Как научиться хорошо играть в боулинг. Как правильно играть в боулинг? Техника боулинга

23.06.2023 Галстук

Боулинг - та игра, которая поначалу кажется довольно простой, но чуть позже новичок начинает понимать, что не все так просто, и боулинг становится таким же сложным, как гольф, футбол или даже покер.

ПОДГОТОВКА К БРОСКУ

Новичок приходит в клуб и берет со стеллажа шар нужного веса с отверстиями, просверленными в заводских условиях. А мастер имеет свой шар, вымеренный и просверленный специалистом по подгонке уже после покупки. Первым делом снимается мерка с кисти и пальцев, измеряется “мост” - правильное расстояние между большим пальцем и указательным. Потом определяется лучший угол наклона отверстий и наконец сверлятся отверстия, соответствующие толщине пальцев. Лучшие боулинг-клубы имеют своих специалистов по подгонке и собственные станки по сверлению отверстий.

Продвинутый боулер имеет шар, сделанный из полиуретана или “reactive resin”, причем самыми современными считаются шары из “реактивной смолы” - на ощупь они бархатистые и позволяют играть изощренно и красиво. Например, существует бросок, при котором шар доходит до самого края дорожки и… кажется, еще чуть - и он свалится в желоб, но шар проходит по краю, подбирается к кеглям сбоку, заходит внутрь треугольника и каким-то невероятным способом сбивает все кегли.


Шар для новичков - симметричный. У него есть внутренняя заливка, а поверхность хотя и бывает полиуретановая, но чаще - простая, пластмассовая. В середине - что-то похожее на липкий пенобетон. У шара для мастера внутри хитрым образом расположены металлические включения, такие шары гораздо дороже обычных. Придуманы хитрости, чтобы шар шел ровнее и его можно было закручивать.

Все шары по весу разные. Детский весит 6 фунтов, а самые тяжелые, для продвинутых боулеров, - 14, 15, 16 фунтов. Новички играют шарами в 10-12 фунтов. Цены на шары колеблются от $50 до $300, но мастера могут играть шарами и за $600. Кстати, мастера не всегда играют только тяжелыми шарами: на то они и мастера, чтобы быть выше обычных правил и творчески подходить к игре. Но мастер всегда играет только таким шаром, который легко крутить.

При броске пальцы из шара должны свободно выскальзывать - и у новичка, и у мастера. Большой палец полностью входит в отверстие, средний и безымянный надо засунуть до середины фаланги. У новичка из шара сначала выскальзывает большой палец, а потом таким же образом два других. У мастера при броске большой палец освобождается тоже первым, но двумя другими шар подкручивается. Новичок бросает шар по прямой, причем держит большой палец на “12 часах”.

Еще одно важное отличие: новичок смотрит на кегли, когда бросает шар. Мастер смотрит на специальные метки, нанесенные на дорожку, с помощью меток он корректирует бросок. Обычно вторая стрелка справа выбирается в качестве прицела. Удачный бросок шара проводится под крутым углом сбоку. Если нужно попасть чуть левее, игрок смещается чуть правее, и наоборот.

Существуют четыре основных вида отпускания шара. Самый распространенный - хук, самый эффектный - кранк, это тот же хук, но с силовым вращением кистью. Кранк - очень сложный бросок, он недоступен новичкам, а также боулерам, у которых нет современных шаров.

Как только шар отрывается от пальцев, он начинает вращаться. Направление вращения шара определяется тем, куда указывал большой палец в момент соскакивании шара с руки. То есть броски выполняют простым поворотом кисти: большой палец на “11 часов” - хук, на “1 час” - back up, на “12 часов” - прямой бросок, а если в последний момент развернуть кисть - «вертолет»: шар тоже идет прямо, но еще и вращается.

Кстати, женщины чаще играют back up в силу анатомических особенностей: в локтевом суставе женская рука немного отходит от линии плеча, и поэтому для женщин удобнее выполнять back up.

Новичок пытается играть правильно: ноги на линию, левая нога толчковая, рука согнута в локте, шар на уровне плеча, четыре шага… А мастер встает так, как ему кажется правильным, делает или четыре шага, или пять и бросает по интуиции, как чувствует. Боулер, достигший уровня в 200 очков за игру, вырабатывает свой собственный стиль. Рост, вес, мускулатура - всё влияет на бросок. По давлению в пальцах, по силе рывка в момент отрыва шара от кисти мастер мгновенно чувствует, удачно ли он бросил.

Часто новички пытаются увеличить вращение и мощность подкрутки, совершая более сильное действие рукой. Мастера берут не силой, а отточенностью техники.

МАСЛО НА ДОРОЖКЕ

Игровая дорожка всегда намазана специальным маслом - вот почему шар прокручивается. Последние семь метров до пиндека должны быть абсолютно сухими. По мере необходимости работник клуба чистит эту часть дорожки (“бэкэнд”) от масла, которое шары наносят на нее уже после сотни бросков. И эта очистка очень важна, ведь когда шар выскакивает на сухую часть дорожки, только тогда его закручивание начинает работать: он меняет траекторию своего движения - шар заходит на крюк.

УМEHИE “ЧИТАТЬ ДОРОЖКУ”
Мастеру надо уметь читать дорожку, уметь ее чувствовать. Потому что все они разные. На дорожке из ламината мастер будет бросать не так, как на деревянной дорожке. К тому же где-то дорожки покрыты вязким маслом, где-то легким маслом. Мастер еще до броска видит различия, игрок менее опытный понимает дорожку после первого броска, по потрескиванию масла, а новичок на такие тонкости вообще не обращает внимания.

Если продвинутый боулер умеет читать дорожку, он может успешно подобать шар из своего арсенала, обычно по 6-7 разных шаров. Но мастер, как правило, играет одним шаром. Желающих убедиться в этом просим еще раз посмотреть фильм “Большой Лебовски” (США, 1998).

В боулинге очень важна концентрация внимания. Мастер всегда сконцентрирован на игре. До выхода на площадку он может балагурить и пить пиво, если соревнования не такие уж важные. Но на дорожке он собран, сосредоточен.

А у новичка что? Заступ на заступе. Лишний дюйм - и загорелась красная лампочка. Заступ - типичная ошибка новичков и подвыпивших боулеров. А для мастера заступ - повод расстроиться, заступ - это стыдно.

АРИФМЕТИКА БОУЛИНГА В боулинге есть своя арифметика. Главная аксиома: чтобы все кегли упали, вовсе не обязательно, чтобы шар все их сбил.

Кегельный треугольник выглядит следующим образом:

7 8 9 10
4 5 6
2 3
1

Чтобы гарантированно упали все кегли, надо попасть в точку между 1 и 3-й кеглями. Тогда шар ударяется в 1-ю кеглю, которая сбивает 2, 4 и 7-ю. Отразившись от 1-й кегли, шар ударяется в 3-ю, и она сбивает б и 10-ю. Отразившись от 3-й, шар попадает в 5-ю, которая сбивает 8-ю. Отразившись от 5-й, шар попадает в 9-ю. Получается, что шар сбивает всего четыре кегли!

Но и это не предел. У мастеров есть удар, когда шар сбивает одну лишь 7-ю кеглю и спокойно вылетает в желоб, а 7-я кегля сбивает все остальные. А еще шар может попасть в край 4-й кегли, сбить 7-ю, а все остальные падают сами по себе. Существуют 1200 комбинаций попадания шара в кегли. Но новички обычно играют гарантированный страйк - это когда шар попадает в карман между 1 и 3-й кеглями. Хотя попасть в карман тоже нелегко, его длина всего 1 дюйм!

Попав в карман, закрученный шар расшвыривает носовые кегли под углом справа налево. Угол прихода очень важен для удачного удара. Подкрученный шар движется сильнее справа налево, а в результате получается более крутой угол попадания в карман: мастера видно по крутизне.

Но настоящее мастерство проявляется в решении сложных задач при втором ударе, при добивании. Например, после первого удара остались всего две кегли, но они стоят одна за другой. Это довольно сложный для добивания вариант, он даже собственное название имеет: “индиана”. Новичок добьет “индиану”, только если ему очень повезет.

Убрать “рога” легче. Так называется позиция, когда после первого удара на расстоянии друг от друга остались две или три кегли.

А вот у позиции, когда после первого удара остались четыре кегли, названия нет. У продвинутых боулеров таких ошибок не бывает, потому и названия нет. А у новичка четыре кегли на добивание - вполне заурядный вариант. Хорошо хоть шар по желобу не прошел!

РЕЗУЛЬТАТЫ
На стойке менеджера новичок знакомится с результатами лучших игроков и запоминает до поры недосягаемые ориентиры. Обычно десятка лучших размещается между 230 и 270 очками. 200 очков в боулинге - это очень хороший результат, мечта для новичка.

Мастер стремится к абсолютному максимуму, к идеальной игре: 300 очков. Всего за историю существования крупнейшего мирового турнира “Кубок мира по боулингу” было сыграно десять идеальных игр с максимально возможным количеством набранных очков - например, в 1994 году в Мексике и в 1995 году в Бразилии. В 1999-м в Лас-Вегасе было сыграно целых четыре идеальных игры. Среди сыгравших идеальную игру на соревнованиях есть и одна женщина.

АЗАРТ

Как и во всякую азартную игру, в боулинг играют, всегда соревнуясь с кем-то, и часто режутся на интерес.

В любом боулинг-клубе есть боулеры, для которых игра - вид заработка. Теоретически возможно появление неизвестных мастеров, которые поначалу прикидываются новичками, увеличивают ставки - и разделывают азартного простака. В Америке такое случается, а у нас - нет, кочевать таким боулерам пока особо и негде, все на виду.

В настоящее время боулинг - не просто спортивная игра, это очень модное и популярное занятие. В боулинг-клуб идут играть, общаться с друзьями, отдыхать от повседневных забот, знакомиться с новыми интересными людьми. Но для того чтобы достойно выглядеть в глазах окружающих, нелишним будет научиться хотя бы азам игры. Безусловно, для того чтобы стать мастером, понадобится не одна практическая тренировка, однако базовые моменты можно изучить и благодаря теоретическим советам. Итак, как научиться играть в боулинг быстро и эффективно?

Форма одежды и реквизит для игры в боулинг

Следует понимать, что боулинг - это спорт, поэтому форма одежды для похода в такого рода клуб должна быть соответственной. В ходе игры придется приседать, наклоняться, поэтому юбка у девушек не должна быть слишком короткой, а брюки у молодых людей - слишком узкими. Понадобится также специальная обувь. Как правило, в боулинг-клубе выдается такая обувь напрокат. Тем же, кто не желает пользоваться общественными тапочками, целесообразно будет приобрести собственную пару мягких прорезиненных мокасин. Главное требование - резиновая подошва для лучшего сцепления с полом и, конечно же, отсутствие каблуков.

Для успешной игры важно правильно выбрать шар. Все шары для боулинга имеют одинаковый диаметр, но при этом разный вес, различают их по номерам. По мнению мастеров, слишком легкий шар просто не долетит под требуемым углом до цели, а чересчур тяжелый проиграет в скорости. Выбор осуществляется индивидуально, но, согласно общепринятых стандартов, шары, которые имеют номера 1-10, предназначены для девушек. Парни выбирают более тяжелые модели (номер выше 10). Счетчик очков в современных клубах не нужен, как правило, сегодня таковым оснащены все боулинг-залы.

Правила и техника игры в боулинг

Суть игры проста - посредством шара нужно сбить расположенные на расстоянии 18 метров кегли. Кеглей всего десять, размещены они треугольником с каждой стороны по четыре штуки. Ширина дорожки 1,6 м. Наилучшим результатом считается страйк - ситуация, когда все десять кеглей сбиты. Игра ведется в 10 подходов, за каждый из которых игроку насчитываются баллы. В боулинге подходы называют фреймами, в каждом фрейме - 2 попытки. Сбиты все кегли - это страйк и переход к следующему флейму. Если удалось сбить часть кеглей, соответственно их количеству считаются очки. После, по итогам 10 флеймов подсчитываются очки, согласно которым и назначается победитель. Если же флейм второй раз подряд заканчивается страйком, это называется дабл. Если у игрока дабл, ему дополнительно назначается еще 10 очков. Третий страйк подряд - это трипл, он приносит еще дополнительных 10 очков.

При всей видимой простоте, боулинг требует определенных навыков. Прежде всего, нужно правильно взять шар. Он имеет три отверстия для пальцев. Держат шар большим, средним и указательными пальцами (большой палец помещают в верхнее отверстие). Остальные пальцы свободно располагаются по поверхности шара.

Мастера, которые точно знают, как играть в боулинг, единодушны в том, что бросок лишь тогда будет удачным, если его правильно подготовить. Шар бросают не с места, а в движении. Новичкам опытные игроки советуют делать по дорожке ровно 4 шага. Начинать двигаться следует от черных точек, которые нанесены на дорожке. Во время движения шар раскачивают в руке на манер маятника. В течение первых двух шагов рука с шаром движется спереди назад, следующие два шага - вперед, формируя сам бросок. Целиться следует не в центр, а между второй и третьей кеглей, тогда с большей вероятностью может получиться страйк.

Секреты мастеров по игре в боулинг

Для тех, кто просто желает время от времени проводить с друзьями в боулинг-клубе и при этом не смотреться на фоне опытных игроков «белой вороной», вполне достаточно знания вышеуказанных принципов игры и немного практики. Если же боулинг превратился в настоящее увлечение, не помешает узнать более подробно методах, посредством которых можно повысить меткость броска.

Важным моментом является даже не прицельность удара, а его сила. Усилить бросок позволяет такая практика, как тайминг. В боулинге Timing - это синхронизация движения игрока. Если проанализировать движения человека во время ходьбы, становится понятно, что когда нога идет вперед, рука откидывается назад. Происходит это автоматически, человек движется таким образом, не задумываясь над каждым отдельным поворотом ноги или руки. Во время подготовки броска игрок вынужден нарушать этот естественный ритм движения, ведь ему нужно делать шаг, одновременно выбрасывая руку вперед. Насильственность ритма сковывает мышцы и не дает возможности использовать по максимуму замах. Опытные игроки специально вырабатывают практику тайминга, чтобы движение с шаром стало естественным для тела.

Второй пункт, который обязательно следует учитывать - это высота замаха перед броском. Опытные боулеры рекомендуют не делать слишком широкий замах, оптимальной будет амплитуда, которая не превышает уровня плеча. Конечно, со временем каждый игрок сам для себя выбирает удобную позицию при замахе, но на первых порах следует прислушиваться к мнению профессионалов.

И третий, не менее важный аспект - это, собственно, выбор клуба для игры. От качества обустройства боулинг-дорожек напрямую зависит успешность игры. Правильная дорожка для боулинга - деревянная, именно дерево является оптимальным материалом для целенаправленного скольжения шара. Допускается оформление места, где расположены кегли, еще и дополнительным материалом - фиброй. Иногда она же применяется для обустройства желобов. Грамотно обустроенная дорожка имеет перед линией заступа место для подготовки броска, которое должно быть ровно 4572 мм. Хорошие боулинг-клубы имеют специальные устройства, которые определяют, был ли заступ за контрольную линию.

В целом, залогом удачной игры является идеальное сочетание всех вышеперечисленных факторов, но самое главное для игрока - это спокойствие и сосредоточенность во время игры. Если основной целью прихода в клуб является сама игра, а не веселые посиделки с друзьями, то, безусловно, придется отказаться от распития спиртных напитков. Нужно также тренировать в себе выдержку и спокойствие, особенно это касается новичков, которые способны растерять все свои нехитрые навыки на фоне очередной неудачи. Боулинг - занятие, которое будет интересно всем. И, по мнению профессионалов, интерес к этой игре только возрастает по мере накопления опыта.

Обратите внимание, что, выбирая шар, Карлсон кладет обе ладони на него таким образом, чтобы они располагались параллельно сторонам подставки. Шар поддерживается обеими руками на уровне пояса, и вся его тяжесть приходится на левую ладонь. Это делается для того, чтобы шар можно было быстро взять в правую руку.

Правильный способ взятия шара с подставки вес равномерно распределен на обе руки и пальцы не будут травмированы в результате попадания в отверстия, предназначенные для них.

Шар поднимают обеими руками до уровня талии до того как его вес придется почти целиком на правую ладонь.

Когда шар лежит на ладони левой руки, правая кисть готова для того, чтобы взять его.

Практически шар находится в положении для посыла после того, как был произведен его хват.

Из фотографий, демонстрирующих, как не следует брать шар, вытекает, что, если вы проявите неосторожность при взятии шара, ваши пальцы могут защемить или даже покалечить шары, которые скатываются на подставку. Кроме того, если вы возьмете шар двумя пальцами за отверстия, просверленные в нем, то можете вывихнуть кисть или руку.

Неправильный способ взятия шара Вы можете сильно повредить ваши пальцы если на подставку скатится еще один шар и столкнет тот, что находится рядом с ладонью.

Это также неправильный способ взятия шара Вы можете повредить пальцы или ладонь.

Общие положения

Желая стать хорошим игроком в боулинг, необходимо в первую очередь овладеть его основами, а потом уже думать о том, как набирать очки, как играть на разных дорожках, как шлифовать технику посыла шара-крюка или как правильно прицеливаться. Начинайте с самого начала и переходите от овладения одного элемента игры к другому. Сперва постарайтесь овладеть правильной работой ног. Испробуйте все три системы - трех-, четырех- и пяти-шаговый разбеги, - прежде чем остановиться на каком-то одном. Когда этот элемент станет для вас совершенно естественным, переходите к овладению вторым.

Следите за своей игрой

Во время овладения секретами боулинга вас на первых порах будут преследовать ошибки. Вполне вероятно, что вы не будете отдавать себе отчета в том, что совершаете их, поэтому попросите кого-нибудь, кто последил бы за вами со стороны, оценил бы в целом вашу технику, чтобы вы были уверены, что выполняете все технические элементы правильно. Пусть этот человек проследит, как вы производите отвод шара от груди; насколько естественны, размеренны и легки ваши шаги; правильно ли вы делаете размах; скользите ли вы так, как следует; развернуты ли при этом ваши плечи относительно кеглей; посылаете ли вы шар за линию броска; не отводите ли вы правую руку при замахе в сторону от туловища и верно ли вы выполняете завершающее движение.

Ваш собственный шар

Приобретение шара - важный этап в процессе познания игры в боулинг, так как правильно подобранный шар придаст вам уверенности и улучшит вашу технику. Если вы пользуетесь шарами спорт-центра, это означает, что один и тот же шар не будет попадать к вам часто, а постоянная их смена весьма негативно сказывается на игре. Не думайте, что вы укрепляете свои пальцы, пользуясь шаром с двумя отверстиями под пальцы. Практически все звезды экстра-класса применяют шары, имеющие три отверстия под пальцы. Это помогает как уменьшить нагрузку на пальцы и кисти, так и повысить эффективность управления шаром.

По существу, боулинг — несложный вид спорта. Надо просто катать шары по дорожке и сби-вать кегли. Простота — одна из причин, по которой боулинг популярен среди миллионов лю-дей вот уже на протяжении нескольких тысяч лет!

Шары для боулинга были найдены в гробнице египетского фараона, который умер в 5200 го-ду до нашей эры. Древние полинезийцы играли в боулинг на дорожках такой же длины, как и сегодня, — 18,228 метра.

В четвертом веке в Германии боулинг был частью религиозной церемонии. Тот, кто мог сбить кегли, обладал хорошим характером. На того, кто промахивался, возлагалась епитимья. Да-же Мартин Лютер играл в боулинг. Британские короли Эдуард II и Ричард II запретили эту иг-ру, так как считали, что люди только зря теряли время, играя в нее. Но сэр Френсис Дрейк перед тем, как идти на войну с испанской армадой сыграл одну игру в боулинг.

В Америке боулингом увлекаются еще с колониальных времен. Британцы играли в боулинг на траве, но германские поселенцы ввели боулинг с девятью кеглями, древнюю игру, которая трансформировалась в современный боулинг с десятью кеглями.

В 19 веке ведущие игроки в боулинг, желая играть в соответствии со стандартами, решили, что спорт нуждается в элементарных правилах. В 1895 году они основали Американский Конгресс Боулинга. А в 1916 году состоялся первый Женский Международный Конгресс Боулинга.

Оборудование и боулинг-центры

За последнее столетие спецификация оборудования для боулинга осталась практически без изменений:

Шар должен быть круглым, с длиной окружности диаметрального сечения 68.58 см, вес шара не должен превышать 7.258 кг;

Кегля должна быть высотой 38.1 см, шириной 12.065 м в ее широкой части и весить от 1.531 кг до 1.644 кг;

Дорожка составляет 18.228 м в длину и 1.668 мв ширину. (Размеры дорожки должны быть выверены до 0.01 см!).

Кегли расставляются в форме треугольника. Первая кегля, ближайшая к игроку, называется главной или кеглей № 1. Остальные кегли пронумерованы со 2-й по 10-ю.

Боулинг популярен потому, что это потрясающее развлечение и отдых для всех слоев населения. В него играют более чем в 100 странах мира. Каждый может играть в эту игру: высо-кий или невысокий, молодой или пожилой, богатый или бедный. Чтобы получать максимум удовольствия от этого вида спорта, советуем вступить в клуб.

Доброжелательные работники боулинг-центра подскажут Вам, какие виды клубов существуют. Клубы созданы для любого стиля жизни.

Некоторые клубы работают в рабочие дни, другие — ночью или по выходным. Существуют объединенные клубы, клубы для мужчин или наоборот исключительно для женщин. Есть да-же клубы для религиозных групп, общественных организаций и промышленных групп. Неза-висимо от того, какой образ жизни Вы ведете, для вас всегда найдется подходящий клуб!

Как подсчитывать очки?

Большинство боулинг-центров снабжено системой автоматического подсчета очков, которая высвечивает количество очков на экране. Все, что нужно сделать — это ввести несколько команд, а остальное — дело автоматики.

Если в центре нет такой системы, то Вам дадут специальный листок и карандаш, чтобы Вы могли сами записывать ваши результаты. Это тоже может быть интересным.

Фреймы

Игра состоит из десяти подходов (фреймов). Вначале каждого фрейма игрок старается сбить все 10 кеглей. Если удалось, то результатом будет «Strike» (произносится «страйк») и фрейм закрывается.

Если какое-либо количество кеглей все еще стоит после первого броска, то шар бросается во второй раз. Если оставшиеся кегли сбиты, то это «Spare» (произносится примерно как «спээ»).

Если одна кегля или более стоят после второго броска, то фрейм закрывается и игроку засчитывается лишь то количество очков, которое соответствует числу упавших кеглей.

В случае Spare или Strike cчет текущего законченного фрейма для этого игрока не проставляется. Полный счет этого фрейма определяется следующими бросками таким образом:

При Spare игрок получает 10 очков плюс количество кеглей, сбитых в первом броске следующего фрейма. Например, выбив Spare в предыдущем фрейме, игрок сбивает 6 кеглей в следующем. Следовательно, он заработал 16 очков (10 очков за Spare плюс 6 сбитых кеглей).

Strike стоит 10 очков плюс число кеглей, сбитых в следующих двух бросках. Скажем, во фрейме, следующем за Strike, игрок сбивает 5 кеглей первым ударом и 3 — вто-рым. Получается 10+5+3, то есть 18.

Triple Strike — это три «страйка» подряд. В этом случае первый в серии «страйков» бросок оценивается в 30 очков, второй — 20. Следующий (4-ый) «страйк» ничего не добавляет первому, но добавляет 10 ко второму, оценивая его также в 30 очков.

Последний фрейм отличается от всех предыдущих. За 10 очков, набранных во время двух первых попыток, дается право на дополнительный бросок. При этом любая комбинация Strike и/или Spare не дает дополнительных баллов внутри последнего фрейма, хотя оказы-вает влияние на стоимости предыдущих фреймов.

Таким образом, в игре может быть девять Triple Strike плюс три броска по десять. Всего максимум триста очков.

Как держать шар

Стандартный шар с тремя отверстиями берется большим, средним и безымянным пальцами. Большой палец погружается полностью, а средний и безымянный только до второго сустава. Мизинец и указательный палец свободно лежат на поверхности шара, а ладонь лишь слегка соприкасается с нею.

Это «традиционный захват» шара. Если отверстия шара подходят к пальцам игрока, то это позволяет размахнуться, не сжимая шара. Не бойтесь, что ваши пальцы могут застрять в отверстиях. Чтобы играть хорошо, очень важно иметь шар, подходящий по размеру к вашим пальцам. Не обязательно покупать новый шар, так как даже подержанный шар может быть подогнан под нового хозяина. Но новый шар фабричной марки, вымеренный и про-сверленный профессионалами, несомненно, улучшит вашу игру.

При изготовлении подходящего по размеру шара, учитывается расстояние между большим и остальными пальцами. Когда определен правильный угол и место для отверстий, за работу берутся профессионалы.

Шар считается самой важной и личной частью экипировки игрока.

Позиция

На зоне подхода можно заметить два ряда точек. Первый ряд находится в 15-ти футах от линии фола (линия заступа), а второй — в 12-ти футах. Эти точки помогут Вам определить Вашу исходную позицию. Детям нужно стоять ближе к линии фола, чем взрослым, потому что их шаги меньше. В любом случае, игроку желательно стоять ближе к линии фола. После приоб-ретения некоторых навыков можно отойти подальше.

Каким бы ни было расстояние для разбега, не заступайте за линию фола. Ваша нога должна остановится минимум в футе от линии. Хорошей считается позиция с поставленными вместе ногами и с немного наклоненным вперед телом (cм. иллюстрацию). Это придаст Вам чувство свободной готовности, а не напряженности.

Шар нужно держать правой рукой (если игрок левша, то левой) снизу на уровне между талией и грудью, а другой рукой лишь слегка поддерживать его.

Плечи развернуть под правым углом к цели;
- Свободная рука поддерживает шар;
- Запястье не должно отклоняться назад;
- Локоть руки с шаром прижат к бедру;
- Колени слегка согнуты;
- Ноги поставлены вместе и направлены в сторону мишени.

Раскачивание, шаги и синхронность

Раскачивание

Если Вы возьмете какой-нибудь тяжелый предмет, например, шар для боулинга и проделаете бросательное движение, Вы почувствуете движущую силу этого движения.

Это «принцип маятника». На этом основан хороший, последовательный бросок. Если игроки не чувствуют свободного источника энергии, вряд ли они вообще смогут бросить шар.

Что касается веса, лучше использовать шар, которым можно свободно размахивать взад и вперед. Если запястье сгибается под тяжестью шара, или игрок роняет его, это значит, что шар слишком тяжел.

Шагайте так, как вы ходите каждый день — с пятки на носок. Только последний шаг, который требует скольжения, отличается от остальных. При последнем шаге нога скользит вперед под тяжестью шара. Затем, вес переносится назад к пятке и служит как тормоз.

Первый шаг должен быть самым коротким. Последний — самым длинным, так как включает скольжение.

Представьте, как работает маятник — 1-2-3-4, и это поможет вам не сбиваться с темпа. Начи-нать шагать нужно с правой ноги. Если Вы левша, то, соответственно, с левой.

Соединение раскачивания шара и шага вместе

Взятые по отдельности раскачивание и шаг не являются трудными физическими действиями. Но именно то, как они действуют вместе определяет, будет ли разбег свободным или напря-женным. Вам потребуется устойчивая позиция, чтобы бросить шар; также используйте дви-жущую силу Ваших шагов. При броске шара передайте ему скорость, которую Вы набрали. Таким образом, хорошо рассчитанный бросок произойдет как раз в тот момент, когда сколь-зящая нога остановится.

Как добиться броска, показывающего хорошую комбинацию устойчивости и движущей силы? Для этого нужно размахнуться как можно сильнее на последнем шаге. С этого момента рука с шаром и скользящая нога одновременно движутся вперед. Если это произошло, то бросок был хорошо рассчитан по времени.

При первых трех шагах шар достигает своей высшей точки при размахе назад. Затем следу-ет размах вперед, скольжение и бросок. Смысл состоит в том, чтобы шар получил хороший импульс для своего движения по дорожке. На профессиональном языке это называется «толчок». На втором шаге шар отводится со стартовой позиции на расстояние 12-18 дюймов от тела. На третьем и четвертом шагах — приготовление к броску.

Старт является главным пунктом во временной последовательности. Толчок должен быть простым и легким в исполнении. Даже хорошие игроки не всегда могут рассчитать время. Сделайте первый шаг и толчок одновременно.

Бросок и финальное движение

Размах и походка каждого игрока являются уникальными, так же как и его рост, вес или воз-раст. Но при броске все хорошие игроки выглядят более или менее одинаково.

Перед броском шар минует щиколотку скользящей ноги примерно в двух дюймах от нее. Эта позиция идеальна для броска шара в желаемом направлении. Хорошая временная последовательность и правильный бросок приводят к результату идеальной комбинации движущей силы, положения тела и равновесия.

Чтобы шар проходил на уровне щиколотки, нужно немного согнуть колено при последнем шаге. То, что сначала может показаться неловкой позой, потом станет вполне обычным. При этом тело тоже наклоняется вперед под углом 15-20 градусов. Для равновесия середина груди должна находиться прямо над коленом скользящей ноги.

При разбеге голова остается неподвижной, взгляд сфокусирован на цели. Свободная рука отведена немного в сторону и служит для равновесия.

Завершение броска

Целенаправленный завершающий бросок — логическое продолжение любого движения. Боулинг — не исключение.

Хорошего игрока легко можно отличить по его манере бросать шар и завершать бросок. После завершения броска рука игрока из точки пуска шара поднимается вверх до уровня плеча или выше. Направление руки должно быть строго вперед, а не влево или вправо. Это движение улучшает функцию размаха и помогает лучше сохранять равновесие.

Мишень и стратегия

Прицеливание

Если вы собираетесь бросить шар во что-нибудь, то обычно высмотрите на мишень. В бейсболе игрок, подающий мяч, смотрит на перчатки ловящего мяч игрока. Мишенью баскетболиста является корзина. Но профессионалы боулинга никогда не смотрят на кегли!

Допустим, что цель — сбить определенные кегли. Но лучше прицеливаться, глядя на опреде-ленную точку на дорожке, чем на кегли в 60 футах от Вас.

Стрелки или указатели направления находятся в 4,57 м от линии фола. Они-то как раз и служат в качестве указателя цели. Таких стрелок семь. Средняя находится как раз по центру дорожки, на одной линии с главной кеглей. Остальные стрелки также выровнены по соответствующим кеглям.

Выбор мишени — это выбор стартовой позиции и фокусной точки. Путь, по которому покатится шар, определяет место стартовой позиции и точку прицела. Пользуясь стрелками как гидами, Ваш прицел будет более точным.

Угол игры

Шар должен катиться под углом справа налево, если целью является «карман» между кеглями № 1 — 3. Левша бросает шар под углом слева направо, целясь в «карман» между кеглями № 1 — 2. Угол очень важен при Strike, потому что тогда шар катится строго по заданному пути, не отклоняясь от главной кегли.

Если вдруг шар отклонился от главной кегли, то шансы сыграть Strike не велики. Подкручен-ный шар движется сильнее справа налево (для игрока-правши). В результате угол будет круче, и шансы попасть в «карман» 1 — 3 увеличатся.

В боулинге существует поговорка: «Выбей Spare и Strike получится сам собой». Это хороший совет, особенно для новичков в игре. Существует 1023 комбинации ударов Spare. Но не тре-вожьтесь. С большинством из них вы никогда не столкнетесь. В то время как есть дюжина «нормальных» комбинаций, которые достигаются при использовании минимального количе-ства углов и прицелов.

Первое правило Spare требует простых геометрических знаний. Это принцип пересечения до-рожки. Когда кегли находятся на левой стороне дорожки, то лучшая исходная позиция будет справа — и наоборот. Потренируйтесь выбить Spare, используя принцип пересечения дорожки. В качестве мишени возьмите кегли № 7, 8, 9, 10. Итак, существует 5 направлений для удачного Spare, и любую его комбинацию вы можете сделать, выбрав одно из этих направлений.

Например, чтобы сбить оставшиеся кегли № 1-2-4, нужно взять 8‑ю кеглю в качестве мишени, потому что она стоит как раз за 2‑й, при наличии всех кеглей на своих местах. Чтобы сбить 3‑ю и 6‑ю, целиться следует в 9‑ю. Пятая кегля в качестве мишени обычно приводит к Strike.

Для того, чтобы сбить любую кеглю в последнем ряду, нужно следовать третьей или четвертой (средней) стрелке или между ними. Исходная позиция различна для каждого броска. Не нужно высчитывать никакие формулы, чтобы сыграть Spare. Скорее всего это способность мысленно представить крестообразный путь шара и выполнить бросок так, как вы его себе видите. Конечно же, практика и опыт улучшат ваши результаты.

«Промах» представляет гораздо больший вызов. Чтобы сбить оставшиеся кегли при «Прома-хе», нужно быть либо очень точным, либо удачливым!

Крученый шар

Как бросить крученый шар

Направление шара зависит, прежде всего, от того, как и когда шар был брошен. Но обычно при броске шару свойственны некоторое кручение и «боковое вращение». Лучшие игроки в боулинг намеренно подкручивает шар сбоку. У новичков это получается случайно.

В любом случае подкручивание влияет на движение шара. Если шар крутится по часовой стрелке, то его направление будет справа налево. Левша подкручивает шар по часовой стрелке, чтобы он двигался слева направо.

Раньше шары изготавливались из каучука или пластика. Но сегодня очень популярны шары из полиуретана. Такие шары лучше крутятся и реже отклоняются от цели.

Особенности броска шара с подкручиванием

Закручивание шара происходит тогда, когда он сперва соскальзывает с большого пальца, а уже потом с двух других. Как только шар высвобождается из руки, он начинает крутиться. Направление кручения шара определяется тем, куда указывал большой палец в момент со-скакивания шара с руки. Этот момент длится какую-то долю секунды.

То, что большой палец высвобождается первым — естественно, потому что он короче остальных пальцев. Тем не менее, важно иметь подходящий по размеру шар.

Чтобы подкрутить шар, поместите большой палец на 10 или 11 часов, для левши на 1 час или 2 соответственно (мысленно представьте себе циферблат часов). Положение большого пальца на 12-и часах создаст прямое направление шара. Бросая подкрученный шар, не сги-байте кисть руки, она должна оставаться твердой. Отпуская шар, вы должны почувствовать давление или рывок. Научиться бросать подкрученный шар также легко, как и бросать прямой.

Многие игроки стараются увеличить кручение шара, применяя больше силы. Однако этого не следует делать в ущерб хорошей технике.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данные правила, изложенные в Главах I-II, соответствуют правилам Международной Ассоциации Боулинга по системе десяти кеглей (WTBA) и используются на всех международных соревнованиях, проводимых под эгидой или с санкции (разрешения) WTBA, или в которых участвует игроки - члены национальных федераций боулинга, входящие в WTBA.

«Все официальные соревнования по системе десяти кеглей проводятся на дорожках и с использованием оборудования, размеры и весовые параметры которого соответствуют положениям WTBA, а также правилам, директивам WTBA, относящимся к данному вопросу».

Все дорожки, которые предполагается использовать в турнирах одобренных (санкционированных) ФСБР, должны быть сертифицированы специалистами ФСБР на предмет соответствия стандартам ABC/WIBC.

Правила для игроков (выдержка из Правил Европейской Федерации Боулинга ETBF): поведение на дорожке, медленная игра

Глава I Общие правила игры

Глава II Спецификация оборудования

1. Спецификация дорожек для боулинга

Правила для игроков (выдержка из Правил Европейской Федерации Боулинга ETBF): поведение на дорожке, медленная игра

4.22.1 Игрок, готовящийся выйти в зону разбега и совершить бросок, имеет следующие права и обязанности:

a) Он имеет преимущество только перед игроком, который готовится выйти в зону разбега и совершить бросок на дорожке слева от него.

b) Игроку следует пропустить игрока, готовящегося выйти в зону разбега и совершить бросок, на дорожке справа от него.

c) Игрок должен быть готовым выполнить бросок, когда приходит его очередь и без промедления выполнить его, как только освобождаются дорожки слева и справа от него.

4.22.2 Если игрок не выполняет процедуру, описанную в пункте 4.22.1, это рассматривается как умышленное замедление игры. Такой игрок должен быть предупрежден официальным представителем турнира в соответствии со следующим регламентом:

a) Игроку показывается белая карточка за первое нарушение (штраф не налагается)

b) Игроку показывается желтая карточка за повторное нарушение (штраф не налагается)

c) Игроку показывается красная карточка за каждое последующее нарушение в любом последующим раунде игры (квалификационных раундах, в стыковых матчах или финалах). При этом налагается следующий штраф: результат фрейма = 0.

4.22.3 За применением вышеупомянутого наказания, обязана следить судейская коллегия турнира. Особенно следует обращать внимание на ситуации, когда игрок отстает от остальных игроков:

а) более чем на четыре фрейма в индивидуальных соревнованиях или в соревнованиях пар;

b) более чем на два фрейма в соревнованиях троек или пятерок.

В формате Бейкер применяются правила для индивидуальных соревнований.

Глава I Общие правила игры

Правило 1. Игра - Определение

Игра в боулинг по системе десяти кеглей состоит из десяти фреймов. Игрок бросает два шара в каждом из первых девяти фреймов, если только при первом посыле не произошел страйк. В десятом фрейме игрок бросает три шара, если засчитан страйк или спэа. Каждый фрейм должен завершаться игроком в обычном порядке.

ПРИМЕЧАНИЕ : при проведении командных соревнований по системе Беккер (Bakker) каждый игрок в команде выполняет все последовательные броски шара в одной игре, пока не будут завершены все десять фреймов.

Правильной посылкой шара считается бросок, при котором шар покидает место, где находится игрок, и пересекает линию фола на игровой дорожке. Производится отсчет очков при каждом броске, если только не заявляется «ошибочная посылка шара». Бросок шара должны производиться только вручную. Нельзя использовать какие-либо устройства, прикрепляемые или прикладываемые к шару, которые могут выполнять вспомогательную функцию при броске или являются подвижной частью при броске.

Правило 2. Игра - подсчет очков

За исключением случаев, когда при первом броске произошел страйк, количество кеглей сбитых игроком при первом броске шара отмечается в небольшом квадратике в верхнем левом углу соответствующего кадра на мониторе, а количестве кеглей сбитых игроком при втором броске шара отмечается в квадратике в верхнем правом углу кадра. Если ни одна из кеглей стоящих во фрейме не сбита при втором броске шара, в поле подсчета очков ставится прочерк (-). Суммарный счет за две попытки подсчитывается и высвечивается на мониторе сразу же.

Пример карточки подсчета очков

Правило 3. «Страйк»

Если при первом броске шара во фрейме сбивается весь комплект установленных кеглей, то засчитывается страйк. Страйк отмечается знаком (Х) в небольшом квадратике в верхнем левом углу соответствующего фрейма. Один страйк оценивается в 10 очков плюс число кеглей, сбитых игроком за последующие два броска шара.

Правило 4. «Дабл»

Два последовательных страйка называются даблом. В этом случае за первый страйк начисляется 20 очков плюс число кеглей, сбитых игроком при первом броске шара сразу после второго страйка.

Правило 5. «Трипл»

Три последовательных страйка называются триплом. В этом случае за первый страйк начисляется 30 очков. Для того, чтобы получить максимальное число очков равное 300, игроку нужно выбить последовательно 12 страйков.

Правило 6. «Спэа»

Спэа засчитывается, если кегли оставшиеся стоять после первого броска шара сбиваются при втором броске шара в данном фрейме. Спэа обозначается знаком (/) в верхнем правом углу соответствующего кадра. В этом случае за спэа начисляется 10 очков плюс число кеглей, сбитых игроком при последующем броске шара.

Правило 7. Открытый фрейм

Если игроку не удается сбить все 10 кеглей за два броска шара в одном фрейме, это называется открытым фреймом, если только кегли продолжающие стоять после первого броска шара не образуют «сплит».

Правило 8. «Сплит»

Сплитом называется такое положение нескольких кеглей оставшихся стоять после первого броска шара, при котором первая (головная) кегля упала и:

По крайней мере, одна кегля упала между двумя или несколькими стоящими кеглями, например, между 7-ой и 9-ой или 3-ей и 10-ой.

По крайней мере, одна кегля упала сразу перед двумя или более стоящими кеглями, например, 5-6.

ПРИМЕЧАНИЕ : сплит, обычно, обозначается на мониторе как (O).

Правило 9. Стиль игры

Игра осуществляется на двух дорожках (одна пара), примыкающих друг к другу. Члены соревнующихся команд, тройки, пары или независимые игроки должны один за другим в обычном порядке соревноваться в одном фрейме на одной дорожке, а для последующего фрейма переходить на другую дорожку, пока на каждой из двух дорожек пары не будут сыграны по пять фреймов.

ПРИМЕЧАНИЕ : при командных играх по системе «Бэккер» (Bakker) члены соревнующихся команд, трио и пар играют в боулинг последовательно и в соответствующем порядке и последовательные фреймы в одном и том же гейме. Команды должны меняться дорожками в пределах пары после десяти фреймов.

Правило 10. Правильное сбивание кеглей

Бросок шара считается совершенным, когда игрок послал шар и данный шар пересек линию фола. Подсчитывается каждый бросок шара, если только шар не объявляется ошибочным. Бросок шара должен быть выполнен только рукой. Запрещается использование каких-либо приспособлений в составе самого шара или прикрепленных к нему, которые отсоединяются после броска, или которые перемещаются во время броска.

ПРИМЕЧАНИЕ : игрок может использовать специальное оборудование, помогающее при захвате и броске шара, если оно заменяет ампутированную или искалеченную руку полностью или ее основную часть.

Считается, что игрок сбил кегли правильно, если выполняются следующие условия:

Кегли упали или слетели с площадки под действием шара или какой-либо кегли.

Кегли упали или слетели с площадки под действием кегли, отскочившей от боковой перегородки или заднего борта.

Кегли упали или слетели с площадки под действием кегли, отскочившей от убирающей доски, когда она находилась на площадке перед уборкой сбитых кеглей.

Кегли, которые наклонились и оперлись на стенку отбойника или боковую перегородку.

Все такие кегли считаются сбитыми и должны быть удалены с площадки до следующего броска шара.

Правило 11. Неправильное (неправомочное) сбивание кеглей

Если происходит одно из событий указанных ниже, бросок шара засчитывается, а последующее за ним сбивание кеглей нет:

Шар выходит за пределы дорожки до достижения кеглей.

Шар отскакивает от заднего борта.

Кегля отскакивает после контакта с телом, руками или ногами сотрудника, ответственного за установку кеглей.

Происходит контакт кегли с механическим устройством установки кеглей.

Какая-либо кегля падает при удалении сбитых кеглей.

Какая-либо кегля падает при контакте с сотрудником, ответственным за установку кеглей.

Игрок нарушает правила.

Бросок шара осуществляется, когда с дорожки или из желоба еще не убраны сбитые кегли и шар касается этих сбитых кеглей перед тем как сойти с поверхности дорожки.

Если происходит неправильное сбивание кеглей и игрок получает право на дополнительные броски шара в данном фрейме, неправильно сбитая кегля или кегли должны быть установлены на то место, на котором они первоначально стояли.

Правило 12. Кегли - неправильная установка

Если при первом или втором броске шара сразу после броска обнаруживается, что одна или несколько кеглей установлены неправильно, но все необходимые кегли имеются в наличии, данный бросок шара и соответствующий результат засчитываются. Ответственность за определением правильности установки кеглей лежит на самом игроке. Перед выполнением броска игрок, заметивший неправильную установку кеглей, должен сам настоять на их правильной установке, в противном случае первоначальная установка кеглей будет считаться правильной.

Запрещается менять положение какой-либо кегли, оставшейся стоять после броска шара. Это значит, что если кегли сдвигаются механическим устройством установки кеглей, то они должны остаться на своем новом месте и их ручная перестановка запрещается.

Правило 13. Кегли - отскок

Если произошел отскок кеглей, и они остались стоять на дорожке, то эти кегли считаются не сбитыми.

Правило 14. Кегли - какие из них считаются сбитыми

Только те кегли могут быть засчитаны сбитыми, которые были фактически сбиты или полностью смещены с игровой поверхности дорожки в результате правильного броска шара.

Правило 15. Кегли - замена

В случае поломки или иного повреждения кегли в процессе игры, эта кегля должна быть заменена на другую, состояние и вес которой как можно ближе соответствует другим кеглям из используемого комплекта. Необходимость замены кеглей определяется должностными лицами данного турнира.

Правило 16. Ошибочный шар

Шар объявляется ошибочным в любом из следующих случаев:

Сразу после броска шара (и до следующего броска шара на той же дорожке) выясняется, что одна или несколько кеглей из комплекта отсутствует.

Сотрудник, отвечающий за установку кеглей, касается любой стоящей кегли до того, как шар докатывается до кеглей.

Сотрудник, отвечающий за установку кеглей, снимает или дотрагивается до любой упавшей кегли, до того как она остановится.

Игрок осуществляет бросок шара не по своей дорожке или не в свою очередь. Или один игрок из каждой команды на паре дорожек осуществляет посылку шара не по своей дорожке.

Наличие физической помехи со стороны другого игрока, зрителя или движущегося объекта или сотрудника, отвечающего за установку кеглей, во время выполнения броска шара и до его завершения. В этом случае пострадавший игрок может, либо согласиться с результатом данного броска, либо заявить, что шар является ошибочным.

Какая-либо кегля смещается или падает во время посылки шара, но до того, как шар достиг кеглей.

Посланный шар наталкивается на посторонний предмет.

При объявлении шара ошибочным, посылка не засчитывается. Все кегли, которые стояли при объявлении шара ошибочным, должны быть переставлены, а игрок получает возможность выполнить бросок шара заново.

Правило 17. Бросок шара по неправильной дорожке (для официальных соревнований)

ПРИМЕЧАНИЕ : в соответствии с правилами ETBF и ФСБР все официальные соревнования проводятся в спортивном режиме (лиговая система), на одной паре дорожек выступают двое, трое или четверо участников (количество участников, выступающих на одной паре дорожек, не может изменяться в течение одних соревнований);

Каждая игра проводится участниками на паре дорожек.

После одной, двух игр (не более) все участники по команде судьи переходят на другие пары дорожек.

При объявлении шара ошибочным игрок или игроки должны выполнить бросок по правильной дорожке в следующих случаях:

Один игрок бросает шар по неправильной дорожке.

Один игрок от каждой команды на паре дорожек бросает шар по неправильной дорожке. Если несколько игроков из одной и той же команды по очереди бросают шар по неправильной дорожке, то данный фрейм будет доигран без изменений. Все последующие фреймы должны начинаться на правильной дорожке.

Правило 18. Определение фола (нарушения)

Фол (нарушение) фиксируется, если игрок какой-либо частью своего тела перейдет или заступит за линию фола, а также дотронется до любой части дорожки, оборудования или конструкции (строения) во время или после броска шара.

Шар считается находящимся в игре, пока тот же или другой игрок не займет место для выполнения следующего броска шара.

Правило 19. Умышленное нарушение (фол)

Если игрок в своих интересах нарушает правила умышленно, результат данного броска шара этим игроком аннулируется, а дальнейшие броски в данном фрейме для этого игрока не разрешаются.

Правило 20. Засчитывание нарушения правил при броске

При фиксировании нарушения (фола) бросок шара засчитывается, но кегли, сбитые при данном броске, не учитываются. Если игрок, совершивший фол, имеет право на дополнительные броски шара в данном фрейме, то кегли, сбитые шаром при регистрации фола, должны быть установлены заново.

Правило 21. Очевидный фол

Фол фиксируется, даже если он не определяется автоматическим устройством регистрации фола или судьей, но совершение этого фола очевидно для следующих лиц:

Для обоих капитанов (представителей) или одного или нескольких игроков из соревнующихся команд.

Для официальных лиц следящих за игрой и счетом.

Для официального лица, ответственного за проведение турнира.

Правило 22. Фол - протест

После объявления фола протесты не принимаются за исключением следующих случаев:

Доказано, что в работе автоматического устройства регистрации фола имеются сбои.

Имеются весомые доказательства того, что игрок не совершал фола.

ПРИМЕЧАНИЕ : в качестве доказательства может быть использована кино и видео съёмка, но только в том случае, когда о протесте заявляется главному судье соревнований до выполнения данным игроком следующего броска в данной игре и возможен немедленный просмотр спорного эпизода.

Кино и видео материалы, предъявленные после окончания игр, к рассмотрению не принимаются и не могут служить основанием подачи протеста и/или апелляции. В, приведённой выше, ситуации о протесте должно быть незамедлительно заявлено главному судье соревнований, протесты принимаются только от игроков и/или их официальных представителей.

Правило 23. Условный шар

В случае подачи протеста, предметом которого является фол, правильное падение кегель или ошибочный шар, и который не может быть немедленно разрешен официальными лицами, ответственными за проведение турнира, игрок должен бросить условный шар или переиграть фрейм.

В случае возникновения спорной ситуации при первом броске игрока в любом фрейме, или при втором броске игрока в десятом фрейме после страйка при первом броске в десятом фрейме:

Если спорная ситуация разрешилась независимо от того совершал игрок фол или нет, данный игрок должен завершить фрейм, а затем бросить условный шар в такую расстановку кеглей, которая стояла бы, если бы спорные кегли (кегля) не упали.

Если предметом спора является сомнительное неправильное падение кеглей, игрок должен завершить фрейм, а затем бросить условный шар в такую расстановку кеглей, которая стояла бы, если бы спорные кегли (кегля) не упали.

Если спорная ситуация разрешилась независимо от того должен был быть объявлен ошибочный шар или нет, игрок должен завершить фрейм, а затем сыграть спорный фрейм полностью.

Если спор возникает в дополнительной попытке или в третьем броске десятого фрейма, то спорный шар не назначается, если только спорная ситуация не разрешилась независимо от того должен был быть объявлен ошибочный шар или нет. В этом случае условный шар должен бросаться в ту же расстановку кеглей, которая стояла при броске шара, ставшего предметом спора.

Правило 24. Шар - изменение поверхности

Изменение поверхности шара во время проведения официальных соревнований запрещается.

ПРИМЕЧАНИЕ : если окажется, что игрок заранее знал, что его действия явятся нарушением данного правила, результат игры, во время которой было нарушено данное правило, подлежит аннулированию. Кроме того, игрок отстраняется от дальнейшего участия в данных соревнованиях. Под соревнованием понимается остаток текущей игры и все последующие игры турнира.

Правило 25. Посторонние предметы в зоне подхода

Нанесение любого постороннего вещества на любую часть игровой зоны, которое негативным образом влияет на нормальные условия игры других игроков, запрещается. Данное правило распространяется, но не ограничивается, такими веществами как тальк, пемза и смола на ботинках, мягких подошвах или каблуках, оставляющих следы в зоне подхода. Запрещается пронос в игровую зону порошка талька.

ПРИМЕЧАНИЕ : зона для игроков (игровая зона) должна быть определена организаторами соревнований и утверждена главным судьёй с использованием методов идентификации, понятных зрителям. Доступ в зону для нахождения игроков (в непосредственной близости от каждой пары дорожек, на которых соревнуются их игроки) разрешен только для одного человека (аккредитованного тренера или руководителя команды), если это не определено особо.

Правило 26. Ошибки при ведении счета

Ошибки при ведении счета или вычислении результата должны быть исправлены ответственным лицом турнира сразу после обнаружения факта такой ошибки. Спорные ситуации должны разрешать специально уполномоченным лицом.

Протесты на ошибки в ведении счета должны быть поданы не позднее одного часа после окончания игры или блока игр каждого дня турнира, но до вручения призов или начала следующего раунда (при игре с выбыванием), в зависимости от того, какое событие произойдет раньше.

Каждый случай подачи протеста в рамках данного правила является специфическим, поэтому при рассмотрении каждого конкретного протеста не следует руководствоваться опытом рассмотрения похожих спорных ситуаций.

ПРИМЕЧАНИЯ : после регистрации счета, он не может быть изменен, если только при ведении счета и подсчете очков не была допущена очевидная ошибка. Очевидные ошибки должны быть исправлены официальным лицом турнира сразу после их обнаружения. Решения по спорным ситуациям принимается руководством турнира. В соответствии с правилами руководство турнира может установить определенный срок на исправление ошибок. Гейм или фрейм (фреймы) в рамках игры, безвозвратно потерянный в ходе подсчета очков, может быть переигран с одобрения руководства турнира, если только такая процедура не запрещена правилами проведения турнира.

Правило 27. Прерванный фрейм, игра

Если вследствие неисправности оборудования дорожек, на которых идет игра, нормальный ход серии может затянуться, руководство турнира может перенести окончание гейма или серии на другую пару дорожек.

Правило 28. Затяжка игры

1. Игроки, готовящиеся выйти на исходную позицию и выполнить бросок шара, должны иметь следующие права и обязанности:

Они могут потребовать освободить ближайшую левую дорожку при выходе на исходную позицию или подготовке к броску шара.

Эти же правила относятся к игроку, готовящемуся выйти на исходную позицию и выполнить бросок шара по ближайшей правой дорожке.

Игроки должны быть готовы к игре, когда подходит их очередь. Они должны выходить на исходную позицию и выполнять бросок без задержки, при условии, что ближайшие к ним дорожки справа и слева свободны.

2. Если игрок не соблюдает правил, оговоренных в параграфе 1, это может быть расценено как затяжка игры. Игрок, не соблюдающий данных правил, должен быть предупрежден уполномоченным официальным лицом турнира следующим образом:

Устное предупреждение за первое нарушение (без штрафа)

За второе и каждое последующее нарушение в любой игре данного блока игр участнику объявляется предупреждение и на него налагается штраф. Штрафом является аннулирование количества сбитых кеглей в данном (на момент вынесения предупреждения) фрейме.

В целях интерпретации применения данного правила, Судья должен специально контролировать любого игрока или команду (в соревнованиях по Беккеру), которые отстают на более чем 4 фрейма от следующих игроков в соревнованиях в индивидуальном разряде или парах; или более чем на 2 фрейма в соревнованиях троек или команд.

При появлении каких-либо вопросов, касающихся применения данного правила, или их отсутствия, в официальных соревнованиях окончательное решение принимает главный судья.

Глава II Спецификация оборудования

Все официальные соревнования по системе десяти кеглей, одобренные ФСБР, должны проводиться с использованием оборудования и инвентаря, сертифицированного уполномоченным представителем ФСБР, и соответствующего Спецификациям WTBA. Подробную информацию о Спецификациях Оборудования и Одобренных Изделиях можно получить у Технического делегата Европейской Федерации Боулинга.

В спецификациях, приведенных ниже, метрические размеры указаны в скобках и даны только для информации. В случае возникновения спорных ситуаций, предпочтение отдается размерам, приведенным в Британской системе единиц.

Применяются следующие переводные коэффициенты:

1 дюйм = 25.4 мм

1 фут = 12 дюймов = 304.8 мм

1 фунт = 0.453 кг

1 унция = 28.349 грамм

1. Спецификации дорожек для боулинга

1.1 Состав

Стандартная дорожка для боулинга, включая плоские желоба, отбойники и участок подхода должны быть выполнены из дерева или другого одобренного материала. Однако, кромка площадки для кеглей, задняя планка, отбойники, желоба и молдинги желобов могут быть усилены фиброй или другими синтетическими материалами. Участок подхода должен быть сделан из другого материала в соответствии с приведенными ниже инструкциями.

1.2 Участок подхода

Начиная от линии заступа (но не включая ее) должен быть обеспечен свободный участок подхода длиной не менее 15 футов (4572 мм) и шириной не менее ширины дорожки. На участке подхода не допустимы выбоины, размер которых превышает? дюйма (6.4 мм).

1.3 Линия заступа

Ширина линии заступа (ошибки) должна быть не менее 3/8 дюймов (9.5 мм) и не более 1 дюйма (25.4 мм). Она должна быть четко размечена или вставлена между дорожкой и участком подхода. Эта линия должна быть по ширине не меньше, чем дорожка; при этом может потребоваться, чтобы эта линия проходила от дорожки до любых стен или стоек, находящихся в пределах досягаемости игрока.

1.4 Устройство определения заступа (фола)

В каждом сертифицированном боулинг-центре должно быть работающее устройство определения заступа (фола) или стойка для судьи, удобно расположенная непосредственно на дорожке, на линии заступа или немного за ней, чтобы судья мог свободно наблюдать за всеми линиями заступа.

1.5 Длина дорожки

Общая длина стандартной дорожки, включая площадку для кеглей, составляет 62 фута 10 3/16 дюйма (19156 мм). Это эталонное значение измеряется от начала дорожки сразу за линией заступа до заднего конца площадки для кеглей (не включая заднюю планку).

Расстояние от начала дорожки сразу за линией заступа до центра позиции для кегли #1 составляет 60 футов ± 1/2 дюйма (18288 ± 13 мм).

Расстояние от центра позиции для кегли #1 до заднего края площадки для кеглей (не включая заднюю планку) составляет 34 3/6 дюймов ± 1/16 дюйма (868.5 ± 1.5 мм).

1.6 Ширина дорожки

Ширина дорожки должна составлять 41 1/2 дюйма ± 1/2 дюйма (1054 ± 12.7 мм).

1.7 Поверхность дорожки

На поверхности дорожки не должно быть каких-либо непрерывных канавок или выступов. Впадины или выпуклости размером более 0.040 дюймов (1 мм) на поверхности дорожки на длине 42 дюйма (1067 мм) не допускаются. Наклон дорожки в поперечном направлении свыше 0.040 дюймов (1 мм) на всей ширине дорожки не допускается.

Вся поверхность дорожки должна иметь одинаковое покрытие. Коэффициент трения всей поверхности дорожки, измеренный утвержденным прибором, не должен превышать 0.29.

1.8 Площадка для кеглей

Площадка для кеглей должна быть полностью выполнена из древесины твердых пород. Применение синтетических материалов полностью или в сочетании с другими материалами возможно, при условии, что эти материалы прошли соответствующие испытания и были одобрены к применению.

Концевые доски должны быть скруглены радиусом не более 5/32 дюйма (4 мм). Концевая доска должна быть выполнена из древесины твердых пород или синтетических материалов, при условии, что эти материалы прошли соответствующие испытания и были одобрены к применению.

К боковой стороне площадки для кеглей, ближайшей к желобам, может быть прикреплена синтетическая полоска кромки толщиной не более 1/2 дюйма (12.7 мм). Ее длина должна быть не меньше расстояния от точки напротив позиции кегли #1 до шахты. В момент установки на новую концевую доску ее глубина должна быть не менее 1.5 дюйма (38 мм), а при установке на существующую концевую доску - не менее 1 дюйма (25 мм). Она должна устанавливаться вертикально так, чтобы синтетический материал выходил на поверхность площадки для кеглей не более чем на 1/2 дюйма (12.7 мм).

1.9 Задняя планка

К задней части дорожки может быть прикреплена задняя планка толщиной не более 2 дюймов (50.8 мм). Размер плоской игровой поверхности, включая заднюю планку, измеряемый от центров позиций для кеглей #7, 8, 9 не должен превышать 5 дюймов (127 мм).

1.10 Желоба

Желоба должны быть расположены с каждой стороны дорожки и должны начинаться от линии заступа (фола) и проходить параллельно дорожке до шахты.

Ширина дорожки вместе с полукруглыми желобами должна составлять 60 1/8 дюймов 1/8 дюйма (1527 ± 3 мм). Их форма должна быть вогнутой. Глубина желоба по центру при выпуске из производства должна составлять 1 7/8 дюймов (47.6 мм).

Плоские желоба должны быть выполнены из древесины или других материалов, которые прошли соответствующие испытания и были одобрены к применению. Ширина плоских желобов, включая молдинги должна быть равна 91/4 дюймов ± 1/4 дюйма (235 ± 6.4 мм). От точки напротив позиции кегли #1 или перед ней на расстоянии не более 15 дюймов (381 мм) желоб должен иметь нижнюю поверхность квадратного сечения и должен располагаться ниже поверхности дорожки не менее чем на 1 7/8 дюйма (47.6 мм). Глубина в точке напротив позиций для последнего ряда кеглей должна составлять 3 1/2 дюймов ± 1/8 дюйма (89.0 ± 3.1 мм).

Полоска молдинга, проходящая по всей длине плоского желоба, должна быть надежно прикреплена к днищу плоского желоба. Молдинг может быть полностью выполнен из древесины твердых пород или из синтетических материалов, при условии, что эти материалы прошли соответствующие испытания и были одобрены к применению. Высота по ведущей кромке не должна превышать 7/8 дюйма (33.2 мм) с постепенным увеличением до 1 1/2 дюйма (38.1 мм) в точке напротив позиций для кеглей #7 и 10 (высота измеряется от верхней поверхности плоского желоба до верхней части молдинга). Ширина молдингов должна быть не больше 3/4 дюйма (19 мм). Верхняя выступающая кромка должна быть

скруглена до радиуса 5/8 дюйма ± 1/8 дюйма (15.9 ± 3.1 мм).

1.11 Позиции для кеглей

Все позиции для кеглей, на которые они выставляются, должны иметь четкие обозначения в течение всего срока службы площадки для кеглей. Диаметр позиций должен составлять 2 1/4 дюйма 1/16 дюйма (57.2 ± 1.6 мм).

Номера позиций для кеглей

Позиции должны быть расположены внутри равностороннего треугольника с шагом 12 дюймов ± 1/16 дюйма (304.8 ± 1.6 мм).

Расстояние от центра позиций для 7, 8, 9 и 10 кеглей до шахты (без учета задней планки) должно быть равно 3 дюйма ± 1/16 дюйма (76.2 ± 1.6 мм).

Расстояние от центра позиций для 7 и 10 кеглей до боковой кромки площадки для кеглей должно быть равно 2 3/4 дюйма ± 1/4 дюйма (60.3 ± 6.4 мм).

Позиция для кегли #1 должна быть расположена на равном расстоянии от обоих краев дорожки и обоих отбойников с допуском ± 1/8 дюйма (± 3.2 мм), а расстояние от ее центра до отбойников должно быть не менее 30 дюймов (762 мм).

Расстояние от центра позиций для 7 и 10 кеглей до ближайшего отбойника должно быть равно 12 1/6 дюймам ± 1/16 дюйма (306.4 ± 1.6 мм).

Для справки расстояние от центра позиции для кегли #1 до перпендикулярной линии, проведенной через центры заднего ряда позиций для кеглей должно составлять 31 3/16 дюймов (792.2 мм), а это же расстояние до шахты (без учета задней планки) должно быть равно 34 3/16 дюймов (868.4 мм).

1.12 Устройства установки кеглей (пинсеттеры)

Боулинг-центры, в которых используются автоматические устройства для установки кеглей, должны обеспечить их ежегодную проверку, заключающуюся в определении правильности установки кеглей. В случае обнаружения отклонений в работе устройств установки кеглей, одобрение таких устройств будет производиться только после устранения всех недостатков.

1.13 Отбойники

Отбойник или боковая перегородка может быть полностью выполнена из древесины твердых пород или из проверенных и одобренных синтетических материалов. Они должны быть установлены параллельно дорожке.

Отбойник должен начинаться от точки напротив или не более чем в 15 дюймах (381 мм) перед позицией для кегли #1 и проходить до стенки заднего амортизатора.

Расстояние между деревянной поверхностью двух отбойников должно составлять 60 1/8 дюйма ± 1/8 дюйма (1527 ± 3 мм).

Высота над поверхностью дорожки должна составлять 20 1/2 дюйма ± 3 1/2 дюйма (521 ± 89 мм).

Отбойники могут иметь однослойное покрытие из усиливающего материала толщиной не более 3/16 дюйма (4.8 мм).

1.14 Шахта

Для дорожек, не имеющих устройств автоматической установки кеглей, расстояние от пола шахты до верхней поверхности дорожки должно быть не менее 10 дюймов (254 мм), а от верхней части мата шахты до верхней части дорожки - не менее 9 1/2 дюймов (241 мм). Ширина шахты от задней кромки дорожки (включая ширину задней планки) до торца заднего амортизатора должна быть не менее 30 дюймов (762 мм). Для дорожек, снабженных устройствами автоматической установки кеглей, данная ширина должна быть не менее 25 дюймов (635 мм). Спецификации зоны шахты для оборудования автоматической установки кеглей разрабатывается специально под конкретное устройство установки кеглей одновременно с выдачей одобрения на его применение.

1.15 Задний амортизатор

Задний амортизатор должен всегда иметь покрытие из черного материала. При этом конструкция заднего амортизатора должна быть такой, чтобы предотвращать отскок (рикошет) кегли на дорожку.

1.16 Разметка или указатели

Разметка или указатели, наносимые на дорожки и участки подхода, должны соответствовать следующим требованиям:

а) В каждой из следующих точек участка подхода (расстояние измеряется до линии заступа) может быть вставлено или нанесено до 7 направляющих ориентиров: 2-6 дюймов (51-152 мм), 9-10 футов (2743-3048 мм), 11-12 футов (3353-3658 мм), 14-15 футов (4267-4572 мм). Каждая серия направляющих ориентиров должна быть параллельна линии заступа (фола), а каждый направляющий ориентир должен быть равномерным, иметь форму круга, диаметр которого не должен превышать? дюйма (19 мм).

б) В точке на расстоянии 6-8 футов (1828-2438 мм) после линии заступа и параллельно ей на дорожке могут быть вставлены или нанесены до 10 направляющих ориентиров. Каждый направляющий ориентир должен быть равномерным, иметь форму круга, диаметр которого не должен превышать? дюйма (19 мм).

в) В точке на расстоянии 12-16 футов (3658-4877 мм) после линии заступа на дорожке могут быть вставлены или нанесены до 7 целей. Каждая цель должна быть равномерной, и может состоять из одной или нескольких стрелок, ромбов, треугольных или прямоугольных указателей. Размеры поверхности покрываемой каждой целью не должны превышать 1 ? дюйма (31.8 мм) в ширину и 6 дюймов (152.4 мм) в длину. Каждая цель должна располагаться на равном удалении от другой, а вместе они должны образовывать единый рисунок.

г) Вставленная разметка или указатели должны быть выполнены из дерева или пластика. Они должны быть вставлены заподлицо с поверхностью участков подхода. При нанесении разметки, это следует делать на неотделанной древесине, после чего разметка должна быть покрыта лаком или аналогичным, прозрачным материалом, который обычно используется для отделки поверхности. Все подобные элементы, выполненные в любом боулинг-центре, должны быть единообразны, как в отношении дизайна, так и по размерам. Такое единообразие должно быть обеспечено, по крайней мере, на естественной паре дорожек.

2. Требования к обработке дорожек

Для всех официальных соревнований, проводимых или санкционированных ФСБР, к обработке дорожек должны применяться следующие требования.

После каждого нанесения кондиционера на смазываемой части дорожки (включая любую часть дорожки обработанную буфером машины для нанесения кондиционера) должно оставаться не менее 5 юнит кондиционера. По всей поверхности смазываемой части дорожек необходимо использовать кондиционер одного типа и производителя. При проведении соревнований для смазки дорожек следует применять один и тот же кондиционер и одинаковые методы обработки.

Минимальное и максимальное расстояние обработки, включая часть дорожки обработанную буфером должно быть не менее 28 футов (8535 мм) и не более 45 футов (13715 мм). Данное правило не означает, что рекомендуемое минимальное расстояние обработки составляет 28 футов. Для обработки дорожек можно брать любое значение из диапазона от 28 до 45 футов.

3. Спецификация кеглей для боулинга

В настоящее время при проверке кеглей используются методики одобренные Отделом Технических Спецификаций ABC/WIBC, поэтому все кегли, утвержденные ABC/WIBC, будут утверждены и WTBA.

3.1 Материалы

Кегли, одобренные для использования в игре, должны быть выполнены из высококачественного твердого клена. Каждая кегля может быть сделана из цельного куска, или собрана из двух и более слоев, при условии, что кегли соответствуют данным спецификациям. Все слои должны быть параллельны вертикальной оси кегли. Возможно применение нового и использованного дерева, при условии, что все такие новые и/или переделанные кегли выполнены в соответствии с требованиями спецификаций, установленных WTBA.

3.2 Вес

Вес каждой кегли с пластиковым покрытие должен быть не меньше, чем 3 фунта и 6 унций (1531 грамма) и не больше, чем 3 фунта и 10 унций (1645 граммов).

Кегли из одного комплекта должны быть единообразны по внешнему виду, включая конструкцию, материал, отделку, этикетки и маркировки на «горлышке» кеглей, степени износа.

3.3 Балансировка

Центр тяжести любой из десяти кеглей должен находиться на расстоянии не более 5-60/64 дюймов и не менее 5-40/64 дюйма от донышка кегли.

3.5 Отделка

Деревянная поверхность цельных или многослойных кеглей должна иметь обычно применяемую отделку. Данное покрытие поверхности кегли должно быть прозрачным (светлым) и/или окрашено белым пигментом. Это не относится к маркировке на «горлышке» кегли. Допускаются стандартные покрытия деревянных поверхностей с толщиной пленки 0.004 дюйма.

ПРИМЕЧАНИЕ : в санкционированных турнирах допускается использование цветных кеглей, при условии, что все они одинаковы в пределах всего комплекта.

3.6 Конструкция и габаритные размеры

Высота каждой кегли должна составлять 15 дюймов 2/64 дюйма.

Все кегли должны быть снабжены одобренным пластиковым креплением основания, или пластиковой вставкой (или вставка из фибры) с наружным диаметром не менее 2 дюймов.

Основание, дюймы Номинальный диаметр плоской части, дюймы Максимальный диаметр плоской части, дюймы Минимальный диаметр плоской части, дюймы

Высота над основанием, дюймы Номинальный диаметр, дюймы Максимальный диаметр, дюймы Минимальный диаметр, дюймы
13 1/2 2.547 2.578 2.516
12 5/8 2.406 2.437 2.375
11 3/4 2.094 2.125 2.063
10 7/8 1.870 1.901 1.839
10 1.797 1.828 1.766
9 3/8 1.965 1.996 1.934
8 5/8 2.472 2.503 2.441
7 1/4 3.703 3.734 3.672
5 7/8 4.563 4.594 4.532
4 1/2 4.766 4.797 4.735
3 3/8 4.510 4.541 4.479
2 1/4 3.906 3.937 3.875
03.апр 2.828 2.859 2.797

Верхняя часть кегли должна быть выполнена в виде равномерной дуги с радиусом закругления 1.273 дюйма 2/64 (0.031) дюйма.

Допуск на диаметр не должен превышать 2/64 (0.031) дюйма.

Конусный переход между отдельными частями кегли должен быть постепенным, чтобы все линии образовывали ровную, красивую кривую.

Ни одна из частей основания не должна выступать за крепление основания, но часть основания около крепления может иметь углубление размером не более 0.025 дюйма. Все кегли должны быть заводское закругление по внешнему краю основания радиусом 5/32 (0.156) дюйма 2/64 (0.031) дюйма. Диаметр основания без учета скругленной кромки не должен превышать 2 дюйма.

4. Спецификация шаров для боулинга

4.1 Материал

Стандартный шар для боулинга должен быть выполнен из неметаллического композиционного материала и должен удовлетворять требованиям спецификаций по весу, размеру и балансировке.

Использование передвижных устройств в шаре для боулинга запрещено, за исключением того, что допускается вставка любого устройства для изменения расстояния между пальцами или размера отверстий для большого пальца и других пальцев, при условии, что такая конструкция данного устройства обеспечивает его жесткую фиксацию во время броска, и оно не может быть удалено из шара без повреждения. . По всей поверхности смазываемой части дорожек необходимо использовать смазку одного типа и производителя. При проведении соревнований, для смазки дорожек следует применять одну и ту же смазку и одинаковые методы обработки.)

Запрещается внедрение в шар металла или любого другого вещества, отличного от исходного материала шара, используемого при его изготовлении. Кроме того, не допускается любое изменение шара, приводящее к выходу его весовых параметров или балансировки за пределы диапазона указанного в спецификациях, а использование таких шаров в соревнованиях, проводимых под эгидой WTBA, категорически запрещено.

Для пересверливания отверстий шара могут быть вставлены специальные пробки. Допускается вставка в шар разнообразных указателей, маркировок, при условии, что они выполнены заподлицо с наружной поверхностью шара. Во всех случаях они должны быть выполнены из материала аналогичного (хотя и не обязательно такого же) исходному материалу шара. На наружной поверхности не должно быть какого-либо постороннего материала.

Данные ограничения также распространяются, как на изготовление, так и/или на любую доработку шара, при условии, что это не относится к сознательному завышению веса в процессе изготовления шара, установки вставок или квалифицированного ремонта.

4.2 Вес и размер

Длина окружности шара и его вес не должна превышать 27 дюймов (686 мм) и 16 фунтов (7.25 кг) соответственно. Диаметр любого шара должен быть постоянным.

На поверхности шара не должно быть углублений или канавок, за исключением отверстий или углублений для его захвата, идентификационных надписей и номеров, случайных сколов или пятен износа.

4.3 Параметры, которые должны быть измерены в месте проведения турнира:

а) Вес брутто. Должен быть не более 16 фунтов (7.25 кг).

б) Отверстия или углубления для захвата. Их количество не должно превышать 5 (пять).

в) Допускается одно отверстие для балансировки. Его диаметр не должен превышать 1 1/4 дюйма (31.8 мм).

г) Допускаются вентиляционные отверстия для пальцев и/или отверстия для большого пальца. Их диаметр не должен превышать 1/4 дюйма (6.4 мм).

д) Допускается одно отверстие для проведения осмотра. Его диаметр не должен превышать 5/8 дюйма (15.9 мм), а глубина - 1/8 дюйма (3.2 мм).

е) Статическая разбалансировка. Не должна выходить за пределы допусков, указанных ниже.

ж) Твердость шара. В соответствии с требованиями, приведенными ниже.

4.4 Параметры, которые не требуется измерять на месте проведения турнира:

а) Длина окружности шаров для боулинга

б) Динамический коэффициент трения

в) Требования к маркировке.

4.5 Балансировка

Шары должны быть сконструированы и просверлены так, чтобы не менее чем 6 его сторон были надлежащим образом уравновешены. При балансировке шара для боулинга допускаются следующие отклонения:

А. Вес: 10 фунтов (4.53 кг) или более:

а) Разность между верхней половиной шара (сторона с отверстиями для пальцев) и нижней половиной (цельная сторона, противоположная стороне с отверстиями для пальцев) не более трех (3) унций (85 грамм).

б) Разность между сторонами справа и слева от отверстий для пальцев, между сторонами спереди и сзади отверстий для пальцев не более одной (1) унции (28 грамм).

в) Разность между любыми двумя половинами просверленного шара без отверстия для большого пальца не более одной (1) унции (28 грамм).

г) Разность между любыми двумя половинами просверленного шара без любых отверстий или углублений для пальцев не более одной (1) унции (28 грамм).

д) Разность между любыми двумя половинами шара, используемого без какого-либо отверстия или углубления - не более одной (1) унции (28 грамм).

Б. Вес: от 10 до 8 фунтов (4.53 - 3.62 кг):

а) Разность между верхней половиной шара (сторона с отверстиями для пальцев) и нижней половиной (цельная сторона, противоположная стороне с отверстиями для пальцев) не более двух (2) унций (57 грамм).

В. Вес: менее 8 фунтов (3.62 кг):

а) Разность между верхней половиной шара (сторона с отверстиями для пальцев) и нижней половиной (цельная сторона, противоположная стороне с отверстиями для пальцев) не более 3/4 унции (21 грамм).

б) Разность между сторонами справа и слева от отверстий для пальцев, между сторонами спереди и сзади отверстий для пальцев не более 3/4 унции (21 грамм).

в) Разность между любыми двумя половинами просверленного шара без отверстия для большого пальца не более 3/4 унции (21 грамм).

г) Разность между любыми двумя половинами просверленного шара без любых отверстий или углублений для пальцев не более 3/4 унции (21 грамм).

д) Разность между любыми двумя половинами шара, используемого без какого-либо отверстия или углубления - не более 3/4 унции (21 грамм).

4.6 Твердость

Твердость поверхности шара для боулинга, используемого в любом соревновании под эгидой FIQ, WTBA, должна быть не менее 72 единиц при измерении прибором для измерения твердости «D» при комнатной температуре.

ПРИМЕЧАНИЕ : твердость поверхности шара должна измеряться твердомером, снабженным ручным индикатором, который известен под названием «прибор для измерения твердости „D“».

Методика проверки твердости заключается в следующем:

Проводится три измерения в точках, находящихся на равном расстоянии друг от друга по окружности шара. Измерения начинаются в зоне сверления отверстий шара, при этом зонд твердомера располагается перпендикулярно, то есть под углом 90 градусов к поверхности шара. Результаты трех замеров складываются, и полученное значение делится на 3. Итоговое значение является твердостью поверхности шара при измерении твердомером «D». Все измерения проводятся при комнатной температуре, что обычно, может быть определено по ощущениям во время прикосновения к шару. Если вы проводите измерения твердости сразу после того, как шар был принесен с мороза или из зоны с высокой температурой, то результаты измерения будут не точными.