В связи с тем, что руководство образовательными организациями должно осуществляться работниками, которые обладают определенными знаниями, имеют соответствующее образование и опыт работы, на федеральном уровне был разработан определенный стандарт .
В настоящее время положения данного стандарта являются обязательными к соблюдению не только государственными образовательными организациями, но и частными.
Стандарты в отношении руководителей образования начали приниматься в России с 2013 года .
Первоначально такие документы носили исключительно рекомендательный характер и их основной функцией являлось определение критериев подбора сотрудников на руководящие должности, а также выявления их соответствия.
В настоящее время принятый и действующий стандарт своим наличием решает следующие вопросы :
Согласно действующим на данный момент законодательным актам, нормативно-правовой базой, которая является основанием для разработки и установления стандартов для руководителей образовательных организаций, является Трудовой кодекс РФ . В частности, стоит отметить такие основные формулировки :
Профессиональный стандарт общегосударственного уровня, который определяет основные требования к руководителю, имеет следующее содержание :
Основные требования, которым должен отвечать руководитель, следующие :
В зависимости от того, в какой организации будет выполнять свои обязанности руководитель, требования к сотрудникам могут несколько отличаться . В частности, отдельно выделяются различные категории учреждений :
В положении о профессиональном стандарте указываются также возможные наименования должностей, которые могут занимать руководители:
Стандарт включает подробное описание выполняемых функций, что предписываются руководителю в зависимости от того, в каком именно учреждении он осуществляет свою трудовую деятельность. В целом функции сводятся к осуществлению общим руководством обеспечения развития учреждения.
Также руководитель наделяется полномочиями приема на работу и увольнения, имеет право подписи и утверждения всех внутренних документов и приказов.
Также функциями, выполнение которых требуется от руководителя организации, являются:
В связи с тем, что принятый и на данный момент действующий стандарт носит обязательный характер, необходимо отметить последствия , которые могут иметь место по причине несоответствия сотрудника, занимающего должность руководителя, отраженным в документе нормам и требованиям:
Мастер-класс в рамках данного профессионального стандарта представлен ниже.
Уже с 1 января 2017 года в законную силу вступит постановление о внедрении профессиональных стандартов, применяемых ко всем работникам, выполняющим свои непосредственные обязанности в учебных заведениях России.
Вполне естественно, что к руководителям образовательных учреждений также будут предъявлены определенные требования, однако они до сих пор пока не утверждены, и существуют в черновом варианте. А это автоматически означает, что они могут измениться. Как утверждают аналитики, основная сложность при составлении профессионального стандарта руководителя образовательной организации заключается в том, в различных учреждениях (школы, детские сады, колледжи и т.д.) присутствуют самые разнообразные компетенции, которые также должны быть учтены при составлении официального документа.
Как утверждают эксперты, данный документ можно отнести к наиболее спорным в современной российской истории. Дело в том, что он начал разрабатываться еще в 2013 году, но в силу тех или иных обстоятельных причин его принятие и утверждение постоянно откладывалось.
На данный момент пока нет окончательных данных относительно того, когда документ официально вступит в силу. Тем не менее, учитывая тот факт, что профстандарт педагога начнет официально использоваться в нормативной документации с 1 января 2017 года, многие аналитики ожидают, что и требования касательно руководящего состава образовательных учреждений будут окончательно сформированы к данному сроку.
Изначально требования к руководящим чинам образовательных заведений были обычными рекомендациями, на которые можно было не обращать внимания. Но, начиная с июля 2016 года, данная документация постепенно будет внедряться в отечественную систему образования, и в ближайшем времени он станет обязательным не только для учреждений, подчиняющихся государственным органам, а и для структур, находящихся под управлением частных лиц.
Смотрите также:
Само появление данной документации не вызывает удивления. Дело в том, что многие нормы ЕТКС, ЕКС и т.д., которые действовали ранее, уже несопоставимы с современными реалиями и устарели. Это привело к тому, что они попросту не отражают текущую ситуацию в сфере образования. Нередко можно столкнуться с проблемой, когда возникают конфликты относительно людей, которых ставят во главу образовательной организации, но компетентность которых в данных вопросах вызывает огромные сомнения.
По утверждению многих отечественных политических деятелей, образования является то сферой, где государственный контроль должен присутствовать на всех стадиях получения образования. И важным элементом этого контроля является определение требований, которые выдвигаются в адрес тех людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности в данной области.
Для того, чтобы изменить ситуацию в сфере образования, и был разработан проект профессионального стандарта . Руководитель образовательной организации должен соответствовать всем требованиям, указанным в документе, чтобы иметь возможность исполнять свои обязанности в качестве руководящего лица. Кроме того, на официальном уровне данный стандарт закрепит конкретные трудовые обязанности и управленческие навыки, которыми должен владеть любой начальник организации в сфере образования.
Отдельное внимание уделяется функциям, который должны четко исполняться в соответствии с требованиями действующей законодательной базы. Кстати, по мнению многих экспертов, именно данный вопрос вызывает наибольшее количество споров, поскольку компетенция руководителей образовательных заведений разного типа по своей сути имеют массу различий, что в обязательном порядке должно быть отображено и зафиксировано.
Тем не менее, уже сейчас имеется предварительный вариант профстандарта руководителя организации в сфере образования, который уже в скором времени имеет все шансы стать официальным документом, обязательным для всех. Впрочем, об окончательной дате принятия стандарта пока официальных сведений нет, и потому можно ожидать, что документ будет доработан.
Эксперты утверждают, что принятие данного документа позволит решить массу проблем в отечественной образовательной среде. Которые в последние годы стали проявляться наиболее активно. Ожидается, что утвержденный стандарт поможет достичь следующих ключевых задач:
Поскольку профессиональный стандарт руководителя пока что не утвержден, на данный момент он существует в шаблонной форме, утвержденную в соответствии с приказом Минтруда РФ №147н. от 12.04.2013 года. После его принятия проект не был отредактирован, и в настоящее время имеет тот же вид и структуру.
В соответствии с приказом Минтруда, стандарт должен содержать в себе несколько ключевых частей:
В соответствии с закрепленными стандартами, первый раздел документа включает в себя официальное наименование должности (руководитель образовательного учреждения) и перечень целей, которые должностное лицо должно достигнуть. Стоит отметить, что данный раздел для руководящих чинов заведений разного типа практически одинаковый, и отличается только по кодировке ОКВЭД, в соответствии с которой деятельность управляющих можно разделить на несколько групп:
Второй и третий раздел профессионального стандарта заместителя руководителя образовательной организации (как и для непосредственного руководителя) по сути являются взаимодополняющими. Здесь особое внимание уделяется конкретным функциям, которые будут возложены на должностное лицо, занимающееся управлением организации.
Обобщенные функции представлены в следующем виде:
Что касается отдельных трудовых функций, то учитывая разницу в компетенции руководящего состава в том или ином учреждении, они рассматриваются отдельно. Тем не менее, и тут имеются совестные характеристики, которым должен соответствовать педагог, чтобы занять руководящую должность. Речь идет о:
Кроме того, данные разделы также предусматривают официальные наименования руководящих должностей. На данный момент их закреплено 4 - заведующий, директор, начальник и ректор. Однако по данному вопросу зачастую возникают спорные моменты, поэтому аналитики не исключают, что в будущем данный перечень может быть дополнен, прежде чем профессиональный стандарт руководителя будет окончательно утвержден на всероссийском уровне.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что внедрение профстандарта поможет модернизировать и улучшить российскую образовательную систему, что положительно скажется не только на квалификационных навыках педагогического персонала и руководящих лиц, а и существенно повысит качественный уровень системы в целом.
Таким образом, профессиональный стандарт положительно скажется на развитии российского образования, и даст возможность государству контролировать деятельность тех лиц, которые занимают руководящие должности.
входит в число документов, которые необходимо применять в установленных трудовым законодательством случаях. Разберемся, что собой представляет этот профессиональный стандарт и что он включает.
Процесс подготовки и утверждения профессиональных стандартов длится уже несколько лет. Первоначально эти документы носили такой же рекомендательный характер, как и квалификационные справочники ЕКС (для специалистов) и ЕТКС (для рабочих профессий). Однако с июля 2016 года ситуация изменилась: вступили в действие новые статьи ТК РФ, и теперь профессиональные стандарты обрели силу нормативных актов.
К числу прочих документов этого рода относится и профстандарт секретаря . Он представляет собой официальное описание исполняемых этим специалистом трудовых функций, а также указание на то, какие именно знания, образование и опыт работы требуются для каждой из них. Кроме того, в профстандарте имеется и информация о кодировке работы секретаря по роду занятий (ОКЗ) и видам экономической деятельности (ОКВЭД). Эти сведения могут оказаться весьма полезными для статистического учета.
Описывая требуемую от секретаря квалификацию, профстандарт тем самым служит нескольким целям:
Как и любые другие документы этого рода, профстандарт № 447, утвержденный для секретарей руководителей, имеет следующую структуру:
А теперь рассмотрим содержание основных разделов, за исключением последнего, подробнее.
Первый раздел профстандарта секретаря руководителя включает в себя именно основные сведения о том, какой конкретно деятельностью должен заниматься секретарь. В частности, здесь указаны:
Не знаете свои права?
Вторым разделом является функциональная карта, то есть описание обобщенных трудовых функций с входящими в них конкретными обязанностями. Для каждой из них профстандарт устанавливает необходимый уровень (или подуровень) квалификации, требуемый от работника. Уровни кодируются по принятой для профессиональных стандартов системе в зависимости от сложности функции — от 3 до 6.
Профстандарт устанавливает для секретаря руководителя следующие обобщенные функции:
Функции перечисляются в порядке возрастания сложности и требуемого квалификационного уровня.
Каждая из обобщенных функций раскладывается на ряд более конкретных, именно их описанию и посвящен третий раздел профстандарта. Так, к примеру, функция по организационному обеспечению компании в целом включает:
Однако это еще не всё. Дело в том, что структура профстандарта предусматривает, что помимо общего перечисления функций для каждой из них указывается, какие конкретно трудовые действия должен совершить секретарь. В частности, упомянутая выше функция по координации и обеспечению раскладывается на следующие виды действий:
При этом для каждой конкретной функции дополнительно еще указывается, каким именно объемом знаний и умений должен обладать секретарь. Объемы эти пересекаются для разных функций (к примеру, знание деловой этики требуется практически всегда), но благодаря такой структуре профессионального стандарта легко разобраться, что именно можно требовать от секретаря в различных случаях.
Помимо характеристики функций третий раздел профстандарта имеет еще одну нужную особенность — в нем для каждой из обобщенных функций дополнительно указывается следующая информация:
Для простых функций от секретаря требуется только среднее образование и программа профессиональной подготовки. Однако начиная с обобщенной функции по обеспечению деятельности руководителя профстандарт предусматривает уже высшее образование не ниже бакалавриата (хотя допускается и среднее профессиональное). А вот для аналитической и административной поддержки выбора уже нет: секретарь в этом случае обязан иметь только высшее образование.
Что же касается необходимого стажа, то для секретаря, обеспечивающего организацию в целом, он не требуется. Но в том случае, когда он выполняет обязанности помощника руководителя, требования ужесточаются:
Названия должностей профстандарт устанавливает следующие (в порядке возрастания требований по квалификации):
Возможные названия следует учитывать при составлении штатного расписания и оформлении документов по кадрам. Профстандарты для секретаря с 2016 года становятся обязательными, а их соблюдение в тех случаях, когда это предусмотрено ТК РФ, будет контролироваться. Несоответствие названий вполне может рассматриваться как нарушение.