Профессии топ 50 требующего высшего образования.

25.10.2022 Галстук

Дуальное образование решает проблему дефицита специалистов. Германия - одна из первых стран, которая ввела дуальную практику обучения, при которой сочетаются теоретическая и практическая подготовка. В настоящее время более 60 стран перешли на дуальную систему образования: Австрия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Сербия, Словения, Македония и другие.

Как ведётся подготовка кадров в России в условиях введения ФГОС СПО, руководители профессиональных организаций обсудили на вебинаре «Национальная система квалификаций и профессии ТОП-50» , который состоялся 22 мая 2017 года.

Экспертом вебинара стал доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики МПГУ Владимир Игоревич Блинов, который руководит Центром профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

Работник производства учится на производстве

Продолжается реализация Комплекса мер по совершенствованию системы СПО. К 2020 году планируется, что 50% учреждений СПО введут подготовку кадров по ТОП-50 востребованным и перспективным профессиям и специальностям.

На вебинаре Блинов высказал мнение, что участник производства должен обучаться на производстве.

При этом хочу обратить ваше внимание, что на сегодняшний день действующим федеральным законом стажировка как раз определена как образовательная программа, - отметил Блинов, - ранее стажировка была только формой работы.

Сегодня стажировка рассматривается как форма реализации программы, в рамках которой определяются содержание подготовки, требования к результатам и контрольно-оценочные средства.

Также планируется, что к 2020 году 70% руководителей и педагогов пройдут курсы ДПО.

В перспективе очень хочется, чтобы все педагоги профессионального образования имели две квалификации: техническую и педагогическую, - отметил эксперт.

Базовый центр призван создать систему, в которой реализуются программы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования.

Задачи Базового центра:

  • формирование региональных координаторов;
  • поддержка разработки учебного материала: учебники, пособия, методические рекомендации, программы ДПО;
  • обеспечение информационного пространства: списки актуальных профессий и практик.

Необходим взгляд со стороны

На текущий момент действуют несколько систем квалификаций: 850 профессиональных стандартов и различные должностные системы. Профстандарты и должностные системы необходимо привести к соответствию, первым шагом к которому является формирование квалификаций. Инструмент формирования квалификации - независимая оценка.

Хочу подчеркнуть, работодатели с упорством продолжают настаивать на том, что умения и знания необходимы для квалификаций, - рассказал эксперт.

Здесь возникает серьёзное расхождение, так как во ФГОС СПО определены компетенции, но не прописаны знания и умения.

Процедура профессионального экзамена


Профессиональный экзамен состоит из теоретической и практической частей. Успешное завершение теоретической части - допуск к выполнению практической.


Участники вебинара активно обсуждали тему в чате и задавали вопросы эксперту.

Вопросы участников:

Машкова Елена Валерьевна:

Чтобы пройти стажировку, необходимо найти предприятие, имеющее лицензию на эту деятельность, хотя есть высокотехнологические организации, готовые принять на стажировку, но не имеющие лицензии. Зачем такие строгие рамки?

Владимир Блинов:

В идеале, конечно, предприятие, на котором проходят стажировку мастера или рабочие, должно иметь лицензию на образовательную деятельность в сфере ДПО. Скажу вам, что те учебные центры, да, кстати сказать, некоторые даже совершенно небольшие предприятия - они такую лицензию имеют. В частности, мне известны и парикмахерские, и салоны красоты, которые занимаются повышением квалификации, реализуют программы ДПП на совершенно легальных основаниях. Но если даже у предприятия нет лицензии, это не значит, что рабочие места на данном предприятии не могут быть базами практики.

Валентина:

- Планируется ли дополнительное финансирование по ТОП-50?

Владимир Блинов:

Оно есть, оно идёт. Это финансирование направлено, прежде всего, на поддержку межрегиональных квалификаций.

О последних новостях сферы СПО, вы сможете узнать на Всероссийской практической конференции

Во что превратились в наши дни бывшие ПТУ или ТОП-50 профессий, требующих среднего профобразования October 25th, 2017

Скажите честно, кто из вас работает по тому профилю, по которому получал первое образование?
А ведь в наши дни, когда скорость жизни и технологий растет всё более невероятными темпами, пойдя учиться "не туда", можно упустить еще больше.

Каюсь, сам я тоже заражен штампом - "надо обязательно" в ВУЗ. Но на самом деле многим ребятам и девушкам намного больше в жизни пригодятся реальные знания и умения, которые они получат, пойдя после 9 класса в колледж или техникум. Через 2 года у них будет не только завершенное среднее образование, но еще и специальность плюс понимание - нравится ли им выбранное направление или нет, получается ли у них. А высшее образование никуда не денется, самые способные ребята, окончившие колледж потом получают его заочно по ускоренной программе без отрыва от производства или своего бизнеса.

Сразу скажу, за 2 дня в Межрегиональном центре компетенций -Чебоксарском электромеханическом колледже (МЦК-ЧЭМК) моё представление о современных "ПТУ" перевернулось полностью. В моем Казанском авиационном институте в конце 90-х о таких условиях и оснащении могли только мечтать...

Два дня нам рассказывали и показывали как Министерство образования и науки России реализует проект "Рабочие кадры для передовых технологий" на примере созданного в Чебоксарах межрегионального центра компетенций (МЦК).
Даже со сборной России познакомили, которая тренировалась в этот момент на полигоне развернутом в колледже перед поездкой через 2 недели в Абу-Даби на чемпионат мира WorldSkils2017.

Картинка в большем размере откроется по клику:

А теперь по порядку:

1. Сразу дам ссылочку на сайт колледжа для тех, кто зашел в пост с конкретным желанием изучить место для себя или для своих детей - http://www.chemk.org/

2. Мне лично сразу вспомнились мои студенческие годы и наша кафедра "Автоматизированные системы обработки и управления информацией"
;-)

3. 17 лет после окончания вуза не видел зачетных книжек
;-)

4. Первым нашим собеседником стал зам.директора МЦК-ЧЭМК Поликарпов Игорь Львович.

И сразу заразил своим энтузиазмом и убедительно на примерах конкретных ребят показывал, что всем 100% заканчивать 11 классов в школе и идти в ВУЗ - это вообще не вариант.
Один вместо того чтобы тройки получать и теорию зубрить в 10,11 классах, приходит сюда учиться после 9 класса и вот у него уже лучший сервис в городе по ремонту техники через 8 лет, а по традиционной схеме, он бы еще только из ВУЗа вышел с дипломом наперевес. Просто руками работать и в электронике разбираться ему интереснее оказалось, чем голые учебники изучать.

Но есть и обратные примеры, когда золотой медалист поступает в колледж, но в процессе выясняет, что руками работать ему вообще никак не нравится и он уходит, в итоге становится классным аналитиком в другой сфере.

Хорошо бы к экзаменам и конкурсу дополнительно собеседование ввели в технических дисциплинах, говорит Игорь Львович:

5. С удивлением узнал, что очень многие после окончания ВУЗов и получения диплома скажем "экономиста", после неудачных попыток найти работу приходят переквалифицироваться в колледж и получают реальную профессию, которая их вдохновляет, дает мотивацию и хороший заработок через очень небольшой временной промежуток.

6. Ведь делать что-то своими руками - это отдельный кайф, а испытать его можно только попробовав!

7. Но вернемся к ребятам и девушкам (коих здесь конечно мало), которые учатся в колледже.
И совершим экскурсию по лабораториям и мастерским, где у них проходят практические занятия.

8. Стенд для лабораторного практикума "Обнаружение и исправление неисправностей в электрических цепях".
На таких же учатся и за границей. Производятся в США, штат Техас.

9. Еще удивили меня следующие цифры.
В настоящее время система среднего профессионального образования насчитывает 3 600 образовательных учреждений, в которых обучается почти 3 миллиона студентов. Помимо традиционных специальностей - механиков, слесарей, парикмахеров, можно освоить профессию мобильного робототехника, оператора беспилотных летательных аппаратов и многие другие, - всего около 500 специальностей,

10. Шикарный конструктор - такой обязательно надо иметь каждой школе в кабинете физики, считаю!

11. Забегу вперед, но хочу сразу отметить порадовавший момент:

"Важным пунктом в «багаже знаний» выпускника колледжа станет знание английского языка (с учетом проф. специфики) для свободной работы на оборудовании с англоязычным интерфейсом и инструкциями, а также «предпринимательский пакет» (знания по организации своего дела в качестве индивидуального предпринимателя, понимание конъюнктуры рынка по выбранной специальности, умение анализировать и оценивать риски)".

Неужели наконец-то это происходит!!!

12. Сфотографируй кукмора, снимающего для "сторис" как Влад фотографирует робота, пример любимой игры блогеров;)))

13. Центр, созданный при поддержке главного стратегического партнера колледжа - ОАО НПК "Элара".

14.

15. В радиомонтажной мастерской.

16. Мастерская поверхностного монтажа.

17. Плата под микроскопом.

18.

19. "Печка" для плат)

20. Мастерская наладки и регулировки радиоэлектронной техники.
Установлено современнейшее оборудование. Это мы слышали практически про всех лабораториях и мастерских.
Молодцы!

Кстати, в конце я выяснил, что мы с Игорем Львовичем в соседних общежитиях авиационного института оказывается жили на ул. Товарищеской в Казани. Он правда уже в 1986-м закончил 5-й факультет КАИ Радиоэлектроника, я через 8 лет после этого поступил на 4-й факультет. Всегда приятно встречать КАИстов на просторах страны;)

21. Колледж активно сотрудничает со многими местными предприятиями и заводами со всей России

22. Рядом находится цех со станками с ЧПУ и лаборатория автоматизированного проектирования технологических процессов и программирования систем с ЧПУ.

23. Приятно было увидеть 3Д принтер, произведенный в Татарстане в городе Зеленодольск.

24.

25. Ребята увлеченно обсуждали лабораторную, на нас даже не отвлекались)

26. Вот и детали механизма, напечатанные на этом принтере.

27.

28. Класс HAAS, еще одного партнера.МЦК ЧЭМК.

29.

30. Лаборатория технической механики, технологического оборудования и оснастки.

О! Гантели и увесистая указка! Теперь понятно, почему ученики колледжа добиваются таких успехов!
;-)))(шутка)

31. Здесь можно смоделировать полностью автоматизированную работу большого склада.

32. Танцующая собачка-терминатор удивила. Работает на пневматике, а чтобы включить надо положить в специальное место 5 рублевую монету именно 2003 года! На состав проверяет монету сначала!

33. Токарный цех.

34. Далее у нас была встреча с руководством колледжа.
Судленков Алексей Алексеевич уже 40 !!! лет руководит, меняются только названия и размеры учреждения!
Он к тому же является вице-президентом Союза директоров учреждения среднего и профессионального образования (СПО) России.

Очень интересно рассказал про то что было, стало и планируется в системе СПО.
Но больше всего запомнилась фраза:
"Из тех кто учится у нас 40% тех, кто живёт с мамой в неполной семье. Я сам вырос в такой семье.

Они знают, что некогда терять время и надо учиться зарабатывать деньги"



Второе, что понравилось из его слов:
"Отношение с бизнесом и предприятиями - это главная составляющая успеха любого учебного заведения, но для этого учебное заведение должно быть востребовано бизнесом.
А как оно будет востребовано?
Вот приходит работодатель со своими специалистами и они встречаются с нашими преподавателями и они друг друга понимают! Вот тогда есть шансы на взаимное уважение и сотрудничество"

Я сам с 90-х помню, что преподавали нам в ВУЗе то, что на рынке было уже давно не актуально и все знания и практические навыки я получал дома на домашнем компьютере

35. Наглядная инфографика по топ50 рабочих профессий, которые выбраны, как наиболее востребованные и перспективные на данный момент

По клику откроется картинка в большем размере:

4875

В Алтайском крае опубликован «ТОП-50» самых востребованных профессий и специальностей. Это перечень наиболее востребованных и перспективных на рынке труда профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования.

Все профессии из списка условно можно разделить на 16 сегментов (сельское хозяйство, IT-сфера, жилищно-коммунальное хозяйство, пищевое производство, образование, услуги и т.д.). Большинство позиций занимают технические, «рабочие» профессии, сообщили в управлении по занятости населения Минтрудсоцзащиты Алтайского края.

Региональный «ТОП-50» дополнен профессиями, связанными с развитием сферы информационных технологий, сферы услуг, пищевой промышленности, машиностроения, строительства, а также здравоохранения и образования. Наряду с традиционными профессиями автомеханика, сварщика и парикмахера вошли такие как: специалист по информационным системам, оператор станков с программным управлением, специалист по гостеприимству, специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики.

50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования в России

1.Автомеханик

2.Администратор баз данных

3.Графический дизайнер

4.Косметолог

5.Лаборант химического анализа

6.Мастер декоративных работ

7.Мастер столярно-плотницких работ

8.Метролог

9.Мехатроник

10.Мобильный робототехник

11.Наладчик-ремонтник промышленного оборудования

12.Оператор беспилотных летательных аппаратов

13.Оператор станков с программным

управлением

14.Оптик-механик

15.Парикмахер

16.Плиточник-облицовщик

17.Повар-кондитер

18.Программист

19.Разработчик Web и мультимедийных приложений

20.Сантехник

21.Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)

22.Сварщик

23.Сетевой и системный администратор

24.Слесарь

25.Специалист в области контрольно-

измерительных приборов и автоматики (по отраслям)

26.Специалист по аддитивным технологиям

27.Специалист по гостеприимству

28.Специалист по информационным ресурсам

29.Специалист по информационным системам

30.Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)

31.Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей

32.Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

33.Специалист по производству и обслуживанию авиатехники

34.Специалист по тестированию в области информационных технологий

35.Специалист по техническому контролю качества продукции

36.Специалист по технологии машиностроения

37.Специалист по холодильно-вентиляционной технике

38.Техник авиационных двигателей

39.Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами

40.Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

41.Техник по защите информации

42.Техник по композитным материалам

43.Техник по обслуживанию роботизированного производства

44.Техник-конструктор

45.Техник-механик в сельском хозяйстве

46.Техник-полиграфист

47.Технический писатель

48.Токарь-универсал

49.Фрезеровщик-универсал

50.Электромонтажник

50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования в Алтайском крае

1. Автомеханик
2. Агент страховой
3. Агроном
4. Администратор баз данных
5. Акушерка
6. Аппаратчик
7. Бармен
8. Воспитатель
9. Животновод
10. Зоотехник
11. Изготовитель мясных полуфабрикатов
12. Кондитер
13. Лаборант химического анализа
14. Мастер столярно-плотницких работ
15. Машинист крана
16. Медицинская сестра
17. Менеджер по туризму
18. Музыкальный руководитель
19. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования
20. Оператор линии в производстве пищевой продукции
21. Оператор связи
22. Оператор станков с программным управлением
23. Парикмахер
24. Педагог дополнительного образования
25. Пекарь
26. Плиточник-облицовщик
27. Повар
28. Программист
29. Рентгенолаборант
30. Сварщик
31. Сетевой и системный администратор
32. Слесарь механосборочных работ
33. Слесарь по сборке металлоконструкций
34. Слесарь-ремонтник
35. Слесарь-сантехник
36. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования
37. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики
38. Специалист по гостеприимству
39. Специалист по информационным системам
40. Техник-механик в сельском хозяйстве
41. Технолог (в пищевой промышленности)
42. Токарь-универсал
43. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
44. Фармацевт
45. Фельдшер
46. Формовщик изделий (в т.ч. железобетонных), конструкций и строительных материалов
47. Фрезеровщик-универсал
48. Швея
49. Штукатур
50. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Страниц: 23 ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 09.12.2016 N 1551 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


ФГОС актуализированы еще не все, проекты стандартов подготовлены к утверждению (если ссылки нет, то в строке поиска http://regulation.gov.ru/projects укажите: среднее профессиональное образование и выберите необходимый проект ФГОС)

08.01.02 Монтажник трубопроводов

08.01.04 Кровельщик

08.01.07 Мастер общестроительных работ

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства

08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

08.01.16 Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке

08.01.17 Электромонтажник-наладчик

08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

08.01.21 Монтажник электрических подъемников (лифтов)

08.01.22 Мастер путевых машин

08.01.23 Бригадир-путеец

08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции, ссылка

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) , ссылка

15.01.24 Наладчик шлифовальных станков

15.01.28 Шлифовщик-универсал

18.01.01 Лаборант по физико-механическим испытаниям

18.01.19 Машинист-оператор в производстве изделий из пластмасс

18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров

19.01.06 Аппаратчик производства сахара

19.01.07 Кондитер сахаристых изделий

19.01.14 Оператор процессов колбасного производства

19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

19.02.04 Технология сахаристых продуктов

19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие

19.02.06 Технология консервов и пищеконцентратов

19.02.07 Технология молока и молочных продуктов

21.02.04 Землеустройство

21.02.05 Земельно-имущественные отношения

21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

21.02.08 Прикладная геодезия

23.01.05 Слесарь по ремонту городского электротранспорта

23.01.07 Машинист крана (крановщик)

23.01.09 Машинист локомотива

23.01.11 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов)

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), ссылка

27.02.01 Метрология

27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством

27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)

29.01.05 Закройщик

29.01.07 Портной

29.01.10 Модистка головных уборов

29.01.23 Наладчик полиграфического оборудования

29.01.25 Переплетчик

29.02.07 Производство изделий из бумаги и картона

34.01.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

40.02.02 Правоохранительная деятельность

40.02.03 Право и судебное администрирование

43.01.01 Официант, бармен

43.01.02 Парикмахер

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

43.02.03 Стилистика и искусство визажа

43.02.04 Прикладная эстетика

43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства

43.02.09 Ритуальный сервис

43.02.11 Гостиничный сервис

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. № 1477 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕ Й СПО" , ссылка

Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования», ссылка , ссылка

О внесении изменений в примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1408 и в примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2015 г. № 486

Золотарева Н.М. О реализации комплексного проекта модернизации подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО, ссылка

Вебинары по ТОП 50 Россия


Межрегиональные центры компетенций: http://profedutop50.ru

1. Участие Советов профессиональных квалификаций в системе профессионального образования. Акимова Ю.Н.

2. Управление сопротивлением при внедрении ФГОС по ТОП-50. Акимова Ю.Н.

3. Практика внедрения ФГОС по ТОП-50. Акимова Ю.Н.

4. Подходы к созданию инновационной среды и системы непрерывного образования в профессиональных образовательных организациях СПО в контексте внедрения ФГОС по ТОП-50. Белкова Е.А.

5. Разъяснения по методическим рекомендациям. Мельник И.О.

1. Обзор методических рекомендаций по проектированию ООП ФГОС по ТОП-50.
2. Создание инновационной среды и системы непрерывного образования в ПОО в контексте внедрения ФГОС по ТОП-50
3. Независимая оценка профессиональных квалификаций



21 сентября 2016. Новые ФГОС СПО по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям

ТОП-50. Информатизация

2016.11.03. III МЕЖДУНАРОДНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ИННОВАЦИИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ" .

  • Тема для обсуждения: "Образовательные тренды. Здоровьесберегающие технологии и новые профессиональные компетенции" http://pressmia.ru/online/951276949.html
  • Тема дискуссии: "Обучение: мобильное, смешанное, дистанционное"

Эти специальности входят в список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования. Список был утвержден 2 ноября приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.

При составлении списка ориентир был, в первую очередь, на высокотехнологичные отрасли промышленности и сферу услуг.

Перечни специальностей сформированы Минтрудом России совместно с Минобрнауки России, Агентством стратегических инициатив, Советами по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, органами власти, объединениями работодателей, объединениями профсоюзов, образовательными и иными заинтересованными организациями.

Топ-50 профессий, требующих среднего профессионального образования

1. Автомеханик

2. Администратор баз данных

3. Графический дизайнер

4. Косметолог

5. Лаборант химического анализа

6. Мастер декоративных работ

7. Мастер столярно-плотницких работ

8. Метролог

9. Мехатроник

10. Мобильный робототехник

11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования

12. Оператор беспилотных летательных аппаратов

13. Оператор станков с программным управлением

14. Оптик-механик

15. Парикмахер

16. Плиточник-облицовщик

17. Повар-кондитер

18. Программист

19. Разработчик Web и мультимедийных приложений

20. Сантехник

21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)

22. Сварщик

23. Сетевой и системный администратор

24. Слесарь

25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям)

26. Специалист по аддитивным технологиям

27. Специалист по гостеприимству

28. Специалист по информационным ресурсам

29. Специалист по информационным системам

30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)

31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей

32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники

34. Специалист по тестированию в области информационных технологий

35. Специалист по техническому контролю качества продукции

36. Специалист по технологии машиностроения

37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике

38. Техник авиационных двигателей

39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами

40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

41. Техник по защите информации

42. Техник по композитным материалам

43. Техник по обслуживанию роботизированного производства

44. Техник-конструктор

45. Техник-механик в сельском хозяйстве

46. Техник-полиграфист

47. Технический писатель

48. Токарь-универсал

49. Фрезеровщик-универсал

50. Электромонтажник


Чтобы узнать свою предрасположенность к той или иной деятельности, вы можете пройти