может быть принято ранее чем через 60 календарных дней со дня начала расследования.

Предварительная компенсационная пошлина взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством РФ в отношении взимания ввозной таможенной пошлины. Суммы предварительной компенсационной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования окончательного решения о применении компенсационной меры.

Срок действия компенсационной меры не должен превышать пяти лет со дня начала применения такой меры или со дня завершения повторного расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа субсидируемого импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия компенсационной меры.


| |

Современные тенденции интеграции вносят значительные коррективы в структуру и правила международной торговли. Основным проводником экономической и политической интеграции является процесс либерализация внешней торговли. Главная ее задача активизировать и упростить товарообмен между странами путем снижения или упразднения таможенных барьеров. Это стимулирует конкуренцию среди участников мирохозяйственных отношений, но вместе с тем в сложившихся условиях часто используются приемы нечестной конкуренции, как со стороны развитых стран, так и стороны развивающихся. Традиционным инструментом борьбы с проявлениями «недобросовестной конкуренции» является арсенал защитных мер, используемых во внешней торговле.

Во внешнеторговой практике под защитными мерами понимают меры, временно ограничивающие доступ отдельных товаров на внутренний рынок, если рост импорта конкретной страны наносит ущерб соответствующей отрасли нацио­нальной экономики. Применение данных меры регламентируется пра­вовыми документами ВТО и смежным Соглашением по защитным мерам. Чаще всего в качестве защитных мер используют особые пошлины, таки как специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Особенностью специальных пошлин является то, что они могут вводиться как по причинам экономического характера, так и политическим мотивам.

В первом случае специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию государства в количествах и на условиях наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.

Во втором случае специаль­ная пошлина выступает в роли инструмента, применяющегося в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со сто­роны других государств или их союзов.

Большинство стран, в том числе Российская Федерация, применяет специальные защитные пошлины по причинам экономического характера, основываясь на нормы и требования ВТО.

Согласно стандартам ВТО допускается использование временных и обычных защитных мер.

Временные защитные меры вводятся в тех случаях, когда имеются очевидные свидетельства того, что импорт нанес или угрожает нанес­ти серьезный ущерб отечественным производителям подобных това­ров. В качестве временных мер могут применяться только тарифные меры.

Обычные защитные мерымогут применяться только после за­вершения расследования, проводимого уполномоченными орга­нами. Они вводятся на селективной основе, то есть в отношении ввозимых товаров в зависимости от страны происхождения. Правилами ВТО стране также предоставляется право выбора между конкретным способом защиты, т.е. возможно применение, как специальных пошлин, так и количественные меры.

Как показывает мировая практика, специальные защитные меры не вводятся в следующих случаях: если товар происходит из развивающейся страны, пользующейся нацио­нальной системой преференций страны-импортера и до­ля импорта данного товара не превышает 3% об­щего объема импорта данного товара на таможенную территорию государства.

Основной чертой особых пошлин является их применение на временной основе. Так срок действия специальной пошлины не должен превышать срок, необходимый для устранения существенного ущерба отрасли национальной экономики. При этом указанный срок не может быть более че­тырех лет, а максимальный общий срок действия специаль­ной пошлины не должен превышать восемь лет.

На время проведения расследования для оперативной реализации протекционистской функции могут быть введены предварительные специальные защитные пошлины. Эти пошлины тоже имеют временной предел, который не должен превышать 200 дней.

Проявление недобросовестной конкуренции в отношении страны-импортера может иметь характер ценовой дискриминации путем продажи на зарубежных рынках товара по стоимости ниже, чем он реализуется на внутреннем рынке, т.е. использование демпинга.

Инструментом противодействия демпинговому импорту являются антидемпинговые пошлины, взимаемые дополнительно к действующим импортным таможенным пошлинам.

Экономический смысл антидемпинговых пошлин заключа­ется в повышении цен реализации импортных товаров на внут­реннем рынке до уровня, при котором устраняются искажения конкурентной среды на внутреннем рынке.

Для установления факта демпинга, выяснения общей обоснованности заявления и принятие решения о целе­сообразности открытия процедуры, проводится расследование. Период расследования устанавливается равным, как правило, 12 месяцам, предшествующим дате подачи заявления о проведении расследования, но в любом случае этот период не должен быть менее 6 месяцев.

Основным инструментом, определяющим наличие демпингового импорта и размер антидемпинговой пошлины, является демпинговая маржа.Под демпинговой маржой понимается выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене либо разница, между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой, выраженная в абсолютных показателях. Она показывает размер заниже­ния цены в результате демпинга.

В практике применения антидемпинговых мер встречаются различные случаи, которые могут стать причиной того, что фак­тические цены не могут быть использованы при определении нор­мальной стоимости. Например, из рассмотрения приходится ис­ключать торговлю между взаимосвязанными компаниями.

В тех случаях, когда внутренняя цена не может быть ис­пользована для сопоставления, необходим поиск альтернатив­ных методов установления нормальной стоимости.

Как правило, для этих целей используют данные об экспор­те соответствующего товара в третью страну или расчетные цены, которые определяются на основе сум­мы издержек производства в стране происхождения и разумно­го размера административных, торговых и общих издержек.

Наиболее спорным методом определения нормальной сто­имости является применение внутренних цен в третьей стране (метод суррогатной страны). Самым существенным недостатком данного метода является то, что выбор суррогатной страны почти никогда не может быть объективным.

Если в результате антидемпингового расследования установле­ны факт демпинга, причинения материального ущерба (угрозы причинения материального ущерба) и наличие причинно-след­ственной связи между ними, в том случае применяются антидемпинговые пошлины.

Вводимая по результатам расследования антидемпинговая пошлина действует в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации материального ущерба от­расли экономики, причиненного демпинговым им­портом товара. Срок действия антидемпинговой пош­лины не должен превышать пяти лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате пов­торного антидемпингового расследования.

Размер антидемпинговой пошлины должен быть достаточным для устранения ущерба отрасли экономики государства, но не выше размера рассчитанной демпинговой маржи.

В случае, если нет возможности установить индивидуальную демпинговую маржу по причине того, что экспортер или производитель демпингового товара не представил какие-либо необходимые для целей проведения расследования сведения и документы, может быть определена остаточная демпинговая маржа, которая равна самой высокой индивидуальной демпинговой марже.

Если в ходе антидемпингового расследования до его окончания имеется информация, свидетельствующая, что задержка с введением антидемпинговой пошлины может причинить существенный ущерб отрасли экономики, то на основании предваритель­ного заключения компетентного органа, может быть принято реше­ние о введении предварительной антидемпинговой пошлины,но не ранее чем через 60 дней после начала антидемпингового расследования.

Ставка предварительной антидемпинговой пошлины не долж­на превышать размер предварительно подсчитанной демпинговой маржи.

Когда окончательное решение о применении антидемпинговых мер будет принято, предварительная антидемпинговая пошлина перечис­ляется в доход федерального бюджета. В случае если антидемпинговая пошлина введена в размере, превышающем ставку предварительной антидемпинговой пошлины, разница с плательщика не взимается.

Ес­ли же антидемпинговая пошлина окажется ниже, чем временная антидемпинговая пошлина, разница подлежит возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством, а остаток пла­тежа, внесенного в счет предварительной антидемпинговой пошлины, подлежит перечислению в доход федерального бюджета.

Срок действия предварительной антидемпинговой пошлины засчитывается в общий срок взимания антидемпинговой пошли­ны.

При использовании антидемпинговых пошлин существуют моменты, когда они не применяются или их применение не целесообразно. Антидемпинговая пошлина не применяется, если:

1. в соответствии с таможенным законодательством и условиями отдельных таможенных процедур предусматривается неприменение к това­рам запретов и ограничений экономического характера;

2. товары ввозятся на таможенную территорию в качестве безвозмездной помощи (содействия).

Применение антидемпинговой пошлины считается нецелесообразной в случае, если размер демпинговой маржи состав­ляет 2% или менее (минимальная демпинговая маржа). В этом случае размер демпинга рассматривается как размер ниже значимого уровня. Так же, если объем импорта по демпинговым ценам составляет менее 3% общего объема импорта аналогичных товаров, то он должен считаться незначительным, за исключением случая, когда сум­марный объем поставок из нескольких стран превышает 7% об­щего объема импорта, хотя доля каждой страны-экспортера менее 3%.

Избежать введения антидемпинговых мер, позволяет процедура принятия экспортером ценовых обязательств. В этом случае по­ставщики принимают на себя обязательства о поставке товара по ценам, исключающим ситуацию демпинга и соответствую­щие неблагоприятные последствия. Если в результате антидем­пингового расследования будет установлено, что оснований для введения пошлин нет, то обязательства также теряют силу.

Такие переговоры проводятся до завершения анти­демпингового расследования. Сторона, которая проводит это расследование, получает возможность выбора способа уре­гулирования. В то же время нарушение обязательств постав­щиками влечет за собой введение антидемпинговых пошлин.

Еще одним видом недобросовестной конкуренции может быть предоставление предприятиям-экспортерам субсидий со стороны государства, что способно привести, как и при демпинге, к ценовой дискриминации на рынке страны-импортера. Мерой противодействия подобным проявлениям являются компенсационные пошлины.

Данный пошлины применяются в случаях ввоза на таможен­ную территорию государства товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

Для того чтобы стать объектом применения компенсационной меры, импортированный товар должен подвергнуться воздействию специфической субсидии. Это может произойти на следующих стадиях:

Производство товара;

Экспорт товара;

Транспортировка товара.

Субсидия иност­ранного государства (союза иностранных государств) является специфической субсидией, если субсидирующим органом или законодательством к пользованию субсидией допускаются только конкретные организации.

Однако в любом случае субсидия иност­ранного государства является специфической субсидией, если предоставление такой субсидии сопровождается:

1. ограничением числа конкретных организаций, которые до­пущены к пользованию субсидией;

2. преимущественным пользованием субсидией конкретными организациями;

3. предоставлением непропорционально больших сумм субси­дии конкретным организациям;

4. выбором субсидирующим органом, льготного (преферен­циального) способа предоставления субсидии конкретным орга­низациям.

В ходе расследования устанавливается наличие причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и существенным ущербом отрасли российской экономики.

Компенсационная пошлина применяется после то­го, как иностранному государству, предоставляющему специфическую субсидию, было пред­ложено провести консультации.

Компенсационная пошлина при­меняется и в случае, если указанное иностранное государство отказалось от предложенных кон­сультаций или в ходе таких консультаций взаимоприемлемое ре­шение не было достигнуто.

Решение о введении компенсационной пошлины может быть принято в течение срока действия специфи­ческой субсидии иностранного государства.

Ставка компенсационной пошлины не должна превышать раз­мер специфической субсидии иностранного государства, рассчитанный на единицу субсидируе­мого и экспортируемого товара.

В случае, если субсидии предос­тавляются в соответствии с различными программами, учитывает­ся их совокупный размер. Ставка компенсационной пошлины мо­жет быть меньше, чем размер специфической субсидии иностранного государства, если такая став­ка является достаточной для устранения ущерба отрасли российс­кой экономики.

Применение компенсационной пошлины продолжается до тех пор, пока действует соответствующая субсидия. Срок действия компенсационной пошлины не должен превышать пять лет со дня начала ее применения или со дня завершения повторно­го расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа субсидируе­мого импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия компенсацион­ной пошлины.

Законодательство допускает возможность прекращения взима­ния компенсационной пошлины, если экспортер примет на себя обязательство о повышении экспортной цены товара в размере субсидии.

Как и в случае со специальной и антидемпинговой пошлиной, законодательстве допускает введение предварительной компенсацион­ной пошлины.

Предварительная компенсационная пошлина вводится на срок до 4 месяцев. Этот срок может быть максимально продлен до 6 месяцев. В случае если компенсационная пошлина не будет введена, платеж, вносимый в счет предварительной компенсационной пошлины, подлежит возврату. При этом, если компенсационная пошлина введена в размере, превышающем ставку временной компенсационной пошлины, разница с платель­щика не взимается. Если же компенсационная пошлина, ниже, чем предварительная пошлина, разница подлежит возврату, а остаток платежа, внесенного в счет предварительной компенсационной пошлины, перечисляется в доход государственного бюджета.

Особые пошлины представляют собой эффективный механизм противодействия проявлениям недобросовестной конкуренции и защиты национальной экономики. Применение этих инструментов избирательного протекционизма не противоречит основным принципам международной торговли, и исключает их использование в качестве инструмента дискриминации и политического давления, что находит свое отражение в специальных законодательных актах большинства развитых и развивающихся стран, а также в документах международных торговых организаций. Специфика их введения оставляет свободу маневра государству, как в условиях двухсторонних, так и в условиях многосторонних договоренностей в области внешней торговли, что имеет особую актуальность для Российской Федерации в рамках динамично развивающихся интеграционных процессов на постсоветском пространстве и членства страны во Всемирной торговой организации.

Литература

1. Артемов Н.М., Ячменев Г.Г. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности [Текст] /Н.М. Артемов, Г.Г. Ячменев. – М.: Элит, 2009. С. 283-285.

2. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования [Текст] / А.В. Данильцев. – М.: Деловая литература, 2004. С. 193-195.

3. Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговли 1994 [Электронный ресурс]. – Режим доступ: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/VIgensogl.doc

4. Соглашение по специальным защитным мерам [Электронный ресурс]. – Режим доступ: http://www.wto.ru/ru/content//documents/docs/speczasht.doc

5. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам [Электронный ресурс]. – Режим доступ: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/subskomp.doc

6. Шепенко Р.А. Антидемпинговый процесс [Текст] / Р.А. Шепенко. – М.: Дело, 2002. С. 468-469.