Временный ввоз вывоз. Таможенная процедура реэкспорта в таможенном кодексе таможенного союза Реэкспорт товаров вывоз из страны ранее

25.10.2022 Часы

Таможенный режим реэкспорта предусмотрен для таможенного оформления товаров, которые перемещаются через таможенную границу РФ в рамках совершения одноименной внешнеторговой операции.

При этом реэкспортные операции в международной системе товарообмена представляют собой комбинацию операций по ввозу и вывозу товаров через таможенную границу одного и того же государства, не подвергавшихся какой-либо переработке, т.е. в неизменном состоянии с момента совершения первоначальных действий.

Причины реэкспортных операций

Объективными предпосылками для реэкспорта служат несколько факторов:

  • 1) заключение сделок в системе международной биржевой и аукционной торговли, когда реэкспорт является естественным продолжением торговой операции, первоначально предполагающей ввоз продукции для продажи ее через биржи (или аукцион) в страну их местонахождения, а затем вывоз покупателями из других стран;
  • 2) вынужденное прерывание естественного процесса внешнеторговой сделки в случае отказа импортера оплатить товар в момент прибытия его в место назначения или состояния его банкротства (неплатежеспособности);
  • 3) вхождение реэкспортной сделки в состав более сложной внешнеэкономической операции (например, при поставках комплектного оборудования в рамках соглашений по обеспечению строительства и оснащения промышленных объектов за рубежом), требующей закупок самого оборудования или комплектующих материалов в третьих странах и поставку их, часто минуя страну реэкспортера;
  • 4) получение прибыли за счет перепродажи продукции на различных рынках и разницы в ценах на одну и ту же продукцию.

Значительный удельный вес на реэкспортные операции приходится в странах действия свободных экономических зон (далее – СЭЗ). Это вызвано тем, что при ввозе продукции на территорию СЭЗ не взимаются импортные пошлины и налоги, а также налоги с обращения (или потребления). Кроме того, ввезенные товары могут храниться на складах в пределах СЭЗ до момента их выпуска на внутренний рынок или обратного вывоза. В первом случае предусматривается применение ввозных таможенных пошлин, а во втором – вывоз осуществляется без таможенных формальностей.

На территории СЭЗ ввезенный товар также может быть подвержен дополнительным торговым операциям (исключая какую-либо его переработку) – очистке или сушке сырьевой сельхозпродукции, расфасовке, подбору партий по ассортиментным позициям, снабжению этикетками и т.п. Однако если стоимость дополнительных предпродажных операций повлечет за собой изменение экспортной цены и превышение их доли более чем на 50% в ее составе, то объективно товар может приобрести не только иное наименование (по ТН ВЭД), но и утратить статус реэкспортируемого.

Сам по себе, реэкспорт товара это процедура, которая проводится на таможне. Она предусматривает вывоз продукции иностранного происхождения за пределы страны. Реэкспортом товара также считается режим, в процессе проведения которого товар вывозится за пределы России без взимания таможенных пошлин и платежей. Прибегая к реэкспорту, меры нетарифного регулирования не применяются.

Основные виды

На данный момент существует несколько разновидностей оформления реэкспорта:

  • прямой — товар завозят в страну;
  • косвенный — товар, приобретенный за территорией России, сразу отправляется для того, чтобы перепродать в третьей стране.

При выполнении таможенной процедуры реэкспорта возместить таможенные пошлины и платежи можно на протяжении шести месяцев с того момента, когда была подана декларация. Если в процессе проведения реэкспорта этот срок был нарушен, начинается процедура взимания платежей и пошлин. Кроме того, возможна оплата процентов с таможенных платежей и пошлин. Размер ставок устанавливается Центробанком России. Необходимо также оплачивать проценты по кредитам, если ранее они предоставлялись.

Перечень необходимых бумаг

Чтобы поместить товар в режим реэкспорта, необходимо подать на проверку документы, в которых содержатся следующие сведения:

  • о помещении продукции под процедуру выпуска, направленную на потребление внутренними покупателями;
  • о фактической эксплуатации этих товаров;
  • о невыполнении требований, прописанных во внешнеэкономической сделке;
  • о всех обстоятельствах ввоза продукции на таможенную территорию Таможенного Союза.

Практика показывает, что процедура реэкспорта наиболее часто проводится в том случае, если производитель обнаружил отправку бракованного товара, и ему нужно получить от покупателей свою продукцию снова. Бывает так, что производителю невыгодно отправлять на экспорт запасные части, стоимость которых значительно увеличится с учетом ввоза на территорию страны. Обычно под реэкспорт может попасть товар, если он:

  • не эксплуатировался с целью получения финансовой и прочей выгоды. Здесь надо отметить, что есть и свои исключения. К примеру, если фактическое использование товара было проведено с целью определения существующих дефектов;
  • имеет статус иностранного происхождения;
  • не модернизировался и не ремонтировался;
  • легко идентифицируется представителями таможенных органов.

В данном случае необходимо дополнительно отметить, что процедура реэкспорта по своей сложности фактически полностью повторяет реимпорт. Главное отличие заключается только в сроках. То есть, таможенный реэкспорт возможен в том случае, если товар был ввезен с другой страны не позднее, чем один год назад. Вернуть пошлины можно не позднее шестимесячного срока.

Под реэкспорт возможно попадание товара, который был ввезен на территорию Российской Федерации с нарушением правил. Определением степени несоответствия продукции реальным требованиям занимается соответствующий отдел таможенного органа. В некоторых случаях ввоз такой продукции на территорию России может сопровождаться большим количеством проблем, связанных с неправильно составленным описанием продукции. Производитель товара в таких случаях может заплатить серьезный штраф. Под таможенный реэкспорт также можно помещать продукцию, которую ранее заявили для иного таможенного режима.

Для возврата ввезенных из-за рубежа товаров (оборудования) с выявленными впоследствии скрытыми дефектами российским таможенным законодательством предусмотрена процедура реэкспорта. Данная процедура выгодна и интересна налогоплательщику тем, что таможенные пошлины и налоги в отношении реэкспортируемых товаров уплате не подлежат и, кроме этого, ему возвращается уплаченный при ввозе НДС. Что это за таможенная процедура? В каких случаях она применяется, а в каких - невозможна? Какие условия нужно соблюсти российскому покупателю, чтобы реэкспортировать некачественный товар и при этом возвратить «таможенный» НДС? Об этом пойдет речь в данной статье.

Реэкспорт как таможенная процедура

Реэкспорт - это один из видов таможенной процедуры, при котором товары, ранее ввезенные на территорию таможенного союза (далее - территория ТС), вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 202, 296 ТК ТС ).
Особенностью перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, является то, что они вывозятся без уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов (п. 6 ст. 300 ТК ТС ).
Под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии со ст. 297 ТК ТС могут помещаться не все ввезенные товары, а только:

Иностранные товары, находящиеся на территории ТС;
-  товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если они возвращаются по причине не-исполнения условий внешнеэкономической сделки (в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке).

При наступлении последнего из перечисленных случаев (возврат ввезенных товаров по причине неисполнения условий договора поставки) реэкспортировать товары возможно, соблюдая ряд условий.

Во-первых, не должно пройти более одного года со дня, следующего за днем выпуска товаров для внутреннего потребления.

Во-вторых, таможенному органу должны быть представлены доку-менты согласно перечню, установленному ст. 299 ТК ТС .

В-третьих, товары не должны были использоваться и ремонтироваться на территории ТС, за исключением случаев, когда их использование было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших их возврат.

И в-четвертых, товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

Обратите внимание:
Если таможенный режим реэкспорта не может быть применен, товары вывозятся в режиме экспорта (Письмо УФНС по г. Москве от 28.10.2009 № 16-15/113543 ).

Порядок налогообложения

Особенности налогообложения при перемещении товаров через та-моженную границу РФ закреплены в ст. 151 НК РФ . Данная норма яв-ляется специальной по отношению к ст. 146 НК РФ и устанавливает порядок налогообложения в зависимости от избранного таможенного режима при пересечении таможенной границы РФ.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ в таможенном режиме реэкспорта налог не уплачивается.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров с таможенной территории РФ в соответствии с иными таможенными режимами по сравнению с указанными в пп. 1- 3 п. 2 ст. 151 НК РФ освобождение от уплаты налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Соответственно, по смыслу указанной нормы товары, вывозимые в таможенных режимах, указанных в этих подпунктах, от НДС освобождены.

При вывозе товаров за пределы территории РФ (в отличие от ввоза) возникает лишь один объект НДС - реализация товаров. При этом таможенный режим реэкспорта указан в пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ . Следовательно, вывоз товара за пределы территории РФ в таможенном режиме реэкспорта НДС не облагается.

Кроме того, при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ (пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ ).

Таким образом, при вывозе товаров в режиме реэкспорта налогоплательщик не только освобождается от уплаты налога- ему возвращаются суммы «ввозного» НДС.

Процедура возврата налога

Согласно ст. 301 ТК ТС в отношении товаров, реэкспортируемых по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, возврат (зачет) уплаченных сумм налога производится в соответствии с гл. 13 ТК ТС .

Согласно ст. 90 ТК ТС возврат ранее уплаченного «ввозного» НДС осуществляется только в отношении фактически вывезенных с территории ТС товаров и в порядке, установленном законодательством государства- члена ТС, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств- членов ТС.

Итак, согласно ст. 356 ТК РФ законодатель выделил отдельные (иные) случаи возврата таможенных пошлин и установил специальный срок их возврата. К ним, в частности, относится случай, когда при вывозе иностранных товаров с таможенной территории РФ предусмотрен возврат уплаченных при ввозе налогов (пп. 5 п. 1 ст. 356 ТК РФ ).
С учетом того, что при вывозе иностранных товаров с территории РФ в режиме реэкспорта предусмотрен возврат «таможенного» НДС, данный режим подпадает под отдельные (иные) случаи возврата налога, перечисленные в ст. 356 ТК РФ .

В соответствии с п. 2 данной статьи возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в п. 1 данной статьи , производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.

Для возврата уплаченного «таможенного» НДС ст. 356 ТК РФ установлен специальный срок - один год.

Таким образом, для возврата «таможенного» НДС реэкспортеру необходимо подать соответствующее заявление до истечения годичного срока, исчисляемого со дня, следующего за датой фактического вывоза товара, помещенного под таможенный режим реэкспорта.

В этой связи хотелось бы затронуть вопрос, который может стать предметом налогового спора в ситуации, когда товары ввозятся на территорию РФ через один таможенный пост, а реэкспортируются через другой. В таких случаях следует иметь в виду, что заявление на возврат «таможенного» НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ, должно направляться в адрес того таможенного поста, на счет которого были перечислены суммы налога. В подтверждение сказанного приведем Постановление ФАС МО от 18.05.2010 № КА-А40/4416-10 , в котором была рассмотрена следующая ситуация.
Российская организация произвела на одной из российских таможен (далее - таможня № 1) таможенное оформление груза, ввозимого на территорию РФ. Ранее на счет таможни № 1 была внесена денежная сумма в качестве авансового платежа.

После таможенного оформления груза у части товара были выявлены производственные дефекты. В этой связи с иностранным партнером (поставщиком) было заключено соглашение о предоставлении нового товара взамен бракованного, который, в свою очередь, был возвращен поставщику в режиме реэкспорта, но через другую российскую таможню (далее - таможня № 2). При этом за ввоз товара, поставленного взамен бракованного, организация внесла авансовый платеж на счет таможни № 2, а после вывоза товара в режиме реэкспорта направила в ее адрес заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и НДС. В ответ таможня № 2 вернула организации заявление о возврате денежных средств, указав, что ГТД на ввоз всей партии товара, в том числе и бракованного, оформлялась таможней № 1, поэтому нужно обращаться с данным заявлением туда, что и было сделано.

В итоге организация получила от таможни № 1 отказ с резолюцией, что заявление о возврате таможенной пошлины и НДС поступило к ней по истечении срока, установленного п. 2 ст. 356 ТК РФ , то есть по истечении года со дня фактического вывоза бракованного товара в режиме реэкспорта. Не согласившись с отказом в возврате таможенной пошлины и НДС, организация обратилась в суд.

ФАС МО, несмотря на то что заявление на возврат было получено таможней № 2 до истечения срока, на который ссылаются таможенные органы в своем решении, постановил, что действия таможенных органов правомерны.

Восстанавливать налог или нет?

Предположим, что декларант обнаружил некачественный товар и вывозит его после того, как согласно пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ предъявил к вычету суммы НДС, уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления. Нужно ли в этом случае восстанавливать налог?

По мнению Минфина, на основании положений ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе на территорию РФ реэкспортируемых товаров, принятые к вычету налогоплательщиками, подлежат восстановлению (Письмо от 08.08.2008 № 03 07 08/197 ).
Московские налоговики придерживаются той же позиции: если ввезенные на территорию РФ товары не использовались налогоплательщиком в операциях, признаваемых объектом налогообложения, и возвращены иностранному продавцу, то суммы НДС, уплаченные таможенным органам и принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет (Письмо от 28.10.2009 № 16-15/113543 ).

В каком налоговом периоде следует восстанавливать налог? По мнению ФНС, это нужно сделать в том налоговом периоде, на который приходится фактический вывоз реэкспортных товаров с территории РФ (см. Письмо от 10.05.2006 № 03 4 03/892 ).

Пример.
Налогоплательщик по контракту с иностранной фирмой при приобретении импортного оборудования (станков) для осуществления операций, подлежащих обложению НДС, произвел уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Сумма налога, уплаченная таможенным органам при ввозе оборудования на территорию РФ, правомерно отражена в налоговых вычетах в декларации за III квартал 2010 г. в полном объеме. По условиям контракта покупателю гарантируется, что продаваемое имущество будет иметь надлежащее качество, в противном случае оборудование заменяется.

В процессе эксплуатации оборудования выявлен скрытый дефект одного из станков. Его возврат в режиме реэкспорта осуществлен в ноябре 2010 г.

Если учесть разъяснения Минфина и ФНС, то налогоплательщик при возврате поставщику станка ненадлежащего качества должен восстановить к уплате в бюджет в налоговой декларации за IV квартал 2010 года сумму налога, ранее правомерно принятую к вычету по декларации за III квартал того же года, в части суммы налога, приходящейся на возвращаемый станок.

Ситуации из арбитражной практики

Как показывает практика, несмотря на выполнение четырех перечисленных выше условий помещения товаров под режим реэкспорта, таможенники могут вынести решение о невозможности применения этого таможенного режима. В таких случаях право поместить вывозимые товары под процедуру реэкспорта приходится отстаивать в суде.

Так, в Постановлении ФАС ДВО от 30.04.2010 № Ф03-2678/2010 рассмотрен случай отказа таможенными органами в помещении под процедуру реэкспорта запчастей на основании того, что реэкспортером не представлены доказательства несоответствия товаров условиям внешнеэкономической сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке. В рассматриваемом случае суд установил: из акта, письма-претензии от покупателя к иностранному поставщику, ответа поставщика о согласии на замену поставленных запчастей следует, что запасные части, поступившие в адрес общества, не подходят для замены. В подтверждение того, что указанный выше товар не эксплуатировался, не устанавливался и не ремонтировался, декларант представил письмо.

При изложенных обстоятельствах ФАС ДВО посчитал, что общество доказало право на применение режима реэкспорта в соответствии с требованиями, установленными ст. 240 ТК РФ .

Тем же судом в Постановлении от 10.03.2010 № Ф03-1048/2010 рассмотрена следующая спорная ситуация.

Во исполнение внешнеторгового контракта купли-продажи товаров, заключенного между иностранной компанией (Япония) и обществом, последнее ввезло на таможенную территорию РФ товар - три самоходных крана КАТО на колесном ходу (бывшие в употреблении).
По грузовым таможенным декларациям товар оформлен на общую сумму 86 835 долларов США и выпущен в свободное обращение.
В ходе приемки названных транспортных средств независимым экспертом было выявлено, что поставленный товар имеет дефекты. Это нашло отражение в соответствующих экспертных заключениях о техническом исследовании транспортного средства, в соответствии с которым сделан вывод о том, что самоходные краны находятся в неисправном техническом состоянии и не пригодны для эксплуатации по своему назначению.

С учетом полученных экспертных заключений общество обратилось в таможенный орган с заявлениями о помещении в силу ст. 242 ТК РФ под таможенный режим реэкспорта поступивших вышеупомянутых самоходных кранов. Таможенный пост заявления общества удовлетворил и применил к рассматриваемым товарам таможенный режим реэкспорта путем принятия решений о выпуске товаров, заявленных в указанных ГТД.

Общество в порядке п. 2 ст. 242 ТК РФ обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных платежей, однако таможенный орган отказал в этом, указав, что обществу необходимо представить документы, подтверждающие, что товары, выпущенные для свободного обращения, имели дефекты либо по иным основаниям не соответствовали условиям внешнеэкономической сделки на день пересечения таможенной границы, а также подтвердить, что товары не использовались и не ремонтировались в РФ либо что их использование было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров.

Одновременно таможня указала, что в отношении товаров, оформленных в режиме реэкспорта, будет производиться проверка достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений.
Сопроводительным письмом общество представило в таможню недостающие документы, в том числе оригиналы ГТД с отметками таможни, переписку с поставщиком товара из Японии, оригиналы экспертных заключений.

Между тем таможенный орган в порядке ведомственного контроля проверил правомерность решений таможенного поста о принятии и выпуске указанных товаров и пришел к выводу о несоответствии таких решений нормам таможенного законодательства. Этим же решением отделу таможенных платежей таможни было предписано отказать обществу в возврате денежных средств (ввозных таможенных пошлин).
В ответ на заявление общества о несогласии с решением таможенного органа ФАС ДВО указал: обстоятельства дела свидетельствуют о том, что факт наличия у импортированных товаров дефектов подтвержден в надлежащем порядке и зафиксирован экспертными заключениями. Доказательствами суд признал: заключения экспертов; письмо, направленное обществом иностранному партнеру с просьбой подтвердить, что техника возвращена в том же состоянии, в каком была отправлена из Японии в Россию, а самоходные краны не использовались и не ремонтировались на территории РФ; письмо от иностранной компании- продавца (Япония) с подтверждением получения самоходных кранов и признанием того, что краны не использовались и не ремонтировались в России и на момент отправки из Японии имели технические неисправности. При этом разница в показаниях счетчика (моточасы) объяснялась необходимостью проведения экспертиз в России для обнаружения технических неисправностей.

С учетом сказанного ФАС ДВО поддержал выводы арбитражного и апелляционного судов об отсутствии у таможни правовых оснований для признания необоснованным произведенного обществом возврата товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта. В итоге решение таможни об отказе в возврате таможенных платежей признано незаконным.

Вместо заключения

При разрешении возникающих в процессе работы вопросов в отношении применения «реэкспортного» НДС часто используются электронно-правовые базы, журналы и т. п. В этой связи хотелось бы обратить внимание читателя на следующее. Независимо от таможенного реэкспорта в терминологии внешнеэкономической деятельности существует такое понятие, как реэкспортные операции. Поэтому при всяком упоминании о реэкспорте следует уточнять, о чем идет речь, поскольку обычно реэкспортные операции осуществляются без ввоза товаров на таможенную территорию РФ.

Статья 296. Содержание таможенной процедуры реэкспорта

Реэкспорт – таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Статья 297. Условия помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта

Под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться:

1) иностранные товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза, в том числе ввезенные с нарушением мер нетарифного регулирования, и продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

2) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении следующих условий:

товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления;

таможенному органу представлены документы, в соответствии со статьей 299 настоящего Кодекса;

товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;

товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

Статья 298. Особенности перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта

Товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, вывозятся с таможенной территории таможенного союза в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса.

Статья 299. Документы и сведения, необходимые для помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Для помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, декларант представляет в таможенный орган документы, содержащие сведения:

1) об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки);

2) о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;

3) о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

4) об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Статья 300. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру реэкспорта

1. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

2. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру реэкспорта, прекращается у декларанта:

1) при фактическом вывозе иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза, подтвержденном таможенным органом места убытия в порядке, определенном решением Комиссии таможенного союза;

2) в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса

3. При невывозе с таможенной территории таможенного союза иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, за исключением случаев их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта.

4. Ввозные таможенные пошлины, налоги в случаях, установленных пунктом 3 настоящей статьи, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта.

В отношении продуктов переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, в возные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов , которые подлежали бы уплате в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и использованных для изготовления продуктов переработки в соответствии с нормами их выхода.

5. При прекращении в соответствии с подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов уплаченные или взысканные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат возврату в порядке, установленном в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Вывозные таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, уплате не подлежат.

Статья 301. Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин, налогов

В отношении товаров, указанных в подпункте 2) пункта 1 статьи 297 настоящего Кодекса, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 13 настоящего Кодекса.

Статья 296. Содержание таможенной процедуры реэкспорта

Комментарий к статье 296

В соответствии со ст. 296 ТК под реэкспортом понимается таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Определение таможенной процедуры реэкспорта в ст. 400 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" взято без изменений из ТК. В Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение таможенной процедуры реимпорта представлено отсылочной нормой на ст. ст. 296 и 297 ТК.

До вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" в законодательстве Республики Беларусь использовалось понятие "таможенный режим реэкспорта", под которым понимался таможенный режим, допускающий вывоз и постоянное размещение товаров за пределами таможенной территории без возникновения налогового обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин. Определение таможенного режима реэкспорта в законодательстве Республики Беларусь по своему содержанию в целом соответствовало определению таможенной процедуры реэкспорта в ТК, за исключением двух особенностей. Первой особенностью определения таможенного режима реэкспорта, по сравнению с определением таможенной процедуры реэкспорта, было отсутствие в нем упоминания об освобождении от уплаты или возврата уплаченных сумм налогов, однако в п. 7 ст. 212 Таможенного кодекса Республики Беларусь установлен возврат и (или) зачет в счет предстоящих платежей уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов. Вторая особенность - возможность применения мер нетарифного регулирования к товарам, помещаемым под таможенный режим реэкспорта в Республике Беларусь.

В связи с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" понятие "таможенный режим реэкспорта" следует понимать как таможенную процедуру реэкспорта в значении, определяемом ТК.

В Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур отдельное приложение, посвященное таможенной процедуре реэкспорта, отсутствует. В тексте Конвенции не используется термин "таможенная процедура реэкспорта", а употребляется термин "реэкспорт". Условия реэкспорта оговариваются отдельно для каждой таможенной процедуры, допускающей реэкспорт. Например, в Специальном приложении G, описывающем процедуру временного допуска, имеется параграф, устанавливающий срок, в течение которого должен быть выполнен реэкспорт временно ввезенных товаров. Из определения понятия "таможенная процедура", представленного в пп. 26 п. 1 ст. 4 ТК, под которой понимается совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами, и содержания главы 40 ТК, в которой устанавливаются требования и условия пользования и распоряжения товарами под таможенной процедурой реэкспорта, можно сделать вывод, что в Таможенном союзе ЕврАзЭС выделение таможенной процедуры реэкспорта оправдано.

Таможенная процедура реэкспорта предназначена для предоставления возможности обратного вывоза ранее ввезенных товаров с наименьшими затратами для заинтересованного лица. Обратный вывоз под таможенной процедурой реэкспорта возможен в любую страну, а не только в ту, из которой товары были ранее вывезены.

Статья 297. Условия помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта

Комментарий к статье 297

Под таможенную процедуру реэкспорта могут быть помещены как иностранные товары, так и товары, помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления, при соблюдении условий, установленных ст. 297 ТК.

В связи с тем что в соответствии со ст. 210 ТК товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, имеют статус товаров таможенного союза, возникает вопрос, в какой момент данные товары приобретают статус иностранных товаров. Прямого ответа на данный вопрос в ТК не содержится. На национальном уровне государств - членов Таможенного союза только в п. 5 ст. 212 Таможенного кодекса Республики Беларусь имеется указание, что товары таможенного союза, помещенные под таможенный режим реэкспорта и фактически вывезенные с таможенной территории, утрачивают статус отечественных товаров. Следовательно, изменение статуса товаров происходит в момент пересечения таможенной границы. Косвенным подтверждением возможности применения подобного подхода в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС служит положение ст. 301 ТК о том, что возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов производится для товаров под таможенной процедурой реэкспорта только в случае фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Тем не менее, применять подход, в соответствии с которым товары под таможенной процедурой реэкспорта приобретают статус иностранных товаров в момент пересечения таможенной границы, на всей территории Таможенного союза ЕврАзЭС не представляется возможным. В частности, в Российской Федерации товары Таможенного союза приобретают статус иностранных в момент помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта. Механизм изменения статуса товара реализован на территории Российской Федерации через институт условного выпуска. Если в соответствии с ТК товары под таможенной процедурой реэкспорта не приобретают статуса условно выпущенных, то в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 222 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" к условно выпущенным товарам отнесены товары, находящиеся под таможенной процедурой реэкспорта. В соответствии с п. 3 ст. 200 ТК условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

В законодательстве Республики Беларусь и Республики Казахстан товары под таможенной процедурой реэкспорта не относятся к условно выпущенным товарам.

Помещение под таможенную процедуру реэкспорта является действием, связанным с завершением пребывания товаров на территории Таможенного союза. Например, согласно ст. 281 ТК одним из вариантов завершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) является помещение товаров под таможенную процедуру реэкспорта до истечения срока временного ввоза иностранных товаров. Продукты переработки иностранного товара на таможенной территории, иностранный товар, не подвергшийся операциям по переработке, остатки и отходы, образовавшиеся в результате переработки, вывозятся с территории Таможенного союза под таможенной процедурой реэкспорта.

Возможность помещения товаров, имеющих статус товаров таможенного союза, под таможенную процедуру реэкспорта позволяет хозяйствующим субъектам минимизировать свои затраты и расходы на урегулирование ситуации ненадлежащего исполнения иностранным контрагентом своих договорных обязательств по внешнеторговому контракту. Товары, находящиеся под таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, могут быть вывезены без уплаты и с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования под таможенной процедурой реэкспорта, если товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки (п. 2 ст. 297 ТК).

Список оснований, по которым внешнеэкономическая сделка считается неисполненной, является открытым и определяется условиями договора. Такие условия могут включать в себя, но не ограничиваются, неисполнение договора по количеству, качеству, описанию или упаковке.

Неисполнение внешнеэкономической сделки является обязательным, но не единственным условием помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта. Одним из условий является срок помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта, который не должен превышать одного года со дня, следующего за днем выпуска товаров для внутреннего потребления. Товары не должны использоваться и не должны ремонтироваться на таможенной территории Таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров. Важным, а иногда и трудно выполнимым условием, является возможность таможенного органа провести идентификацию товаров.

Статья 298. Особенности перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта

Комментарий к статье 298

В соответствии со ст. 298 товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, вывозятся с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с главой 32 ТК. Согласно п. 5 ст. 215 ТК товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории Таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита. Такая же оговорка в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, в ТК отсутствует. Поэтому нельзя исключить, что товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, должны вывозиться с таможенной территории Таможенного союза под таможенной процедурой таможенного транзита. Однако в ст. 290 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" указано, что вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, за пределы таможенной территории Таможенного союза осуществляется под таможенным контролем применительно к процедуре таможенного транзита в порядке и на условиях, которые установлены главой 32 ТК. Такая оговорка отсутствует в национальных нормативных правовых актах Республики Беларусь и Республики Казахстан. Однако, несмотря на отсутствие этой оговорки, помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита не требуется, но необходимо соблюдать порядок и условия, установленные главой 32 ТК.

Статья 299. Документы и сведения, необходимые для помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Комментарий к статье 299

Для подтверждения этих и других сведений в таможенный орган необходимо, помимо документов, указанных в ст. 183 ТК, представить документы, содержащие сведения, указанные в ст. 299 ТК. Такими сведениями являются:

Сведения об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки);

Сведения о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;

Сведения о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

Сведения об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Перечень документов, содержащих указанные сведения, не уточняется, в связи с чем пакет документов, предоставляемых в налоговый орган, может меняться. Например, пакет документов может включать: договор внешнеэкономической сделки; акт осмотра товара, выявившего повреждение товара; таможенную декларацию с отметкой таможенного органа о выпуске товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; акт о сохранности пломб на контейнере, в котором хранится товар.

Необходимо учитывать, что в некоторых случаях для определения качества товара необходимо нарушение пломб. Установка новых пломб может повлечь признание таможенными органами факта использования товара на таможенной территории и, как следствие, невозможности помещения этого товара под таможенную процедуру реэкспорта. В связи с этим необходимо документировать все этапы отбора проб, в том числе при участии сотрудников таможенных органов. Например, в случае сомнений о соответствии товара условиям внешнеэкономической сделки можно поместить товары под таможенную процедуру таможенного склада с целью отбора проб, а после анализа проб принять решение о дальнейших действиях. Отбор проб у товара, находящегося под таможенным контролем под таможенной процедурой таможенного склада, снижает риск отказа таможенных органов в помещении товара под таможенную процедуру реэкспорта.

В случае если таможенные органы не могут идентифицировать товар или отсутствует возможность доказать, что товар не использовался и не ремонтировался на таможенной территории Таможенного союза, товар может быть вывезен с таможенной территории Таможенного союза ЕврАзЭС только под таможенной процедурой экспорта.

Национальным законодательством Республики Беларусь накладываются дополнительные условия помещения товаров под таможенную процедуру. Товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу по основаниям неэкономического характера, помещаются под таможенную процедуру реэкспорта при представлении в таможенный орган соответствующих разрешений и (или) лицензий уполномоченных государственных органов (п. 8 ст. 212 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

Вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, производится в соответствии с условиями таможенной процедуры таможенного транзита (ст. 298 ТК). В этом случае на период транспортировки товар помещается под таможенную процедуру таможенного транзита, при этом продолжает действовать таможенная процедура реэкспорта. Необходимость в дополнительном контроле со стороны таможенных органов за транспортировкой товара, находящегося под таможенной процедурой реэкспорта, связана с необходимостью проконтролировать, что товары были вывезены с территории Таможенного союза и возврат ввозных таможенных пошлин и налогов будет проведен обоснованно.

Статья 300. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру реэкспорта